| Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Самоопределение к деятельности
Организационный момент |
Запишите число, классная работа |
|
2. Актуализация знаний, мотивация |
Тема урока не является для вас новой.
Тема урока обобщение: самостоятельные и служебные части речи.
Какую цель поставим?
Выяснить отличия самостоятельных от служебных частей речи,уметь распознавать их в тексте.
Для достижения цели какие задачи определим для себя ?
1 вспомнить какие части речи являются самостоятельными и служебными.
2 уметь выявлять их сходство и отличия.
3 научиться различать самостоятельно и служебной части речи по их морфологическим признакам.
4 уметь определять части речи в заданном тексте.
Качество своей работы вы будете отмечать в оценочных листах. Напротив каждого этапа вы будете проставлять себе баллы.
Оцените себя |
Слушают учителя, выполняют задание. Определяют цель и задачи урока.
Работа с презентацией.
Ставят баллы в листах самооценки.
Оценивают себя. |
3. Работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. (работа в парах) |
Для того чтобы вспомнить какие части речи являются самостоятельные, а какие служебные поработаем в ноутбуках. Откроем документ - карточка №1 Составьте предложение, поработайте в парах. Запишите предложения в тетради.
Какими частями речи являются каждое слово в этом предложении? А какие это части речи? А какие ещё есть самостоятельные части речи? Посмотрите карточку №2, попробуйте составить предложение. Почему не получилось? Назовите все служебные части речи.
Оцените себя
Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных и если что-то общее? Чтобы ответить на этот вопрос, мы поработаем с приемом рыбий скелет или фишбоун.
С рыбой мы знакомились окружающем мире. а со скелетом вы познакомитесь на уроках биологии в старших классах.
Сегодня мы схематически укажем сходства и отличия.
(Дети делают вывод, что служебные части речи
не имеют лексического значения;
не являются членами предложения;
невозможно задать вопрос;
+ Самостоятельные части речи:
Имеют лексическое значение.
Являются членами предложения.
Можно задать вопрос.
Обе части важны. Употребляются в устной и письменной речи)
Оцените себя
Продолжаем работу, выполните задание №3 на ноутбуке и запишите предложение в тетрадь. Проверим
Оцените себя |
Выполняют задания, высказывают свои мнения.
Рыбий скелет(схема)
Ставят баллы в листах самооценки.
Оценивают себя. |
4. Работа в группе |
Следующее задание в тетради по группам. Составьте предложения. Первая группа – дали, вторая группа – три, а третья группа – стих. Проверим. А какой частью речи являются эти слова?
Такие слова являются омоформами. Это разновидность омонимов. Толкование слова посмотрим в большом энциклопедическом словаре и в современном толковом словаре русского языка.
ОМОФОРМЫ — слова, совпадающие в своем звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи)
Омоформы - совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению формы слов
Оцените себя |
Работа в группе
Ставят баллы в листах самооценки.
Оценивают себя. |
5. Физминутка |
Согласен (похлопаем), не согласен (потопаем).
Существительное – обозначает предмет? (похлопать)
Прилагательное отвечает на вопросы что делать? что сделать? (потопать)
Я, ты, он- местоимения (похлопать)
Школа- имя числительное? (потопать)
Бегать- глагол? (похлопать)
Союз- это служебная часть речи? (похлопать)
Предлог- это самостоятельная часть речи (потопать) |
|
6. Работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Работа в парах |
Узнайте часть речи по их морфологическим признакам.
1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?
2. Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Узнали меня?
3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Узнали меня?
4. Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное.
5. Я о себе такого мненья - огромна роль моя: Я делу отдаюсь сполна. Я заменяю имена. Я заменяю известную часть речи. Узнали меня?
6. Я - служебная часть речи. Соединяю предложения и однородные члены.
Одна группа зачитывает и говорит часть речи, а остальные слушают. Поднимают руку, если не согласны.
Оцените себя |
Выполняют задания, высказывают свои мнения.
Оценивают себя. |
7. Самостоятельная работа
(взаимопроверка) |
Учебник страница 68 упражнение 117. Прочитали задание
Оцените себя |
Выполняют задания, сверяют с эталоном в презентации
Оценивают себя. |
8. РЭШ |
Откройте задание РЭШ урок 26, №13. Прочитайте, выполните задание, нажмите на кнопку проверить. (если верно, горит зеленым цветом)
Оцените себя |
|
9. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока |
Парковка вопросов
На доске карточки с вопросами перевернуты, ребенок подходит к доске, берет карточку, зачитывает вопрос, отвечает)
1.Назови отличия служебных частей речи от самостоятельных
2. Сколько частей речи в русском языке?
3.Перечисли самостоятельные части речи
4. Приведи два примера имени существительного
5.Приведи два примера имени числительного
6. Назови отличия самостоятельных частей речи от служебных
Все ли задачи были решены?
Что можно сказать о цели урока?
Где пригодятся эти знания?(ВПР)
На следующих уроках продолжим работу с частями речи.
Оцените себя, посчитайте баллы. Выставите отметку |
Подсчитывают баллы и выставляют отметку за урок |
10. Домашнее задание |
Карточка. Задание из ВПР 5 класса
|
домашнее задание |