Элективный курс "Математика и цветоводство"

Разделы: Математика, Биология


В современном мире экология как наука приобретает особое значение в связи с усилением воздействия человека на природу. Она уже не может считаться только наукой об отношениях живых организмов с окружающей средой. Задачами экологии на современном этапе являются поиск новых путей сосуществования человека и природы, изучение философских, социальных, экономических, образовательных и других проблем, стоящих перед обществом.

При преподавании школьных предметов имеется возможность продемонстрировать взаимосвязи между понятиями, принятыми в различных областях знаний, и процессами, протекающими в природной среде, в человеческом обществе.

При изучении геометрии в школе можно установить взаимосвязи между геометрическими понятиями и окружающим миром. С древности, наблюдая за окружающей природой и создавая произведения искусства, люди искали закономерности, которые позволяли бы определить прекрасное, т. е. пытались вывести “формулу красоты”.

Ряд “формул красоты” известен. Это – правильные геометрические формы: квадрат, круг, равносторонний треугольник и т. д.; это – законы симметрии. Можно привести множество примеров присутствия симметрии в окружающем нас мире. Симметрию легко обнаружить в природных и рукотворных формах. Эстетическое наслаждение, получаемое человеком при наблюдении совершенных форм предмета, объясняется не только выполнением законов симметрии, но и присутствием так называемой “божественной” пропорции, “золотого сечения” в соотношении частей, на которые предмет делится естественным образом. Соблюдение пропорций в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания. “Золотое сечение” являлось критерием гармонии и красоты во времена Пифагора и в эпоху Возрождения. Знания об этом уникальном отношении частей к целому продолжают наполняться новым содержанием, проникая в самые разнообразные области человеческих знаний. Одновременно с этим может быть найден подход к решению одной из задач воспитания экологической культуры – созданию целостной картины мира в сознании школьников.

В связи с вышеизложенным, элективный курс “Математика и цветоводство” ставит следующую цель: показать, как математические понятия взаимосвязаны с окружающей средой, и дать школьникам базовые знания по выращиванию комнатных растений, уходу за ними, по растительному дизайну внутренних помещений.

Задачи:

  • обеспечить педагогические условия для расцвета личности школьника с учётом его возрастных особенностей; развитие творческих сил, способностей и дарований;
  • развивать гуманистические субъект субъектные отношения;
  • формировать основанное на общечеловеческих ценностях и законах красоты мировоззрение учащихся;
  • формировать устойчивый интерес к дисциплинам естественно-математического цикла.
  • способствовать формированию интереса к окружающей природе, среде обитания и мотиваций к познанию через использование математических понятий;
  • способствовать формированию качеств самостоятельности и самоактуализации;
  • научить выращивать и разводить цветы, разрабатывать и выполнять дизайнерские проекты по озеленению отдельных участков внутреннего пространства помещений;
  • способствовать развитию интереса к трудовой деятельности как виду творчества, формированию навыков гигиены и охраны труда при работе с растениями;

В процессе педагогической деятельности задействованы следующие виды обучения: традиционное (объяснительно-иллюстративное) обучение, проблемное (самостоятельное добывание знаний в процессе решения учебных проблем, развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся) и инновационное (самообразование, самовоспитание, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалами).

Эти виды обучения предполагают следующие формы организации обучения:

  1. Индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения.
  2. Взаимного обучения, самообучения и саморазвития.
  3. Массовые мероприятия: экскурсии, творческие отчёты, участие в семинарах, конференциях, выставках и т.п.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности, лекции, консультации, лабораторную работу, опытную работу, самостоятельную работу, творческую проектную работу и т.п.

Эффективность обучения будет отслеживаться следующими формами контроля:

  • самостоятельная работа;
  • срезы знаний, умений в процессе обучения;
  • итоговый контроль.

Показателем эффективности обучения также будут повышающийся интерес к математике, биологии, черчению, творческая активность и результативность учащихся.

Данный элективный курс “Математика и цветоводство” предназначен для школьников 10-11-х классов и рассчитан на 35 часов.

Итоговый контроль предусматривает:

  • в конце первого раздела – проверка первоначальных знаний умений и навыков по комнатному цветоводству. Форма контроля – собеседование;
  • в конце второго раздела – теоретическая подборка материалов по выращиванию цветов одного вида и её защита;
  • в конце третьего раздела – защита воплощённого растительного дизайн проекта оформления избранного участка интерьера школы.

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов
теория практика

Раздел I. Уход за растениями

2

4

1. Из истории растений.

0,5

  

2. Части растения. “Золотое сечение” в окружающих нас растениях.

1

1

3. Полив комнатных растений. Температурный режим. Свет.

  

1

4. Пересадка и размножение комнатных растений.

  

1

5. Болезни и вредители.

0,5

  

6. Собеседование.

  

1

Раздел II. Особенности выращивания и размножения различных групп комнатных растений.

4

9

1. Семейство акантовые.

0,5

1

2. Семейство амариллисовые.

0,5

1

3. Семейство аспарагусовые.

0,5

1

4. Семейство асфоделовые.

0,5

1

5. Семейство бромелиевые.

0,5

1

6. Семейство кактусовые.

0,5

1

7. Семейство коммелиновые.

0,5

1

8. Отдельные растения.

0,5

1

9. Защита реферата.

  

1

Раздел III. Цветочный дизайн.

7

8

1. Геометрические преобразования. Использование математических понятий при составлении дизайнерских проектов.

1

  

2. Элементы строительного черчения, используемые в дизайнерских проектах.

0,5

  

3. Цветовой климат интерьера; растения и освещение; основные понятия и виды дизайна.

1

  

4. Варианты подбора растений.

0,5

  

5. Дизайнпроект гостиной.

1

2

6. Дизайнпроект детской комнаты.

1

2

7. Дизайнпроект кухни.

1

2

8. Дизайнпроект ванной комнаты.

1

2

9. Защита дизайнпроекта.

  

1

Содержание курса.

Раздел I. Уход за растениями.

Из истории растений. Строение растений. “Золотое сечение”. Практическая работа по определению “золотого сечения” у растений. Как поливать и подкармливать комнатные растения. Световой и температурный режим. Почва и посуда для комнатных растений. Пересадка и размножение комнатных растений. Болезни и вредители.

Знания и умения: Обучающиеся должны знать, как появились растения, как составляются имена того или иного растения; должны знать строение растения и уметь определять “золотое сечение”; должны научится поливать и подкармливать комнатные растения; уметь правильно регулировать световой и температурный режим; должны знать какие почвы и для какого растения применимы; уметь выполнить пересадку растения; знать и уметь определить заболевание и вредителей комнатного растения.

Раздел II. Особенности выращивания и размножения различных групп комнатных растений.

В этом разделе рассматриваются растения, входящие в семейства: акантовые, амариллисовые, аспарагусовые, асфоделовые, бромеливые, кактусовые, коммелиновые. Отличительные признаки этих семейств. Требования к уходу. Цветение, корни, удобрение, свет, размножение.

Знания и умения: Обучающиеся должны знать отличительные признаки растений, входящих в определённое семейство и уметь по этим признакам классифицировать растения по семействам; знать основные требования к уходу за растениями определённого семейства и уметь ухаживать за ними; уметь определять заболевание и вредителей комнатного растения и уметь их устранять и предотвращать; знать, как размножаются растения того или иного семейства, и уметь это делать.

Раздел III. Цветочный дизайн.

Этот раздел знакомит обучающихся с применением геометрических преобразований (симметрия, зеркальное отображение, поворот) в цветочном дизайне. Построение плана комнаты. Основные понятия и виды дизайна. Цвет, освещение. Как подобрать растения для гостиной, детской комнаты, кухни и ванной комнаты. Разработка дизайнерских проектов этих помещений.

Знания и умения: Обучающиеся должны знать, как и где в комнатном цветоводстве можно применить геометрические понятия; уметь выполнять построение плана комнаты с учётом требований ГОСТа; уметь подобрать комнатные растения с учётом расположения и планировки квартиры для того или иного помещения; уметь составлять дизайнерские проекты гостиной, детской комнаты, кухни и ванной комнаты и осуществлять их.

Литература.

  1. Макровская М.М. Уголок природы в детском саду. Москва, Просвещение, 1989г.
  2. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. М, Просвещение, 1986г.
  3. Серпухова В.И., Тавлинова Г.К. Комнатные и балконные растения. Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1955г.
  4. Гладкий Н.П. Декоративное цветоводство. Л., Колос 1977г.
  5. Миско Л.А. Розы. М, Наука 1986г.
  6. Степанова И. Лианы. М., “Панорама”, 1991г.
  7. Николаенко Ц.П. Справочник цветовода М., Колос, 1971г.
  8. Горкин А.П., Андреева И.А. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. М., Большая, российская энциклопедия, 1993г.
  9. Ракуленко В.В. Декоративное садоводство, М, Просвещение, 1982г.
  10. Журнал “Растения в интерьере”. М, 2002-2003г.
  11. Балашова Е.В., Тищенко М.Н. Библиотечный дизайн, М., Гадарики, 2004г.
  12. Журнал “Зелёный интерьер”, Издательство Зеркало, 2001г.
  13. Журнал “Цветы в доме”, Издательство Бурда, 2002-2003г.
  14. Чуб В.В., Лезина К.Д. Полная энциклопедия комнатных растений. М.; Изд-во Эксмо, 2002г.
  15. Комнатные растения М.; АСТ: Астрель, 2001г.
  16. Зонхильд Бишофф, Урсула Копп. Зимний сад. Планирование. Строительство. Выбор растений./Пер. с нем. – М.: БММ АО, 2002г.
  17. Журнал “Комнатные и садовые растения” Русское издание итальянского проекта “Verdissimo”, выпуск 1-60, 2003-2004г.
  18. Александров А.Д. и др. Геометрия 10-11. М.; Просвещение, 1994г.
  19. Атанасян Л.С. Геометрия 10-11. М.; Просвещение, 2003г.
  20. Газета “Математика” № 42, 2000г.