Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная.
Цели урока:
Для учителя:
- организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;
- закрепить умения учащихся правильно писать слова с чередованием в корнях -лаг – лож-, -раст- ращ – рос-;
- формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;
- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, любовь к предмету, уважение к русскому языку.
Для обучающихся:
- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;
- научиться применять правило при написании слов с чередованием и графически выделять орфограмму.
Ожидаемые результаты:
- личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е–и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
- метапредметные:
- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей;
- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
- предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е–и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, web-камера.
Методическое обеспечение урока:
- презентация к уроку «Буквы е–и в корнях с чередованием»;
- раздаточный материал;
- учебные тетради на печатной основе (ФГОС Тематический контроль. Русский язык: рабочая тетрадь: 5 класс, под редакцией И.П.Цыбулько)
- учебники, тетради.
Литература, использованная при подготовке урока:
- Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2018.
- Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2024.
- Русский язык. Практика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др. – М.: Дрофа, 2022.
- Цыбулько И.П. ФГОС Тематический контроль. Русский язык: рабочая тетрадь: 5 класс - М.: Экзамен, 2020.
Структура урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний.
- «Открытие нового знания».
- Закрепление нового материала.
- Самостоятельная работа.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Инструктаж домашнего задания.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Дарю вам, ребята, вот такое симпатичное солнышко в веснушках с большими умными глазами и желаю всем солнечного настроения и хорошей работоспособности. (Солнце на слайде). А в тетрадях записываем число.
Постановка учебной задачи
II. Актуализация знаний
1. Фронтальная работа.
Учитель: Друзья мои! Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью. Перед вами на доске таблица, в которой три колонки с записанными в них словами: изв…нение, прот…нуться, об…яние, п…йзаж, предл…гают, прор…сли. Подумайте, по какому принципу эти слова распределены в колонки?
Ученики: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Продолжая работу с таблицей, ученики записывают слова в тетради, комментируя написание слов, обозначая орфограммы. Как вы думаете, что означает слово «обаяние»? Подберите к нему слова – синонимы. Давайте проверим свои предположения по словарю.
2. Работа со словарём.
С лексическим значением слова «обаяние» знакомимся в Толковом словаре (ученица зачитывает его (обаяние – очарование, притягательная сила. Обаяние молодости. (От баяти – «околдовывать словами»).
Учитель: А можем ли мы проверить слова в третьей колонке? Почему?
Ученики: Чередующиеся безударные гласные не проверяются, их правописание соответствует правилу.
3. Работа в парах.
Учитель: Давайте поработаем в парах и вспомним правописание чередующихся корней -лаг – лож-, - раст- ращ – рос-. Будьте готовы привести примеры.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Лексический диктант.
Учитель: Лексический диктант позволит нам закрепить навык правописания чередующихся корней -лаг – лож -, - раст- ращ – рос-. Ваша задача по толкованию слов определить, о каких словах идёт речь, записать их, обозначая орфограмму.
А. Самостоятельная часть речи.
Б. Математическое действие.
В. Единица синтаксиса.
Г. Первая часть экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе.
Д. Группа низших растений в воде.
Е. Период, ступень в развитии, росте кого-чего-нибудь.
Ж. Мужское имя.
Учитель: А теперь проверьте свою работу. Догадались ли вы, о каких словах идёт речь? Правильно ли вы их написали?
Имя прилагательное, сложение, предложение, изложение, водоросли, возраст, Ростислав.
III. «Открытие нового знания»
Учитель: Друзья мои! Но это далеко не все чередующиеся корни, существующие в русском языке. Перед вами слова: замереть - замирать, расстелить - расстилать, заблестеть - заблистать.
Запишите их и попробуйте ответить на вопрос, от чего зависит правописание букв И-Е в корнях, сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных в этих корнях.
А поможет вам в этом слайд компьютерной программы.
5. Работа с программой по русскому языку (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.
Учитель: Откроем учебник, параграф 74 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?
6. Работа с учебником.
Ученики читают правило.
Учитель: Друзья мои! Вы сами сформулировали данное правило и тему нашего сегодняшнего урока. Нам остаётся закрепить наше умение применять данное правило на письме. А поможет нам в этом задание, подготовленное вашей одноклассницей.
IV. Закрепление нового материала
7. Индивидуальное задание, подготовленное ученицей. Комментированное письмо.
Ученица: Перед вами пословицы (вопрос классу: а что такое пословицы?). Запишите их и объясните правописание слов с чередованием в корнях.
- За всё б…рётся, да не всё уд…ётся.
- Отл…жил на осень, а там и бросил.
- Без заботы и репу (не) выр…стишь.
- С живого шкуру сд…рёт.
- Чего (не) пол…жил – (не) б…ри.
- Нос зад…рает, а в голове ветер гуляет.
- Соб…рай по ягодке, наб…рёшь кузовок.
Ученица: Делаем вывод о правописании чередующихся корней.
8. Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе (с.р. № 24, задания №1,3,4,5,8 – в. I; задания №1,3,4,5,7 – в.II)
9. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
Ученики перечисляют.
Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е
Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?
Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Мы её достигли?
Ученики: Да.
Учитель: Предлагаю закончить любое из понравившихся предложений:
- На этом уроке я узнал, что...
- Мне понравилось ...
Ученики рефлексируют, выражают личное отношение к процессу и результатам урока.
10. Домашнее задание (творческое):
- П. 74 (правило на стр. )
- Найти, пользуясь разными источниками информации, пять пословиц с чередованием в корнях.
- Написать сочинение-миниатюру по понравившейся пословице на тему «Чему меня научила пословица…»
11. Оценки за урок.
Всем спасибо!