Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках русского языка в 9 классе при изучении тем «Сложноподчинённые предложения» и «Бессоюзные сложные предложения». Интеграция синтаксического анализа с литературным материалом позволяет не только закрепить теоретические знания обучающихся, но и развить их речь, воображение, аналитические и творческие способности.
В качестве литературного материала выбрана повесть-феерия Александра Грина «Алые паруса», богатая яркими образами, философским подтекстом и выразительными синтаксическими конструкциями.
Работа может быть использована:
- на интегрированных уроках русского языка и литературы;
- в рамках подготовки к ОГЭ;
- на элективных и внеурочных занятиях;
- при систематизации знаний о сложных предложениях.
Цели и задачи
Цели:
- формировать умение распознавать, анализировать и конструировать бессоюзные сложные предложения (БСП) и сложноподчинённые предложения (СПП) в художественном тексте.
Задачи:
- развивать синтаксическое чутьё, логическое мышление, языковую интуицию;
- совершенствовать письменную и устную связную речь обучающихся;
- стимулировать творческое мышление через работу с художественным текстом;
- воспитывать интерес к литературному языку.
Задания
Блок 1. Работа с бессоюзными сложными предложениями (БСП)
Задание 1. Воссоздай эпизод
Выбери ключевой эпизод из повести (например, пророчество старца Эгля, встреча Ассоль с Греем, прибытие корабля) и перескажи его, используя 5–7 бессоюзных сложных предложений.
Пример:
Люди вышли на берег — алые паруса взметнулись над волнами.
Ассоль замерла — её сердце забилось сильнее.
Корабль приближался — музыка наполнила воздух.
Солнце сверкало — море сияло в ответ.
Мечта оживала — надежда становилась реальностью.
Задание 2. От автора к герою
Напиши мини-монолог от лица одного из героев (Ассоль, Грея, Лонгрена), используя не менее 4-х БСП.
Пример (от имени Грея):
Я знал — она ждёт меня.
Я поверил — её мечта не обман.
Я шел к ней — ветер наполнял мои алые паруса.
Я увидел её — она стояла одна, как и тогда, много лет назад.
Задание 3. Найди в тексте
Найди в повести 3 примера бессоюзных сложных предложений. Запиши их, укажи тип смысловой связи (временная, причинная, следственная, сопоставительная и др.).
Пример: "Он открыл глаза — солнце взошло над морем." (Временная связь)
Задание 4. Переведи с союзного на бессоюзный
Прочитай предложения, построенные как сложноподчинённые, и преобразуй их в бессоюзные, сохранив стиль оригинала.
Пример:
Когда корабль появился на горизонте, люди бросились к берегу.
Корабль появился на горизонте — люди бросились к берегу.
Задание 5. Заголовок — БСП
Придумай 3 заголовка к главам повести, используя БСП.
Примеры:
- Корабль появился — мечта сбылась.
- Старец предсказал — Ассоль поверила.
- Грей отправился в путь — алые паруса поднялись.
Блок 2. Работа со сложноподчинёнными предложениями (СПП)
Задание 1. Перескажи эпизод
Выбери ключевой эпизод повести и перескажи его, используя 5–6 сложноподчинённых предложений разных типов (временные, причинные, условные, уступительные и др.).
Пример:
Когда Ассоль подошла к берегу, она увидела сверкающие алые паруса.
Хотя её сердце замирало от волнения, она не могла отвести глаз от корабля.
Пока люди восхищённо смотрели на зрелище, Ассоль стояла, не веря, что её мечта сбылась.
Задание 2. Внутренний монолог
Напиши внутренний монолог одного из героев, используя минимум 5 СПП с разными видами придаточных.
Пример (Ассоль):
Когда я была ребёнком, отец рассказал мне о пророчестве.
Хотя тогда я не знала, сбудется ли оно, я всегда верила.
Если кто-то смеялся надо мной, я молчала, потому что знала — однажды всё изменится.
Теперь, когда передо мной корабль, я понимаю: всё происходило не зря.
Задание 3. БСП – СПП
Прочитай бессоюзные сложные предложения и преобразуй их в сложноподчинённые.
Пример:
Ассоль стояла на берегу — корабль приближался.
Пока Ассоль стояла на берегу, корабль приближался.
Задание 4. Заголовок — СПП
Придумай 3 заголовка к главам, используя СПП.
Примеры:
- Когда мечта становится реальностью.
- Если веришь — чудо приходит.
- Хотя все сомневались, она ждала.
Задание 5. Иллюстрация мысли
Создай иллюстрацию к выбранной сцене повести. Подпись к ней оформи в виде сложноподчинённого предложения.
Пример:"Когда алые паруса взметнулись над горизонтом, Ассоль поняла, что настал её час."
Заключение
Предлагаемые задания позволяют
- сочетать изучение синтаксиса с работой над литературным произведением;
- развивать аналитические и творческие способности обучающихся;
- формировать умение видеть синтаксис как живую часть художественного текста.
Данная методика способствует активизации познавательной деятельности, развитию речевой компетенции и эстетического вкуса.
Список литературы
- Грин А.С. «Алые паруса: феерия» / художник М.Дорохов. — Москва: «Художественная литература», 1986. — 510 с.