Информационные технологии на уроках биологии при изучении темы "Химический состав клетки"

Разделы: Биология, Информатика


Цели:

  • Образовательные:
    • систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, используя дополнительный электронный ресурс (локальный сайт);
    • способствовать формированию обобщающей картины мира;
    • продолжить формирование у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов.
  • Воспитательные:
    • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
    • продолжить работу над повышением стремления к самоактуализации;
    • способствовать воспитанию культуры общения.
  • Развивающие:
    • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;
    • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы, пользоваться предметным языком и практически-исследовательских умений: пользоваться ПК;
    • продолжить развитие поисково-информационных умений: работа с электронными средствами информации – сайтами;
    • продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Тип урока: систематизация знаний.

Методы:

I. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:

  • перцептивный аспект (аспект восприятия): наглядно-практические методы;
  • гностический аспект (познание): эвристические (частично-поисковый) методы;
  • логический аспект (мыслит. операции при подаче и усвоении уч. матер.): дедуктивные методы (от общего к частному), систематизация знаний;
  • управленческий аспект (степень самостоятельности ученика): самостоятельная учебная деятельность.

II. Стимулирование и мотивация учебной деятельности:

  • стимулирование и мотивация долга и ответственности: использование заданий для подготовки к контролю;
  • стимулирование и мотивация познавательного интереса: создание ситуации успеха, использование ПК.

III. Контроль и самоконтроль учебной деятельности:

  • применение ПК.

Каналы общения: компьютер – ученик – учитель.

Схема урока

1. Сообщение темы, цели, задач и мотивация учебной деятельности.

2. Инструктирование учащихся.

3. Выбор задания.

4. Работа на ПК по выполнению задания.

5. Отчет о выполнении задания (работа в кругу).

6. Систематизация знаний по теме: выполнение заданий теста для самоконтроля с использованием дополнительного электронного образовательного ресурса – локального сайта.

7. Самоконтроль теста – работа со страничкой “Проверь себя”.

8. Мини-тест по качеству усвоения знаний.

9. Рефлексия (самооценка своей деятельности учащимися) и отзывы об уроке (работа в кругу).

10. Использование свободного времени для получения дополнительной информации по данной теме, используя ПК (локальный сайт).

Инструкция к работе

1. Ознакомьтесь с заданием: на рабочем столе найдите папку Биология, откройте ее (левой кнопкой мыши два щелчка). Откройте документ Задания, устно выберите для себя интересующую вас тему, закройте документ (в верхнем правом углу щелкнуть по верхнему кресту левой кнопкой мыши).

2. Выполните задание: из папки Биология откройте папку Him sostav kletki (дважды щелкнуть левой кнопкой мыши), откройте Web-страницу index, разверните во весь экран.
Увидите гиперссылки (подчеркнутые слова), при наведении курсора на которые он превращается в “руку”. При их нажатии вы попадаете на необходимую вам страницу. Выберите гиперссылку Органические вещества, щелкните по ней дважды. Найдите ссылку Белки, нажмите ее и окажитесь на нужной странице. Поработайте с этой страницей, найдите необходимую информацию по вашей теме. Приготовьте краткое сообщение по вашей теме для остальных учащихся. На всю работу отводится 5-7 мин.

3. Развернитесь в круг лицом и расскажите всем о дополнительной информации, которую вы получили, используя ПК (очень кратко, чтобы заинтересовать остальных). (15 мин).

4. Проверьте, как вы усвоили данную тему, выполнив задания Теста для самоконтроля. Вверху страницы Блистающий мир белков и пептидов есть зеленая стрелочка – нажмите на нее и вернитесь на страницу Органические вещества, найдите справа гиперссылку Тест, нажмите дважды и откройте эту страницу. На выполнение задания отводится 7-10 мин. При выполнении можете использовать гиперссылки справа для повторения и систематизации знаний по данной теме, а также гиперссылки адресов в Интернет, где вы можете получить дополнительную, интересную информацию по данной теме. Ответы на тест запишите в тетради.

5. Справа находится гиперссылка Проверь себя. Откройте эту страницу и сравните свои ответы с правильными.Оцените свои знания, сделайте вывод о готовности к зачетному уроку: что необходимо доработать.  (3 мин).

6. Ответьте на вопросы мини-теста учителя, используя одну из цифр.

7. Развернитесь в круг лицом и дайте, пожалуйста, самооценку своей деятельности: какую бы оценку вы себе поставили, что получилось хорошо, что еще надо доработать дома – не бойтесь, эта оценка не выставляется никуда. Выскажите, пожалуйста, ваши отзывы об уроке, чтобы вы пожелали в дальнейшем (7-10 мин).

8. Если останется свободное время, можно его использовать для работы с сайтом для получения дополнительной информации.

Дополнительный образовательный ресурс к обобщающему уроку по теме:" Химический состав клетки"