Цель урока: систематизировать знания учащихся о причастии.
Задачи урока:
- Образовательные: знать грамматические признаки причастия как части речи и систему правил, регулирующих написание причастий, совершенствовать орфографические умения и навыки правописания причастий.
- Развивающие: развивать правописные навыки, развивать языковую и коммуникативную компетенцию обучающихся.
- Воспитательные: воспитывать способности актуализации полученных знаний.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Орфоэпическая разминка
БалОванный, включЁнный, зАгнутый, зАнятый, занятА, зАпертый, избалОванный, кровоточАщий, молЯщий, нажИвший, нАжитый, налИвший, начАвший, нАчатый, прИнятый.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу по ключу (информация на слайде).
- Поставьте оценку на полях, учитывая следующие критерии:
- нет ошибок – «5»,
- 1-2 ошибки – «4»,
- 3-4 ошибки – «3».
- Посмотрите, справился ли с заданием ученик, работающий у доски.
- К какой части речи относятся все слова орфоэпической разминки? (причастие)
- По каким признакам вы узнали причастие? Учащиеся называют способы, которыми они оперируют, определяя принадлежность слова к части речи (выделяют суффиксы, можно заменить сочетанием который + глагол, наличие зависимого слова). Сколько суффиксов причастий вы знаете?
Ответ:Есть причастные суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -ом- ,-ем-, -им-, -енн-,-нн-, -т-
Записывают тему и формулируют цели урока
IІІ. Основная часть
1. Слово учителя.
Перед вами высказывание В.И.Даля. В своем "Толковом словаре живого великорусского языка" он сказал о причастии так: "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного". На основании данного тезиса постройте устное рассуждение, доказывая правоту В.И.Даля.
Примерный ответ: Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре» сказал о причастии: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Действительно, своим «внешним видом» причастия похожи на прилагательные: имеют те же окончания, изменятся по родам, числам, падежам; согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже, отвечают на вопрос какой?.
Но причастия тесно связаны с глаголами, потому что образуются от них и имеют глагольные признаки: время (настоящее и прошедшее), вид (совершенный и несовершенный), возвратную форму, которая передается с помощью возвратного суффикса – ся (-сь). Причастия имеют при себе зависимые слова - существительные или наречия.
- Дайте определение причастию. (Причастие – часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая?)
2. Составление «Автобиографии причастия» прИнятый, избалОванный (по вариантам). Работа в группах.
Автобиография причастия
(Работа с бланком, образец которого лежит на парте каждой группы).
Я, причастие …, обозначаю признак предмета по действию, происхожу из семьи частей речи: прилагательного и глагола. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: вид, время. Я – причастие прошедшего времени, совершенного вида. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “какой?”, свою синтаксическую роль “определение”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме женского рода, винительного падежа, единственного числа. В предложении выполняю роль определения.
Итак, еще раз, признаки наследственности от отца (глагол) и от матери (прилагательное)
Причастие — это особая форма глагола, которая отвечает на вопрос «Какой?», обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного.
3. Работа с таблицей (обобщение)
| Признаки глагола | Признаки прилагательного |
1. Вид (несовершенный и совершенный): бегущий (несов. в.) (от бежать) — прибежавший (сов. в.) (прибежать) |
1. Общее значение (как и прилагательное, причастие называет признак предмета и отвечает на вопрос «Какой?» — смеющийся, открытый) |
2. Переходность/непереходность: поющий (Кого?/Что?) песню — (неперех.); бегущий — не сочетается с существительным в В. п. без предлога (неперех.) |
2. Род, число, падеж (как и прилагательное, причастие согласуется с существительным): созревший колос, созревшая ягода, созревшее яблоко, созревшие плоды |
3. Возвратность/невозвратность: поднимавший груз — поднимавшийся дым |
3. Склонение (причастия склоняются так же, как и прилагательные), ср.: вечерний — горящий, вечернего — горящего, вечерним — горящим и т. д. |
4. Действительное и страдательное значение (залог): атакующий противника батальон — атакуемый противником батальон. |
4. Синтаксическая функция (и причастия, и прилагательные в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого) |
5. Время (настоящее и прошедшее): читающий (настоящее время) — читавший (прошедшее время) |
5. Краткие формы (причастие, как и прилагательное, может иметь краткие формы): построенный — построен, закрытый — закрыт |
Морфологический разбор причастия
Порядок разбора
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им. п., ед. ч., м. р.).
3. Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратное или невозвратное;
в) действительное или страдательное;
г) время.
4. Непостоянные признаки:
а) полное или краткое;
б) род;
в) число;
г) падеж.
5. Функция в предложении.
Пример:
«И только что сумрак разгонит денница, смолкает зарей отрезвлённая птица, — и счастью и песне конец» (А.Фет).
1. Отрезвлённая — особая форма глагола — причастие, так как обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос: «Какая?» Образовано от глагола отрезвить.
2. Начальная форма — отрезвлённый.
3. Постоянные признаки:
а) сов. в.;
б) невозвратное;
в) страдательное;
г) прош. вр.
4. Непостоянные признаки:
а) полная форма;
б) ж. р.;
в) ед. ч.;
г) им. п.
Общий вывод о причастии: отвечает на те же вопросы, что и прилагательное; как прилагательное, изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от прилагательного тем, что обозначает временной признак.
4. Проблемная ситуация. Отличие причастий от прилагательных.
Блестящий ответ
Любящий взгляд
Открытый характер
Сокровенные мысли
Можно ли назвать выделенные слова причастиями?
Учащиеся работают в парах, определяют принадлежность слова к прилагательным.
Способы определения принадлежности слова к части речи записывают в тетрадь.
У данных слов отсутствуют глагольные признаки, их нельзя заменить синонимичным сочетанием который + глагол, зависимые слова невозможно подставить, употреблены в переносном значении.
Вывод: причастия могут переходить в прилагательные. Этот процесс называется адъективацией (стр.241) – ОБЪЯСНИТЬ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ!
5. Составление на доске Интеллект-карты «Правописание причастий».
- Мы с вами знаем, что правописание причастий очень сложное. Учащиеся рассказывают о суффиксах действительных и страдательных причастий, комментируют таблицу «Суффиксы причастий». Работа по параграфу учебника.
Актуализация знаний
Правописание суффиксов причастий зависит от спряжения глаголов. Чтобы не ошибиться в их написании, вспомним спряжение и правописание личных окончаний глаголов.
Проверочная работа по применению правила правописания гласных в личных окончаниях глагола.
На доске: Е или И
Ученики записывают в пять столбиков только гласные буквы из личных окончаний глаголов.
* Если ученики во всех словах верно определили выбор гласных букв, то при проверке, объединив сначала и, а затем – е, получится код. В данном случае - два сердечка.

- лечИт, дышИт, стелЕт, гонИт, зависИт
- смотрИт, блещЕт, видИт, колЕт, гонИт
- полЕт, пилИт, борЕтся, готовИт, трепещЕт
- волнуЕт, уважаЕт, клеИт, пишЕт, решаЕт.
Теперь вспоминаем, правописание каких суффиксов причастий зависит от спряжения глаголов. (стр. 268)
Правописание каких суффиксов зависит от гласной перед ТЬ в инфинитиве?
6. Распределительный диктант с взаимопроверкой.
Пищ…щий, трепещ..щий, вер...щий, волну..щий, люб…щий, стел..щийся, бор..щийся, готов..щийся, кле..щий, независ..мый, уважа..мый, контролиру..мый, незабыва..мый, реша..мый, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый, вспах..нный, задерж..нный, выращ…нный
От данных глаголов образовать действительные и страдательные причастия, выбрав для образования подходящие суффиксы.
На слайде: Есть такая наука - ср..внительное язык..знание. Сп..циалистам, (ис(?)ледовать) какой(либо) язык и (сравнивать) его с другими,( не)легко обнаружить родстве..ые ему языки и определить, к какой груп( ?)е языков пр..надлежит (инт..ресовать ) их язык. Ученые пытают(?)ся определить происх..ждение (изучать) ими языка, а следовательно, и (говорить) на нем людей. (Из энциклопедии.)
(Учащиеся в тетрадях записывают отредактированный текст, зачитывают его, проверяют. Учащиеся устно с места объясняют правописание суффиксов причастий, производят самооценку).
7. Выборочный диктант.
Задание: выпишите страдательные причастия с Н и НН, графически объясните написание суффиксов.
Музыка
(1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом польском городке. (2)Это был первый заграничный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. (4)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (5)Над городом мрачно стоял купол пожара.
(6)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (7)И только пожары укрыть не могла.
(8)Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. (9)От дома при бомбёжке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами.
(10)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган.(11) Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (12)Глупый был. (13)Малый был. (14)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (15)И потому, должно быть, музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а те её взлёты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно.
(16)Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.
(По Б.Л.Васильеву)
Самопроверка:
- Разрушенных - разрушить
- Изуродованных - изуродовать
- Заваленными - завалить
- Нарисованными - нарисовать
- Сорваны сорванные сорвать
Определить тему текста,
IV. Синквейн. Причастие
Д.З. – стр.270-271 повторить самостоятельно, упр. 293, 288 (по параграфу 53).