Урок "Открытие вирусов"

Разделы: Биология


Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: по форме проведения носит проблемный характер.

Цели урока:

  • ознакомление учащихся с научными методами познания, на примере открытия вирусов;
  • привлечение внимания к этой проблеме.

Задачи урока:

  • ознакомить с путями исследования на примере открытия вирусов табачной мозаики;
  • продолжить работу над развитием умений системного анализа при обсуждении поставленной проблемы,
  • вступать и вести диалог;
  • развивать навыки самообразования, самоанализа, самоконтроля, воспитания, речи, творческие способностей учащихся;
  • воспитывать уважение к людям науки, их достижениям;
  • продолжать формирование умения работать в коллективе, принимать совместное решение.

Оборудование:

  • таблицы Вирусы, Бактерии,
  • над доской слова Ал. Эйнштейна,
  • на доске информационная справка, схема научного метода, схема биологического эксперимента.

Словесная схема урока: на каждой парте:

  • информационная справка,
  • схема научного метода, словарь используемых терминов,
  • схема биологического эксперимента

Учитель вводит в урок элементы исторической ситуации, что позволяет раскрыть противоречивость и диалектичность процесса познания.

Урок начинается с информационной (исторической) справки учителя.

1887 год
Крым, юг России, Украины, Бесарабия
Плантации табака

Растения поражены неизвестной болезнью

Поражались листья:
1) светло-зеленые пятна
2) отмирание верхушек

Сельское хозяйство несло убытки

Исследовать заболевание предложили студенту С.-Петербургского Университета
Дмитрию Иосифовичу Ивановскому

Удалось показать, что растения поражены не одной, а двумя болезнями:

img2.gif (124 bytes) img3.gif (126 bytes)
одна из них рябуха “другая совершенно самостоятельная весьма
интересная во многих отношениях”
(характеристика болезни Д.И. Ивановским)
обнаружен возбудитель ГРИБОК возбудитель не обнаружен
указал действенные меры борьбы с этим заболеванием не указаны меры борьбы

Учителем создается ситуация для формулирования проблемы урока.

Учитель: Представьте себе, что мы на табачной плантации, где растения поражены неизвестной болезнью. Что нам предстоит сделать?

Учащиеся: Достаточно быстро формулируют проблему, стоящую перед ними.

Проблема: Обнаружить возбудителя болезни табака.

Учитель: Вы сформулировали проблему, стоящую перед нами. Попытаемся найти пути решения этой проблемы.

Учитель вступает в диалог с классом.

Учащиеся пришли к единому мнению, начать работу па плантации с микроскопических исследований, обосновав свое решение тем, что им приходилось работать с микроскопом, и он дает возможность обнаружить возбудителей болезни.

Учитель: Д.И. Ивановским было подготовлено огромное количество препаратов из больных листьев, но это не принесло удачи.

Вопрос: Что не смог рассмотреть с помощью микроскопа ученый?

Ответ учащихся не вызывал сомнений: Ученый не обнаружил возбудителя болезни.

Учитель: Возвращаемся к факту, что на табачной плантации существует болезнь. Давайте уточним.

Вопрос: На плантации какие растения?

Ответ учащихся: Здоровые и больные.

Вопрос: Как отличили больные растения от здоровых?

Ответ: По листьям, методом наблюдений.

Вопрос: Какое предположение можно выдвинуть, основываясь на том, что у больных растений в основном поражены листья? Не забудьте связать с нашей проблемой.

Ученики: После долгих обсуждений пришли к выводу, что возбудитель болезни находится в соке больных листьев, и это можно доказать, заразив этим соком здоровые растения.

Учитель: Через 10–15 дней растения, у которых листья натерты соком больных листьев, заболевали.

Вопрос: Когда мы встречаем такую картину?

Учащиеся: После обсуждения вспоминают, что это похоже на инфекционное заболевание. Так протекает инкубационный период болезни.

Вопрос: Что вы смогли этим доказать?

Учащиеся: Доказали, что инфекционное начало в больных листьях.

Учитель: Но как передается инфекция в природе?

Вопрос: Ведь там никто не выжимает сок из больных листьев и не наносит его на здоровые.

Класс ищет пути решения. Одно из них – передача инфекции от больных растений к здоровым через корневую систему.

Обсуждаем: Почему в поле это будет труднее проверить? Что можно предпринять?

Выясняем: Можно посадить в один горшок несколько больных и здоровых растений, корневые системы переплетаются (хорошо видно при пересадке). Образуется один сплошной клубок. Есть возможность заразиться.

Учитель: Все это проделал и Ивановский, но ни одно из здоровых растений не заболело.

Выступает заранее подготовленный ученик: Д.И. Ивановский решил проверить, передается ли инфекция через семена?

  1. Выбирает участок среди больных растений и ставит на нем серию тщательно продуманных опытов.
  2. Во избежании перекрестного опыления цветы больных и здоровых растений изолировал бумажными колпачками, таким образом, они могли опыляться только собственной пыльцой.
  3. Собрал созревшие семена отдельно от больных и отдельно от здоровых растений.
  4. Высеял их на далеко отстоящих друг от друга участках.
  5. Наблюдал за всходами и развитием.
  6. Наблюдения показали, что все растения здоровы.

Учащиеся приходят к выводу самостоятельно.

Вывод учащихся: Болезнь не передается через корневую систему, не передается она и через семена (репродуктивный орган). Следовательно, болезнь не наследственная.

Информация учителя: Шли годы упорного труда, а как происходит заражение табака все еще не было выяснено. На помощь ученому пришли наблюдательные крестьяне. Они подсказали, что заболевание поражает преимущественно поля, на которых в предыдущие годы высевали табак.

Вопрос: Как инфекция попадает в почву?

Учащиеся: Работают над вопросом, пытаются сами доказать, как инфекция попадает в почву?

Член биологического кружка: Сообщение об эксперименте Ивановского.

Сопоставив высказывания крестьян со своими опытами, ученый пришел к выводу, что инфекция попадает в почву вместе с больными листьями.

Д.И. Ивановский

1) нарвал больные листья,

2) измельчил их,

3) закопал на другом участке в землю рядом со здоровыми растениями.

Через некоторое время все растения оказались пораженными, теперь все стало ясно.

Вопрос учителя: Что стало ясным?

Учащиеся: Обобщают полученные данные и приходят к выводу, что действительно инфекция в почву попадает через листья.

Далее учащиеся дают рекомендации.

Они сводятся к:

  1. удалению с поля зараженных листьев,
  2. немедленному их сжиганию,
  3. избегать посева табака по табаку (соблюдать севооборот).

Учитель: Мы решили с вами основную проблему, поставленную на уроке?

Учащиеся (уточняют): Основная проблема найти возбудителя болезни табака. А его еще не обнаружили.

Сообщение об открытии вируса.

Ученый прибегает к испытанному приему, предложенному в лаборатории Пастера – фильтрация через бактериальный фильтр с крайне мелкими порами. Опыты повторялись многократно. С помощью фильтра с крайне мелкими порами фильтровали сок больных растений. Но каждый раз они давали один и тот же результат. Нанесение профильтрованного сока на листья растений во всех случаях вызывало заболевание.

Вопрос учителя: Каких результатов хотел добиться ученый, многократно фильтруя сок больных растений?

Ответ учащихся: Возбудитель в соке есть, но не видим. Очень мал, раз прошел через бактериальный фильтр.

Учитель: Ивановский дает название возбудителю – фильтрующиеся вирусы. Это был 1892 год. Позже слово фильтрующиеся убрали, стали называть просто ВИРУСЫ.

Ученый не увидел вируса, но доказал, что он есть. Проблема была решена (на решение ее потребовалось 5 лет).

Уместны слова Альберта Энштейна “Умение ставить новые вопросы, видеть новые возможности, рассматривать старые проблемы под новым углом зрения требует творческого воображения и приводит к подлинным успехам в науке”.

Учитель подводит учащегося к закреплению изученного материала в виде схемы.

Воспроизводим материал урока в виде словесной схемы на доске и в тетрадях.

Открытие вирусов

img4.gif (6080 bytes)

Вопрос учителя: Ивановский открыл вирусы, не видя их. Где в науке были сделаны такие же открытия?

Возможные ответы учащихся: Мендель – опыты с горохом, передача наследственных признаков (объяснить не мог, не знал о генах). Менделеев предсказал существование химических элементов (галлий, германий, скандий). Кеплер в лаборатории предсказал местонахождение планеты Уран.

Учитель переходит к следующему этапу урока. Изучение научного метода познания.

Учащимся предлагается схема на доске в качестве дидактического материала с кратким обсуждением каждого этапа исследования с используемыми терминами.

Учитель предлагает школьникам ознакомиться со схемой научного метода.

Схема проведения биологического эксперимента

Постановка проблемы

Формулирование  гипотезы

Планирование опыта

Проведение опыта

Научное объяснение

Используемые термины.

  • Рассматривание – внимательное разглядывание объекта.
  • Наблюдение – осуществление контроля за происходящим.
  • Исследование – изучение строения, явления.
  • Экспериментирование – добиться постоянства неизменяемых факторов в ходе опыта.
  • Гипотеза – предположение, предугадывание.

Учитель: Подведем итог. Значимые научные результаты можно получить лишь после нескольких серий опытов с обработкой полученных результатов. Ивановский открыл вирусы, не видя их. Мы познакомились с его открытием, рассмотрели научные методы и порядок проведения эксперимента.

На следующем этапе урока учитель предлагает с целью закрепления и отработки навыков применения научных методов познания.

Следующий этап урока - работа в группах (по желанию).

Предлагается 2 вопроса.

1-й вопрос:

1. Внимательно изучите:

а) схематическое изображение научного метода,

б) словарь используемых терминов.

2. Запишите в тетрадь научные методы, которые применял Д.И. Ивановский при открытии вируса табачной мозаики.

2-й вопрос:

1. Рассмотрите схематическое изображение научного метода, схему биологического эксперимента.

2. Запишите в тетради ход проведения биологического эксперимента Ивановского (на выбор)

а) с корневой системой табака,

б) с семенами табака,

в) с листьями табака.

Учитель: С тех пор как были открыты вирусы прошло немало времени. Но споры вокруг них не прекращаются. Что же такое вирус?

Предлагается работа с учебником и рисунками. Сравнить строение бактерии и вируса. Рассмотрев рисунки, предложить вопросы для сравнения (каждая группа сдает вопросы учителю).

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание.

Вопросы:

1. Что такое вирус с точки зрения современной науки?

2. Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию. Почему?

3. Являются ли вирусы живыми?

Задание.

1. Выберите любой вопрос из трех.

2. Используя материал учебника Ю.И. Полянский стр. 144–145, Д.К. Беляев стр. 115.

3. Дополнительная литература

  • П.Кемп, К.Армс. “Введение в биологию”, стр. 354–356.
  • Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлер. Биология ч.1, стр. 28–31.
  • Биология справочник школьника и студента пол редакцией З.Бреме, И.Мейнке.
  • М.Н. Козлов. “Живые организмы” Мир знаний.

Постарайтесь дать обоснованный ответ на выбранный вами вопрос.

Представьте его в виде рисунка, схемы, краткой информации.

Урок заканчивается самоанализом.

Вопросы:

1. Какой момент урока вызвал у вас наибольший интерес?

2. Какими научными методами и где вы пользуетесь?