Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие в условиях ДОУ. Это привело меня к использованию в своей педагогической деятельности такой технологии как «волонтерское движение».
Цель: развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ.
Задачи: расширить представления о волонтерском движении у детей дошкольного возраста; дать детям практические навыки участия в волонтерском движении; учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается; воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность; развивать навыки общения детей; вовлечь родителей (законных представителей) в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
В своей работе по организации волонтерского движения в условиях ДОУ, я выделила 4 этапа:
- 1 этап - «Социально-психологическая подготовка волонтёров» (беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и др.);
- 2 этап – «Формирование волонтёрского движения» (разработка эмблемы, вовлечение детей в движение);
- 3 этап - «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (обучение малышей навыкам самообслуживания, игровая деятельность, помощь в режимных моментах и др.);
- 4 этап - «Проведение акций и мероприятий, развитие волонтерского движения».
Работа на 1 этапе (организационный) предполагала знакомство с понятиями: «волонтер», «волонтерское движение». Задачей первого этапа являлось мотивирование детей на волонтерскую деятельность, организацию команды. С воспитанниками были проведены беседы о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерское движение, «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Почему добро побеждает зло?», «Как поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Мы – защитники малышей», «Гости в дом – радость в нем», «Кого мы назовем - хороший человек?».
В беседе «Наши добрые дела и поступки» я предлагала детям ответить на вопросы: Что значит «добрые слова», «добрые пожелания», «добрые поступки», «добрые дела», «добрые люди»? В какой помощи могут нуждаться взрослые, дети? Чему старшие дети могут научить малышей? О возможности стать волонтерами для малышей. Выяснение чем любят заниматься дети. Были просмотрены мультипликационные фильмы по знакомым произведениям: В.Катаев «Цветик-семицветик»; К.Чуковский «Айболит»; В.Сутеев «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок»; «Котенок по имени ГАВ», «Кораблик», «Под грибом» и др.
Дети познакомились с художественными произведениями русской и зарубежной классики: В.Осеева: «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово»; Л.Кон – «Друг»; - Э.Успенский: «Крокодил Гена и его друзья»; Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра»; В.А.Сухомлинский – «Скупой»; В.Митт – «Шарик в окошке»; Е.Кошевая – «Мой сын»; С.Маршак – «Ежели вы вежливы»; Х.К.Андерсен «Девочка со спичками», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; Феликс Зальтен «Бэмби» и др. Из воспитанников, выразивших желание участвовать в волонтерском движении, сформировалась команда. Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Постоянное освоение новых волонтерских умений является важным моментом технологии волонтёрства. Я зарегистрировалась на платформе Добро.ру - это крупнейшая в России площадка, на которой волонтеры могут найти возможности для помощи, а организаторы — желающих помочь, оформила волонтёрскую книжку, прошла курсы: «Нормы и правила поведения волонтёра», «Помощь приютам для бездомных животных» и др. Начала волонтерскую деятельность, как волонтёр. Мной изучен опыт работы волонтерских отрядов городов России, проведен опрос родителей (законных представителей) старшей группы. Анализ опроса позволил сделать следующие выводы: было выяснено, что 23% опрошенных принимают участие в волонтерской деятельности, 7% респондентов готовы принимать участие в волонтерском движении, вместе с детьми в добровольческом движении согласились принимать участие 70 % всех опрошенных.
На 2 этапе - разработала эмблему и форму.
3 этап - в рамках волонтерского движения 1-2 раза в неделю дети подготовительной к школе группы приходят к малышам, чтобы сделать доброе дело (играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, подвижные, участвуют в праздниках и развлечения, помогают собраться на прогулку, дойти до участка, раздеться и т.д.). После посещения младших групп, дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу, рассказывали сверстникам, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.
4 этап – проведение акций и мероприятий.
Первой акцией нашего отряда стала акция «Волонтеры - друзья малышей», стал поход в младшую группу. Дети отряда стремятся использовать каждый режимный момент для оказания помощи, научить чему-то младших детей: играть в различные игры, одеваться, рисовать, клеить. Ребята ощущают себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Волонтеры «Звёздочки добра» приняли участие в патриотической акции «Блокадная ласточка»; В рамках тематического дня “День доброты” появилось “Дерево добра” на котором воспитанники размещали сердечки-оригами с добрыми поступками которые совершали; всероссийская акция «Поезд желаний» посвящена возвращению в состав Российской Федерации четырех южных регионов Донецкая и Луганская народная республика, а также Херсонская и Запорожская область. Волонтёрство – это и активная форма включения родителей в жизнь ДОУ. На начальном этапе с родителями были проведены: беседы «Воспитание уважения к старшим», «Роль семьи в нравственном воспитании детей» и др.; консультации «Растите детей заботливыми», «Труд – серьезная форма воспитания», «Воспитание ответственности у дошкольников» и др. Узнав о работе волонтёрского движения, группа родителей (законных представителей), предложила свою помощь. Воспитанники вместе с родителями (законными представителями) участвуют в различных акциях:
- Проект «Добропочта» - в преддверии дня добра и уважения - международного дня пожилых людей, дети-волонтеры вместе с родителями сделали открытки своими руками, написали письма для участников в Великой Отечественной войне, и людей пожилого возраста живущих по всей стране.
- Акция «Помоги птицам зимой» - экологическая акция проводилась с целью экологического воспитания дошкольников, формирования экологической компетентности и культуры у детей подготовительной к школе группы через организацию практической деятельности по защите окружающей среды и оказанию помощи птицам. Воспитанники вместе с родителями (законными представителями), изготавливали кормушки из разных материалов и вывесили их на территории ДОУ. Каждый день воспитанники следили за тем, чтобы кормушки не были пустыми.
- Акция «Создадим красоту своими руками» - облагораживание территории детского сада - в весенний период родители (законные представители) делились семенами, рассадой цветов и овощей, а воспитанники помогали ухаживать за цветниками и огородом на территории ДОУ. В ходе акции воспитанникам прививала заботливое и бережное отношение к природе, дети получили необходимые навыки работы с инструментами, а самое главное проявлять осознанную заботу о живом.
- Акция «Помоги другу меньшему» - дети-волонтеры вместе с родителями (законными представителями), собрали консервы и сухой корм для бездомных животных. Общение с живой природой и братьями нашими меньшими гармонизирует эмоциональное состояние каждого ребенка, способствует формированию позитивного мировосприятия, а также несет в себе значительный воспитательный потенциал - помогает развитию нравственно-этических качеств милосердия, сочувствия и эмпатии. У воспитанников формируется ответственность за тех, кого они приручили, милосердие, сострадание, волевые и нравственные качества.
- Благотворительная акция «Коробка храбрости» - дети-волонтеры с родителями (законными представителями) собрали игры и игрушки для детей перенесших болезненную или не приятную процедуру. Ребенок сможет выбрать из такой коробки любую понравившуюся «награду».
- Акция «Батарейки, сдавайтесь» и «Добрые крышечки» - экологические акции направлены на формирование экологической культуры дошкольников, стремление беречь природу. В акции приняли участие сотрудники, дети всех групп и их родители.
Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: через партнерские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности забота о младших, уважение к старшим, доброта, милосердие, самостоятельность, инициатива. А у родителей (законных представителей) - ответственность за результаты воспитания своих детей. Если вы заинтересованы в том, чтобы сделать наш мир добрее, вдохнуть любовь в нашу жизнь присоединяйтесь к нам.
Используемая литература
- Амирова Р.И. «Волонтерство как инновационная практика в России» //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81.
- Вертинская В.И. «Волонтерство как форма совместной деятельности детского сада и семьи».
- 3.Каблучко Л.Б. «Организация волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде способствующей ранней социализации дошкольников». 2012 год.
- Шарыпин А.В. «Волонтёрское движение: истоки и современность» / А.В.Шарыпин / Современные исследования социальных проблем, 2010. - №4 с. 214.