Цель урока:
- формировать умение систематизировать приобретенные учащимися знания об описании внешности человека;
- совершенствовать умение самостоятельно отбирать языковой материал в соответствии с основной мыслью;
- формировать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- прививать интерес к творческой работе - составлению текстов-описаний в определенных стилях.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Сообщение цели урока
Разговор об описании внешности человека – о портрете – мы начали в 6-м классе на уроках литературы. В 7-м классе этот разговор продолжается – мы учимся описывать внешность, состояние человека. На протяжении нескольких уроков мы собирали языковой материал, накапливали портретную лексику. Теперь нужно научиться систематизировать, научиться выбирать материал в зависимости от цели сочинения, чтобы подготовиться к самостоятельному написанию сочинений-описаний внешности человека, которые нас ожидают впереди.
Итак, цель нашего урока – научиться выбирать материал в зависимости от основной мысли сочинения, от замысла.
2. Работа над стилем. Беседа
Учитель: Какое по стилю может быть описание внешности человека? (Научное, деловое, художественное).
Представьте себе, что мы ездили на экскурсию и один из ваших одноклассников потерялся. Вам нужно сообщить сотруднику полиции точные сведения о внешности вашего потерявшегося приятеля. В каком стиле вы построите свое описание? (В деловом)
Зависит ли выбор языковых средств от стиля? Что вы можете сказать о лексике делового описания? (Самое главное – нет личного отношения к описываемому, нет настроения).
АНАЛИЗ ОБРАЗЦОВ ДЕТСКИХ СОЧИНЕНИЙ-МИНИАТЮР, составленных дома.
Учитель: Соответствует ли языковой материал стилю описания? Почему?
Сегодня мы будем говорить описаниях внешности человека, в которых выражено наше отношение к нему, показан внутренний мир человека. В каком стиле будет такое описание? (В художественном). Художественное описание внешности человека – портрет.
3. Работа по картине
Учитель: - Рассмотрим известный нам портрет «Девочка с персиками». Вы знаете, что эту картину написал русский художник Валентин Серов.
- Что вы можете сказать об истории создания этой картины? Каков ее замысел?
После ответов детей учитель делает обобщение:
В.Серов пишет картину в имении Мамонтовых – Абрамцево. Промышленник, меценат Савва Мамонтов создал здесь атмосферу увлеченности. Серов воспитывался с детьми Мамонтова и прекрасно знаком с такими взаимоотношениями. Завершив итальянское путешествие, он вновь окунается в знакомую счастливую суету. Его приподнятое настроение, радостное отношение к жизни, дни, наполненные счастьем молодости. Ему хотелось писать только «отрадное», полное не просто безмятежной веселости, а красивое, с богатой душой, с глубокими мыслями. Этот замысел он воплощает в своей картине.
Итак, основная мысль: передать духовную красоту молодости, свежеть жизни.
- Каково общее впечатление от картины? (Радостное, светлое, свежее; настроение хорошее, бодрое; в то же время что-то останавливает, настораживает…)
- Кого мы видим на картине? (Девочку, сидящую за столом)
- Какими средствами художник добивается такого радостного светлого впечатления, описывая девочку? Что помогает ему раскрыть замысел? (Изобразительные средства. Для создания впечатления и раскрытия замысла он использует краски, колорит, определенный фон, выписывает, акцентирует детали).
- Какие детали в описании внешности девочки раскрывают основную мысль портрета? Здесь надо сказать в первую очередь о лице, глазах, взгляде. (Темные чуть раскосые глаза; милое смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем; серьёзный прямой взгляд; не поддающася прическе шапка темных волос).
- Уместно вспомнить и об одежде. (Розовая кофточка с наивным синим бантом, с гвоздикой).
- Как фон (интерьер и пейзаж за окном) дополняют характер героини? (Душистые персики, розовая блузка, игрушечный солдат в углу, расписанный самим Серовым – это все детское, это все от прошлого. Но открытая в гостиную дверь, выходящее в сад окно раздвигают пределы комнаты, напоминают о большом «Настоящем» мире, в который, еще минута, и уйдет эта милая повзрослевшая девочка).
- Каков колорит? Какова цветовая гамма полотна? (Колорит сдержанный, спокойный, краски светлые, нежные с неяркими оттенками. Может быть, не совсем контрастом но на этом фоне выделяется девочка, ее лицо, ее глаза. Все подчинено раскрытию замысла. Неповторимая радость жизни! Свет, струящийся от этой картины, это свет из окна. Он наполняет комнату. Он сияет на фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу, рукам. Обтекая предметы и фигуру, он создает светлое, радостное впечатление, пробуждает в нас хорошие жизнелюбивые чувства и мысли.
4. Анализ сочинений с недочетами
А) Мы с вами учимся создавать словесный портрет. Что общего между портретом – работой живописца - и словесным портретом? Чем они отличаются?
(Общее: все должно быть подчинено основной мысли. Различие: описание разными средствами; в картине изображен один момент; в сочинении – действие в развитии, в движении).
Разными средствами (словесный портрет – языковыми). Но все должно работать на доказательство основной мысли.
Б) Работа с текстом.
Давайте проанализируем текст (Тексты розданы детям или проецируются на доску).
Чтение текста.
Перед нами картина В.А.Серова «Девочка с персиками». В.А.Серов написал ее в 1887 году, когда приехал из Италии. Ему было 23 года.
Художник хотел показать радостную пору юности, ее светлый мир с добрыми волнениями, чистыми надеждами.
На первом плане мы видим девочку, сидящую за столом. У нее темные густые волосы. Они обрамляют милое смуглое лицо и чуть прикрытые уши. У нее карие глаза. Брови похожи на крылья летящей птицы. Алые губы сжаты. Она одета в розовую кофточку с синим бантом. У нее серьезный прямой взгляд.
Художник использует светлые краски: белую, розовую, голубую.
Свет, падающий из окна, разливается по всей комнате.
Картина создает приподнятое настроение, пробуждает светлые чувства, учит нас любить жизнь.
Анализ текста.
- Стиль текста.
- Жанр. Композиция соответствует жанру?
- Каков замысел? Удалось ли автору сочинения его реализовать?
- Что следовало бы опустить?
- Что можно было бы расширить?
- Достаточно ли стройно сочинение?
- Нарушена ли последовательность?
- Что не понравилось вам в языке сочинения? Что понравилось?
Вывод. Описание внешности зависит от основной мысли. Все должно быть подчинено раскрытию основной мысли. Сочинение, представленное для анализа, соответствует теме, но основную мысль раскрывает слабо.
5. Объяснение домашнего задания
Написать два этюда-зарисовки-описания внешности кого-либо из знакомых, родных, друзей в минуту радости и в минуту печали, грусти.
- От чего будет зависеть выбор лексики? (От того, какой момент жизни описываемого вы выберете).
6. Закрепление
Упражнения по отработке навыка отбора и систематизации материала.
- 1 группа – карточка.
- 2 группа – опишите двенадцатилетнего мальчика с карими глазами, темными волосами. Тема «Неряшливый ученик».
7. Итог урока
Итак, мы убедились, что отбор материала зависит от основной мысли описания, поупражнялись в подчинении описания замыслу, активизировали портретную лексику, расширили представление о портрете.