Цели:
- ознакомить учащихся с новым понятием – биоритмы (суточные, недельные, месячные, сезонные);
- рассмотреть, каким образом биоритмы влияют на здоровье человека, его работоспособность;
- с помощью анкеты определить к какому типу биологического ритма (утреннего или вечернего) относится учащийся.
Вид урока: объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: вводный.
Задачи:
- Образовательные:
- ознакомить учащихся с понятием биоритмы, как важнейшем фактором, влияющим на здоровье и работоспособность человека;
- рассмотреть, что такое суточные, недельные, месячные, сезонные биоритмы.
- Развивающие:
- формирование интеллектуальных умений – анализировать, сравнивать, делать выводы – на основе изучения воздействия биоритмов на различные функции систем организма человека; определение на собственном примере типа биоритма(утреннего или вечернего), к которому они относятся;
- формирование общеучебных умений;
- работа с наглядным материалом, оформление в тетрадях графиков, записей.
- Воспитательные:
- воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет усвоения новых понятий.
Оборудование: валеологические тетради, видеофильм.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
На доске слова:
Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам…
А.И. Герцен
Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить…
Ф. Жолио-Кюри
II. Постановка задачи.
Учитель. Биологический ритм – один из механизмов, который позволяет организму приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Эти условия, повторяющиеся в определённом ритме, воздействуют на наш организм.
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
– Какие изменения условий среды они наблюдали или знают? (Смена времён года, нарастание или уменьшение солнечной активности, смена дня и ночи, периодичность приливов и отливов.)
Задание. Заполнить схему в валеологической тетради.
Биоритмы – это циклические колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающих организмам возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.
– Подобная периодичность отражается в биоритмах и требует от организма приспособления.
III. Объяснение нового материала.
Учитель. Биоритмы – это колебания, максимальные и минимальные значения которые наступают через приблизительно равные промежутки времени. Такие циклические процессы происходят на всех уровнях нашего организма. Например, на клеточном. В клетках происходят два противоположных процесса: простые вещества соединяются между собой и образуют более сложные, а также разрушение и деление сложных веществ на более простые. Влияют на эти процессы свет и температура, то есть смена дня и ночи. Днём наш организм максимально работает, быстро идет накопление и разрушение различных веществ. Ночью активность организма уменьшается, наши клетки отдыхают.
Задание. В валеологической тетради составить графики работоспособности в течение суток и в течение недели.
График работоспособности в течении суток.
В течение суток наблюдается три дважды
повторяющихся периода биоритмов, по 4 часа
каждый.
Период “тяжести, покоя и влаги”. Он
соответствует утру перед восходом солнца, когда
выпадает роса. На нас он отражается покоем и
тяжестью. Это наиболее благоприятный период для
первого приёма пищи.
- 10-12 часов – в это время нам особенно хочится есть, пища полноценно переваривается.
- 14-18 – часы наивысшей работоспособности, наиболее благоприятны для занятий спортом.
- 18-22 – человек хорошо расслабляется. Мы получаем удовольствие от прошедшего дня, голова полна впечатлений.
- 22-2 – чаще всего снятся “вещие сны”, появляется также аппетит.
- 2-6 – если встать из постели под конец этого периода, то весь день будешь чувствовать легкость и свежесть.
Про принятие пищи можно сказать, что
пятиразовый приём полезнее, чем двухразовый.
Почему? (Ребята могут сами ответить на этот
вопрос.)
Организм получает больше питательных веществ,
все клетки организма в том числе и мозговые,
лучше работают.
Недельные биоритмы.
Недельные биоритмы. Замечено, что в одну неделю у нас повышенное настроение, легко даются физические и умственные упражнения. В другую – настроение подавленное, все нагрузки остро чувствуются. Почему? Организм не может постоянно работать на высоком уровне, ему нужен отдых. Можно высчитать свои недельные биоритмы, в неделю “отдыха” – нужно стараться не перегружать организм.
Влияние луны. Под воздействием луны происходят приливы и отливы на морях и океанах, их мощность увеличивается или уменьшается в зависимости от дня лунного месяца, это также влияет и на человека. В дни новолуния и полнолуния сильно меняется влажность, давление, человек в зависимости от этого, по-разному себя чувствует.
Смена сезонов года также оказывает на нас влияние. Изменяется количество энергии, поступающей от солнца, следовательно, меняется влажность, плотность кислорода с связи с чем легкие человека активно работают осенью. Плотность кислорода наибольшая в январе, минимальная в июне и июле. Это отражается на деятельности всего организма, особенно почек (активный зимний период).
Устойчивость организма к действию
неблагоприятных факторов также подчинена
биоритмам. Скорость заживления ран повышается в
9-15 часов. Смертность при ночных хирургических
операциях в три раза выше, чем при дневных.
Обострение заболеваний сердечно-сосудистой
системы чаще в 9 часов, чем в 23. Туберкулёз
обостряется весной, язва – весной-осенью. Осенью
и зимой большее выявление больных диабетом.
Заболеваемость и смертность выше на 12 месяц от
рождения.
Острота болевых ощущений возрастает с полуночи
до 18 часов, а с 18 до 24 часов снижается.
Время приёма лекарств также имеет большое
значение. Приём инсулина в ночное время, даже
небольшими дозами, может привести к
нежелательным последствиям. Днем
восприимчивость к инсулину понижается, и он
может быть принят в значительном количестве. (Эти
интересные данные приводятся в конце занятия).
Дискуссия.
Учитель. Доказано, что у людей с 7-8 часовым сном, смертность минимальна. Если спят больше 10 часов, то она возрастает в 1,5-2 раза, а меньше 4 часа в 2,5 раза. Работоспособность также определяется биоритмами. Наивысшая работоспособность наблюдается в 10-12 и в 16-18 часов, наименьшая – в 14. Ночью происходит снижение мышечной силы, памяти, внимания, допускается больше ошибок. Но и ночью повышение работоспособности наблюдается в 24-1 и в 5-6 часов утра, понижение – в 1-3 часа. Но из правил есть исключения. Бывает, что время наибольшей продуктивности труда приходится на ночные или вечерние часы. Это – “совы”. “Жаворонки” же имеют наибольшую работоспособность в утренние и дневные часы. Они просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером же у них появляется сонливость, они рано ложатся спать. “Совы” засыпают поздно ночью, встают поздно утром и работоспособны бывают во второй половине дня. Кроме “жаворонков” и “сов”, есть еще и “голуби”. Люди этого типа не любят рано вставать, но и ложиться поздно тоже не хотят. Это дневной тип.
Задание. Ответить на вопросы теста и определить к какому типу относитесь (работа в тетради).
Изучение индивидуального характера
суточной изменчивости уровня бодрствования
(по методике Д. Хорна – О.Эстерберга в
модификации А.А. Путилова)
Тест. Что вы за “птица”.
Вопросы |
Ответы |
Баллы |
1. Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность Вашего сна никто не ограничивает, сможете ли Вы проснуться позже обычного времени и на сколько? | Не смогу, проснусь как обычно. Проснусь позже на час. Проснусь позже на 2 часа. Проснусь позже на 3 часа. Проснусь позже на 4 часа. |
1 |
2. В течение недели Вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени Вам потребуется, чтобы теперь уснуть в 11 часов вечера? | 10 минут или даже меньше. 15 минут. Полчаса. Около часа. Больше часа. |
1 |
3. Если в течение долгого времени Вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, какой будет динамика Вашей физической активности и работоспособности? | С вечерне-дневным пиком. С дневным пиком. С утренним и вечерним пиками. С утренне-дневным пиком. С утренним пиком. |
5 |
4. Представьте, что Вы оказались на необитаемом острове. У Вас есть наручные часы. Когда Вы хотели, чтобы на вашем острове светало? | В 9 ч. утра или еще позже. В 8 ч утра. В 7 ч. утра. В 6 ч. утра. В 5 ч утра или еще раньше. |
5 |
5. В течение недели Вы ложились спать и вставали когда хотели. Завтра Вы хотели бы проснуться в 7 часов утра. Разбудить Вас некому. В какое время Вы проснётесь? | Раньше 6.30 утра. Между 6.30 и 6.50 утра. Между 6.50 и 7 ч. утра. Между 7 и 7.10 утра. После 7.10 утра. |
1 |
6. Ежедневно в течение 3 часов Вы должны выполнять сложное задание (оно потребует напряжения всех Ваших сил и внимания). Какие часы Вы бы выбрали для этой работы? | С 8 до 11 ч. утра. С 9 утра до 12 ч. дня. С 10 утра до часа дня. С 11 ч. утра до 14 ч. дня. С 12 до 15 часов дня. |
1 |
7. Если Вы бодрствуете в обычное для Вас время, то когда Вы ощущаете упадок сил(вялость, сонливость)? | Только после сна. После сна и после обеда. В послеобеденное время. После обеда и перед сном. Только перед сном. |
5 |
8. Когда Вы вольны сколько хотите, в какое время Вы обычно просыпаетесь? | В 11 ч. утра или позже. В 10 ч. утра. В 9 ч. утра. В 8 ч. утра. В 7 часов утра или раньше. |
5 |
Учитель. На многих крупных предприятиях учитывают биоритмы людей. Стараются подобрать персонал для ночных смен исключительно из “сов”. У “жаворонков”, вынужденных работать ночью, чаще, чем у “сов”, возникают заболевания желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.
IV. Заключение.
Просмотр видеофильма про “живые” часы.
V. Домашнее задание.
1. Составить свои биоциклы, пользуясь указанной схемой.
- От дня рождения на 23-й день – физический подъем сил,
- на 28-й день – эмоциональный,
- на 33-й день – интеллектуальный.
2. Записать в тетради свой распорядок дня и сравнить его с приведенным ниже образцом. Из этого сделать вывод.
Примерный распорядок дня для учащихся, обучающихся в первую смену
Режимные моменты |
Время |
Пробуждение. |
7.00 |
Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание, уборка постели. |
7.00-7.30 |
Утренний завтрак. |
7.30-7.50 |
Дорога в школу. |
7.50-8.00 |
Учебные занятия в школе и общественная работа. |
8.00-14.00 |
Дорога из школы домой (прогулка). |
14.00-14.30 |
Обед. |
14.30-15.00 |
Пребывание на воздухе. |
15.00-16.00 |
Приготовление уроков. |
16.00-18.30 |
Пребывание на воздухе или занятие в кружках, секциях. |
18.30-19.30 |
Ужин и свободные занятия. |
19.30-21.00 |
Сон. |
21.00-7.00 |
Примерный распорядок дня для учащихся, обучающихся во 2-ю смену
Режимные моменты |
Время |
Пробуждение. |
7.30 |
Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание, уборка постели. |
7.30-8.00 |
Утренний завтрак и помощь семье. |
8.00-9.00 |
Приготовление уроков. |
9.00-11.30 |
Свободное занятие и прогулки. |
11.30-12.30 |
Обед. |
12.30-13.00 |
Дорога в школу(прогулка). |
13.00-13.30 |
Учебные занятия в школе, общественная работа. |
13.30-18.30 |
Дорога домой. |
18.30-19.00 |
Ужин и свободные занятия. |
19.00-21.00 |
Приготовление ко сну. |
21.00-21.30 |
Сон. |
21.30-7.30 |
Спасибо!
Будте здоровы!