В современном мире экология как наука приобретает особое значение в связи с усилением воздействия человека на природу. Она уже не может считаться только наукой об отношениях живых организмов с окружающей средой. Задачами экологии на современном этапе являются поиск новых путей сосуществования человека и природы, изучение философских, социальных, экономических, образовательных и других проблем, стоящих перед обществом.
При преподавании школьных предметов имеется возможность продемонстрировать взаимосвязи между понятиями, принятыми в различных областях знаний, и процессами, протекающими в природной среде, в человеческом обществе.
При изучении геометрии в школе можно установить взаимосвязи между геометрическими понятиями и окружающим миром. С древности, наблюдая за окружающей природой и создавая произведения искусства, люди искали закономерности, которые позволяли бы определить прекрасное, т. е. пытались вывести “формулу красоты”.
Ряд “формул красоты” известен. Это – правильные геометрические формы: квадрат, круг, равносторонний треугольник и т. д.; это – законы симметрии. Можно привести множество примеров присутствия симметрии в окружающем нас мире. Симметрию легко обнаружить в природных и рукотворных формах. Эстетическое наслаждение, получаемое человеком при наблюдении совершенных форм предмета, объясняется не только выполнением законов симметрии, но и присутствием так называемой “божественной” пропорции, “золотого сечения” в соотношении частей, на которые предмет делится естественным образом. Соблюдение пропорций в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания. “Золотое сечение” являлось критерием гармонии и красоты во времена Пифагора и в эпоху Возрождения. Знания об этом уникальном отношении частей к целому продолжают наполняться новым содержанием, проникая в самые разнообразные области человеческих знаний. Одновременно с этим может быть найден подход к решению одной из задач воспитания экологической культуры – созданию целостной картины мира в сознании школьников.
В связи с вышеизложенным, элективный курс “Математика и цветоводство” ставит следующую цель: показать, как математические понятия взаимосвязаны с окружающей средой, и дать школьникам базовые знания по выращиванию комнатных растений, уходу за ними, по растительному дизайну внутренних помещений.
Задачи:
- обеспечить педагогические условия для расцвета личности школьника с учётом его возрастных особенностей; развитие творческих сил, способностей и дарований;
- развивать гуманистические субъект субъектные отношения;
- формировать основанное на общечеловеческих ценностях и законах красоты мировоззрение учащихся;
- формировать устойчивый интерес к дисциплинам естественно-математического цикла.
- способствовать формированию интереса к окружающей природе, среде обитания и мотиваций к познанию через использование математических понятий;
- способствовать формированию качеств самостоятельности и самоактуализации;
- научить выращивать и разводить цветы, разрабатывать и выполнять дизайнерские проекты по озеленению отдельных участков внутреннего пространства помещений;
- способствовать развитию интереса к трудовой деятельности как виду творчества, формированию навыков гигиены и охраны труда при работе с растениями;
В процессе педагогической деятельности задействованы следующие виды обучения: традиционное (объяснительно-иллюстративное) обучение, проблемное (самостоятельное добывание знаний в процессе решения учебных проблем, развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся) и инновационное (самообразование, самовоспитание, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалами).
Эти виды обучения предполагают следующие формы организации обучения:
- Индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения.
- Взаимного обучения, самообучения и саморазвития.
- Массовые мероприятия: экскурсии, творческие отчёты, участие в семинарах, конференциях, выставках и т.п.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности, лекции, консультации, лабораторную работу, опытную работу, самостоятельную работу, творческую проектную работу и т.п.
Эффективность обучения будет отслеживаться следующими формами контроля:
- самостоятельная работа;
- срезы знаний, умений в процессе обучения;
- итоговый контроль.
Показателем эффективности обучения также будут повышающийся интерес к математике, биологии, черчению, творческая активность и результативность учащихся.
Данный элективный курс “Математика и цветоводство” предназначен для школьников 10-11-х классов и рассчитан на 35 часов.
Итоговый контроль предусматривает:
- в конце первого раздела – проверка первоначальных знаний умений и навыков по комнатному цветоводству. Форма контроля – собеседование;
- в конце второго раздела – теоретическая подборка материалов по выращиванию цветов одного вида и её защита;
- в конце третьего раздела – защита воплощённого растительного дизайн проекта оформления избранного участка интерьера школы.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем |
Количество часов | |
теория | практика | ||
Раздел I. Уход за растениями |
2 |
4 |
|
1. | Из истории растений. | 0,5 |
|
2. | Части растения. “Золотое сечение” в окружающих нас растениях. | 1 |
1 |
3. | Полив комнатных растений. Температурный режим. Свет. |
|
1 |
4. | Пересадка и размножение комнатных растений. |
|
1 |
5. | Болезни и вредители. | 0,5 |
|
6. | Собеседование. |
|
1 |
Раздел II. Особенности выращивания и размножения различных групп комнатных растений. |
4 |
9 |
|
1. | Семейство акантовые. | 0,5 |
1 |
2. | Семейство амариллисовые. | 0,5 |
1 |
3. | Семейство аспарагусовые. | 0,5 |
1 |
4. | Семейство асфоделовые. | 0,5 |
1 |
5. | Семейство бромелиевые. | 0,5 |
1 |
6. | Семейство кактусовые. | 0,5 |
1 |
7. | Семейство коммелиновые. | 0,5 |
1 |
8. | Отдельные растения. | 0,5 |
1 |
9. | Защита реферата. |
|
1 |
Раздел III. Цветочный дизайн. |
7 |
8 |
|
1. | Геометрические преобразования. Использование математических понятий при составлении дизайнерских проектов. | 1 |
|
2. | Элементы строительного черчения, используемые в дизайнерских проектах. | 0,5 |
|
3. | Цветовой климат интерьера; растения и освещение; основные понятия и виды дизайна. | 1 |
|
4. | Варианты подбора растений. | 0,5 |
|
5. | Дизайнпроект гостиной. | 1 |
2 |
6. | Дизайнпроект детской комнаты. | 1 |
2 |
7. | Дизайнпроект кухни. | 1 |
2 |
8. | Дизайнпроект ванной комнаты. | 1 |
2 |
9. | Защита дизайнпроекта. |
|
1 |
Содержание курса.
Раздел I. Уход за растениями.
Из истории растений. Строение растений. “Золотое сечение”. Практическая работа по определению “золотого сечения” у растений. Как поливать и подкармливать комнатные растения. Световой и температурный режим. Почва и посуда для комнатных растений. Пересадка и размножение комнатных растений. Болезни и вредители.
Знания и умения: Обучающиеся должны знать, как появились растения, как составляются имена того или иного растения; должны знать строение растения и уметь определять “золотое сечение”; должны научится поливать и подкармливать комнатные растения; уметь правильно регулировать световой и температурный режим; должны знать какие почвы и для какого растения применимы; уметь выполнить пересадку растения; знать и уметь определить заболевание и вредителей комнатного растения.
Раздел II. Особенности выращивания и размножения различных групп комнатных растений.
В этом разделе рассматриваются растения, входящие в семейства: акантовые, амариллисовые, аспарагусовые, асфоделовые, бромеливые, кактусовые, коммелиновые. Отличительные признаки этих семейств. Требования к уходу. Цветение, корни, удобрение, свет, размножение.
Знания и умения: Обучающиеся должны знать отличительные признаки растений, входящих в определённое семейство и уметь по этим признакам классифицировать растения по семействам; знать основные требования к уходу за растениями определённого семейства и уметь ухаживать за ними; уметь определять заболевание и вредителей комнатного растения и уметь их устранять и предотвращать; знать, как размножаются растения того или иного семейства, и уметь это делать.
Раздел III. Цветочный дизайн.
Этот раздел знакомит обучающихся с применением геометрических преобразований (симметрия, зеркальное отображение, поворот) в цветочном дизайне. Построение плана комнаты. Основные понятия и виды дизайна. Цвет, освещение. Как подобрать растения для гостиной, детской комнаты, кухни и ванной комнаты. Разработка дизайнерских проектов этих помещений.
Знания и умения: Обучающиеся должны знать, как и где в комнатном цветоводстве можно применить геометрические понятия; уметь выполнять построение плана комнаты с учётом требований ГОСТа; уметь подобрать комнатные растения с учётом расположения и планировки квартиры для того или иного помещения; уметь составлять дизайнерские проекты гостиной, детской комнаты, кухни и ванной комнаты и осуществлять их.
Литература.
- Макровская М.М. Уголок природы в детском саду. Москва, Просвещение, 1989г.
- Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. М, Просвещение, 1986г.
- Серпухова В.И., Тавлинова Г.К. Комнатные и балконные растения. Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1955г.
- Гладкий Н.П. Декоративное цветоводство. Л., Колос 1977г.
- Миско Л.А. Розы. М, Наука 1986г.
- Степанова И. Лианы. М., “Панорама”, 1991г.
- Николаенко Ц.П. Справочник цветовода М., Колос, 1971г.
- Горкин А.П., Андреева И.А. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. М., Большая, российская энциклопедия, 1993г.
- Ракуленко В.В. Декоративное садоводство, М, Просвещение, 1982г.
- Журнал “Растения в интерьере”. М, 2002-2003г.
- Балашова Е.В., Тищенко М.Н. Библиотечный дизайн, М., Гадарики, 2004г.
- Журнал “Зелёный интерьер”, Издательство Зеркало, 2001г.
- Журнал “Цветы в доме”, Издательство Бурда, 2002-2003г.
- Чуб В.В., Лезина К.Д. Полная энциклопедия комнатных растений. М.; Изд-во Эксмо, 2002г.
- Комнатные растения М.; АСТ: Астрель, 2001г.
- Зонхильд Бишофф, Урсула Копп. Зимний сад. Планирование. Строительство. Выбор растений./Пер. с нем. – М.: БММ АО, 2002г.
- Журнал “Комнатные и садовые растения” Русское издание итальянского проекта “Verdissimo”, выпуск 1-60, 2003-2004г.
- Александров А.Д. и др. Геометрия 10-11. М.; Просвещение, 1994г.
- Атанасян Л.С. Геометрия 10-11. М.; Просвещение, 2003г.
- Газета “Математика” № 42, 2000г.