Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: по форме проведения носит проблемный характер.
Цели урока:
- ознакомление учащихся с научными методами познания, на примере открытия вирусов;
- привлечение внимания к этой проблеме.
Задачи урока:
- ознакомить с путями исследования на примере открытия вирусов табачной мозаики;
- продолжить работу над развитием умений системного анализа при обсуждении поставленной проблемы,
- вступать и вести диалог;
- развивать навыки самообразования, самоанализа, самоконтроля, воспитания, речи, творческие способностей учащихся;
- воспитывать уважение к людям науки, их достижениям;
- продолжать формирование умения работать в коллективе, принимать совместное решение.
Оборудование:
- таблицы Вирусы, Бактерии,
- над доской слова Ал. Эйнштейна,
- на доске информационная справка, схема научного метода, схема биологического эксперимента.
Словесная схема урока: на каждой парте:
- информационная справка,
- схема научного метода, словарь используемых терминов,
- схема биологического эксперимента
Учитель вводит в урок элементы исторической ситуации, что позволяет раскрыть противоречивость и диалектичность процесса познания.
Урок начинается с информационной (исторической) справки учителя.
1887 год
Крым, юг России, Украины, Бесарабия
Плантации табака
Растения поражены неизвестной болезнью
Поражались листья:
1) светло-зеленые пятна
2) отмирание верхушек
Сельское хозяйство несло убытки
Исследовать заболевание предложили
студенту С.-Петербургского Университета
Дмитрию Иосифовичу Ивановскому
Удалось показать, что растения поражены не одной, а двумя болезнями:
одна из них рябуха | “другая совершенно самостоятельная
весьма интересная во многих отношениях” (характеристика болезни Д.И. Ивановским) |
обнаружен возбудитель ГРИБОК | возбудитель не обнаружен |
указал действенные меры борьбы с этим заболеванием | не указаны меры борьбы |
Учителем создается ситуация для формулирования проблемы урока.
Учитель: Представьте себе, что мы на табачной плантации, где растения поражены неизвестной болезнью. Что нам предстоит сделать?
Учащиеся: Достаточно быстро формулируют проблему, стоящую перед ними.
Проблема: Обнаружить возбудителя болезни табака.
Учитель: Вы сформулировали проблему, стоящую перед нами. Попытаемся найти пути решения этой проблемы.
Учитель вступает в диалог с классом.
Учащиеся пришли к единому мнению, начать работу па плантации с микроскопических исследований, обосновав свое решение тем, что им приходилось работать с микроскопом, и он дает возможность обнаружить возбудителей болезни.
Учитель: Д.И. Ивановским было подготовлено огромное количество препаратов из больных листьев, но это не принесло удачи.
Вопрос: Что не смог рассмотреть с помощью микроскопа ученый?
Ответ учащихся не вызывал сомнений: Ученый не обнаружил возбудителя болезни.
Учитель: Возвращаемся к факту, что на табачной плантации существует болезнь. Давайте уточним.
Вопрос: На плантации какие растения?
Ответ учащихся: Здоровые и больные.
Вопрос: Как отличили больные растения от здоровых?
Ответ: По листьям, методом наблюдений.
Вопрос: Какое предположение можно выдвинуть, основываясь на том, что у больных растений в основном поражены листья? Не забудьте связать с нашей проблемой.
Ученики: После долгих обсуждений пришли к выводу, что возбудитель болезни находится в соке больных листьев, и это можно доказать, заразив этим соком здоровые растения.
Учитель: Через 10–15 дней растения, у которых листья натерты соком больных листьев, заболевали.
Вопрос: Когда мы встречаем такую картину?
Учащиеся: После обсуждения вспоминают, что это похоже на инфекционное заболевание. Так протекает инкубационный период болезни.
Вопрос: Что вы смогли этим доказать?
Учащиеся: Доказали, что инфекционное начало в больных листьях.
Учитель: Но как передается инфекция в природе?
Вопрос: Ведь там никто не выжимает сок из больных листьев и не наносит его на здоровые.
Класс ищет пути решения. Одно из них – передача инфекции от больных растений к здоровым через корневую систему.
Обсуждаем: Почему в поле это будет труднее проверить? Что можно предпринять?
Выясняем: Можно посадить в один горшок несколько больных и здоровых растений, корневые системы переплетаются (хорошо видно при пересадке). Образуется один сплошной клубок. Есть возможность заразиться.
Учитель: Все это проделал и Ивановский, но ни одно из здоровых растений не заболело.
Выступает заранее подготовленный ученик: Д.И. Ивановский решил проверить, передается ли инфекция через семена?
- Выбирает участок среди больных растений и ставит на нем серию тщательно продуманных опытов.
- Во избежании перекрестного опыления цветы больных и здоровых растений изолировал бумажными колпачками, таким образом, они могли опыляться только собственной пыльцой.
- Собрал созревшие семена отдельно от больных и отдельно от здоровых растений.
- Высеял их на далеко отстоящих друг от друга участках.
- Наблюдал за всходами и развитием.
- Наблюдения показали, что все растения здоровы.
Учащиеся приходят к выводу самостоятельно.
Вывод учащихся: Болезнь не передается через корневую систему, не передается она и через семена (репродуктивный орган). Следовательно, болезнь не наследственная.
Информация учителя: Шли годы упорного труда, а как происходит заражение табака все еще не было выяснено. На помощь ученому пришли наблюдательные крестьяне. Они подсказали, что заболевание поражает преимущественно поля, на которых в предыдущие годы высевали табак.
Вопрос: Как инфекция попадает в почву?
Учащиеся: Работают над вопросом, пытаются сами доказать, как инфекция попадает в почву?
Член биологического кружка: Сообщение об эксперименте Ивановского.
Сопоставив высказывания крестьян со своими опытами, ученый пришел к выводу, что инфекция попадает в почву вместе с больными листьями.
Д.И. Ивановский
1) нарвал больные листья,
2) измельчил их,
3) закопал на другом участке в землю рядом со здоровыми растениями.
Через некоторое время все растения оказались пораженными, теперь все стало ясно.
Вопрос учителя: Что стало ясным?
Учащиеся: Обобщают полученные данные и приходят к выводу, что действительно инфекция в почву попадает через листья.
Далее учащиеся дают рекомендации.
Они сводятся к:
- удалению с поля зараженных листьев,
- немедленному их сжиганию,
- избегать посева табака по табаку (соблюдать севооборот).
Учитель: Мы решили с вами основную проблему, поставленную на уроке?
Учащиеся (уточняют): Основная проблема найти возбудителя болезни табака. А его еще не обнаружили.
Сообщение об открытии вируса.
Ученый прибегает к испытанному приему, предложенному в лаборатории Пастера – фильтрация через бактериальный фильтр с крайне мелкими порами. Опыты повторялись многократно. С помощью фильтра с крайне мелкими порами фильтровали сок больных растений. Но каждый раз они давали один и тот же результат. Нанесение профильтрованного сока на листья растений во всех случаях вызывало заболевание.
Вопрос учителя: Каких результатов хотел добиться ученый, многократно фильтруя сок больных растений?
Ответ учащихся: Возбудитель в соке есть, но не видим. Очень мал, раз прошел через бактериальный фильтр.
Учитель: Ивановский дает название возбудителю – фильтрующиеся вирусы. Это был 1892 год. Позже слово фильтрующиеся убрали, стали называть просто ВИРУСЫ.
Ученый не увидел вируса, но доказал, что он есть. Проблема была решена (на решение ее потребовалось 5 лет).
Уместны слова Альберта Энштейна “Умение ставить новые вопросы, видеть новые возможности, рассматривать старые проблемы под новым углом зрения требует творческого воображения и приводит к подлинным успехам в науке”.
Учитель подводит учащегося к закреплению изученного материала в виде схемы.
Воспроизводим материал урока в виде словесной схемы на доске и в тетрадях.
Открытие вирусов
Вопрос учителя: Ивановский открыл вирусы, не видя их. Где в науке были сделаны такие же открытия?
Возможные ответы учащихся: Мендель – опыты с горохом, передача наследственных признаков (объяснить не мог, не знал о генах). Менделеев предсказал существование химических элементов (галлий, германий, скандий). Кеплер в лаборатории предсказал местонахождение планеты Уран.
Учитель переходит к следующему этапу урока. Изучение научного метода познания.
Учащимся предлагается схема на доске в качестве дидактического материала с кратким обсуждением каждого этапа исследования с используемыми терминами.
Учитель предлагает школьникам ознакомиться со схемой научного метода.
Схема проведения биологического эксперимента
Постановка проблемы
Формулирование гипотезы
Планирование опыта
Проведение опыта
Научное объяснение
Используемые термины.
- Рассматривание – внимательное разглядывание объекта.
- Наблюдение – осуществление контроля за происходящим.
- Исследование – изучение строения, явления.
- Экспериментирование – добиться постоянства неизменяемых факторов в ходе опыта.
- Гипотеза – предположение, предугадывание.
Учитель: Подведем итог. Значимые научные результаты можно получить лишь после нескольких серий опытов с обработкой полученных результатов. Ивановский открыл вирусы, не видя их. Мы познакомились с его открытием, рассмотрели научные методы и порядок проведения эксперимента.
На следующем этапе урока учитель предлагает с целью закрепления и отработки навыков применения научных методов познания.
Следующий этап урока - работа в группах (по желанию).
Предлагается 2 вопроса.
1-й вопрос:
1. Внимательно изучите:
а) схематическое изображение научного метода,
б) словарь используемых терминов.
2. Запишите в тетрадь научные методы, которые применял Д.И. Ивановский при открытии вируса табачной мозаики.
2-й вопрос:
1. Рассмотрите схематическое изображение научного метода, схему биологического эксперимента.
2. Запишите в тетради ход проведения биологического эксперимента Ивановского (на выбор)
а) с корневой системой табака,
б) с семенами табака,
в) с листьями табака.
Учитель: С тех пор как были открыты вирусы прошло немало времени. Но споры вокруг них не прекращаются. Что же такое вирус?
Предлагается работа с учебником и рисунками. Сравнить строение бактерии и вируса. Рассмотрев рисунки, предложить вопросы для сравнения (каждая группа сдает вопросы учителю).
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание.
Вопросы:
1. Что такое вирус с точки зрения современной науки?
2. Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию. Почему?
3. Являются ли вирусы живыми?
Задание.
1. Выберите любой вопрос из трех.
2. Используя материал учебника Ю.И. Полянский стр. 144–145, Д.К. Беляев стр. 115.
3. Дополнительная литература
- П.Кемп, К.Армс. “Введение в биологию”, стр. 354–356.
- Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлер. Биология ч.1, стр. 28–31.
- Биология справочник школьника и студента пол редакцией З.Бреме, И.Мейнке.
- М.Н. Козлов. “Живые организмы” Мир знаний.
Постарайтесь дать обоснованный ответ на выбранный вами вопрос.
Представьте его в виде рисунка, схемы, краткой информации.
Урок заканчивается самоанализом.
Вопросы:
1. Какой момент урока вызвал у вас наибольший интерес?
2. Какими научными методами и где вы пользуетесь?