Урок русского языка в 5-м классе в условиях реализации ФГОС по теме «Правописание е–и в корнях с чередованием»

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная.

Цели урока:

Для учителя:

  • организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;
  • закрепить умения учащихся правильно писать слова с чередованием в корнях -лаг – лож-, -раст- ращ – рос-;
  • формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;
  • воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, любовь к предмету, уважение к русскому языку.

Для обучающихся:

  • выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;
  • научиться применять правило при написании слов с чередованием и графически выделять орфограмму.

Ожидаемые результаты:

  • личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е–и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
  • метапредметные:
    • познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей;
    • регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
  • предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е–и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
  • коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, web-камера.

Методическое обеспечение урока:

  • презентация к уроку «Буквы е–и в корнях с чередованием»;
  • раздаточный материал;
  • учебные тетради на печатной основе (ФГОС Тематический контроль. Русский язык: рабочая тетрадь: 5 класс, под редакцией И.П.Цыбулько)
  • учебники, тетради.

Литература, использованная при подготовке урока:

  1. Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.
  2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2018.
  3. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2024.
  4. Русский язык. Практика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др. – М.: Дрофа, 2022.
  5. Цыбулько И.П. ФГОС Тематический контроль. Русский язык: рабочая тетрадь: 5 класс - М.: Экзамен, 2020.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. «Открытие нового знания».
  4. Закрепление нового материала.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
  7. Инструктаж домашнего задания.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Дарю вам, ребята, вот такое симпатичное солнышко в веснушках с большими умными глазами и желаю всем солнечного настроения и хорошей работоспособности. (Солнце на слайде). А в тетрадях записываем число.

Постановка учебной задачи

II. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа.

Учитель: Друзья мои! Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью. Перед вами на доске таблица, в которой три колонки с записанными в них словами: изв…нение, прот…нуться, об…яние, п…йзаж, предл…гают, прор…сли. Подумайте, по какому принципу эти слова распределены в колонки?

Ученики: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.

Продолжая работу с таблицей, ученики записывают слова в тетради, комментируя написание слов, обозначая орфограммы. Как вы думаете, что означает слово «обаяние»? Подберите к нему слова – синонимы. Давайте проверим свои предположения по словарю.

2. Работа со словарём.

С лексическим значением слова «обаяние» знакомимся в Толковом словаре (ученица зачитывает его (обаяние – очарование, притягательная сила. Обаяние молодости. (От баяти – «околдовывать словами»).

Учитель: А можем ли мы проверить слова в третьей колонке? Почему?

Ученики: Чередующиеся безударные гласные не проверяются, их правописание соответствует правилу.

3. Работа в парах.

Учитель: Давайте поработаем в парах и вспомним правописание чередующихся корней -лаг – лож-, - раст- ращ – рос-. Будьте готовы привести примеры.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Лексический диктант.

Учитель: Лексический диктант позволит нам закрепить навык правописания чередующихся корней -лаг – лож -, - раст- ращ – рос-. Ваша задача по толкованию слов определить, о каких словах идёт речь, записать их, обозначая орфограмму.

А. Самостоятельная часть речи.

Б. Математическое действие.

В. Единица синтаксиса.

Г. Первая часть экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе.

Д. Группа низших растений в воде.

Е. Период, ступень в развитии, росте кого-чего-нибудь.

Ж. Мужское имя.

Учитель: А теперь проверьте свою работу. Догадались ли вы, о каких словах идёт речь? Правильно ли вы их написали?

Имя прилагательное, сложение, предложение, изложение, водоросли, возраст, Ростислав.

III. «Открытие нового знания»

Учитель: Друзья мои! Но это далеко не все чередующиеся корни, существующие в русском языке. Перед вами слова: замереть - замирать, расстелить - расстилать, заблестеть - заблистать.

Запишите их и попробуйте ответить на вопрос, от чего зависит правописание букв И-Е в корнях, сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных в этих корнях.

А поможет вам в этом слайд компьютерной программы.

5. Работа с программой по русскому языку (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.

Учитель: Откроем учебник, параграф 74 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

6. Работа с учебником.

Ученики читают правило.

Учитель: Друзья мои! Вы сами сформулировали данное правило и тему нашего сегодняшнего урока. Нам остаётся закрепить наше умение применять данное правило на письме. А поможет нам в этом задание, подготовленное вашей одноклассницей.

IV. Закрепление нового материала

7. Индивидуальное задание, подготовленное ученицей. Комментированное письмо.

Ученица: Перед вами пословицы (вопрос классу: а что такое пословицы?). Запишите их и объясните правописание слов с чередованием в корнях.

  1. За всё б…рётся, да не всё уд…ётся.
  2. Отл…жил на осень, а там и бросил.
  3. Без заботы и репу (не) выр…стишь.
  4. С живого шкуру сд…рёт.
  5. Чего (не) пол…жил – (не) б…ри.
  6. Нос зад…рает, а в голове ветер гуляет.
  7. Соб…рай по ягодке, наб…рёшь кузовок.

Ученица: Делаем вывод о правописании чередующихся корней.

8. Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе (с.р. № 24, задания №1,3,4,5,8 – в. I; задания №1,3,4,5,7 – в.II)

9. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

Ученики перечисляют.

Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.

Учитель: Предлагаю закончить любое из понравившихся предложений:

- На этом уроке я узнал, что...

- Мне понравилось ...

Ученики рефлексируют, выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

10. Домашнее задание (творческое):

  1. П. 74 (правило на стр. )
  2. Найти, пользуясь разными источниками информации, пять пословиц с чередованием в корнях.
  3. Написать сочинение-миниатюру по понравившейся пословице на тему «Чему меня научила пословица…»

11. Оценки за урок.

Всем спасибо!