"По дороге к Пушкину" (А.Ахматова. "В Царском Селе")

Разделы: Литература


Умеет ли ребенок работать с текстом? Нужно ли ему это? Как часто мы задаем эти вопросы на уроках литературы. И получаем ответ: “Да, нужно”. Как научиться работать так, чтобы было интересно и полезно всем и учителю, и ученику. Я предлагаю урок литературы по программе Т.А. Курдюмовой 5-й класс. Урок открытия новых знаний. Анализ стихотворения А.Ахматовой “В Царском Селе” построен с использованием технологии формирования правильного типа читательской деятельности. Цель анализа – читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации, корректировка авторским смыслом, обучение выразительному чтению. Это один из приемов обучения работы с текстом. Умение работать с текстом помогает ребенку в овладении всеми учебными предметами; формирует положительное отношение к чтению, к познавательной деятельности; развивает устную речь; учит слышать других людей, внимательнее относиться к себе. Работа над пониманием текста увлекает не только ученика, но и педагога. Результат обучения зависит от систематичности и последовательности в работе.

Цели урока:

Обучающая:

  • расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
  • выделение ключевых слов;
  • комментированное чтение;
  • диалог с автором через текст.

Развивающая:

  • формирование способности учащихся к новому способу действия;
  • формирование читательских умений (освоение литературного произведения;
  • создание читательской интерпретаций, корректировка авторским смыслом).

Оборудование:

  1. Презентация.
  2. Приложение 1.
  3. Цветные карточки.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Языковая разминка

Выберите цвет (карточку), который соответствует вашему настроению и прикрепите на доску.

– А вы любите свой поселок?

– У вас, наверное, есть свои любимые места?

Поэтому, я думаю, вам интересно будет познакомиться с этими стихами. И предлагаю вам небольшую разминку.

Листы контроля”. Задание №1.

1. Отметьте в + или – строки, которые можно назвать стихотворными.

День пестрый, то ярко солнце светит, то снег летит. Ночь тихая, лунная, прихватит мороз. (М.Пришвин)

Чертовищи, Чертовищи, речка мелкая течет. Пена белая черемухи вдоль берега плывет.

(Н.Малкова)

Вечно тобою хочу любоваться, милая сердцу земля. Воздух такой, что нельзя надышаться – всюду леса и поля. (С.Белов)

-Сверьте с ключом на доске.

Если есть ошибки: как вы узнали стихи? (рифма, ритм.)

2. Соберите из слов предложение – стихи. Узнайте автора.

День, мороз, чудесный, солнце

– Прочитать варианты ответов.

– Кто из вас сам сочинял стихи?

– Кого из известных русских поэтов вы знаете?

Сообщение учителя о А.С.Пушкине и Е.Бакуниной (краеведческий материал) (Слайд №1) (Слайд№2)

Переходя из класса в класс, каждый раз вы будете открывать для себя что-то новое в Пушкине. Ведь он открывается не сразу, не вдруг. У каждого к нему своя дорожка. Есть она и у меня. И вы, я думаю, уже протоптали свою тропинку к Пушкину. Хотелось бы знать, с чего она начиналась?

– Учитель приводит несколько строк сказок.

– А что еще встретилось вам на тропинке к Пушкину? (стихи)

– Можете вспомнить? (строки из стихов)

Своей дорогой к Пушкину шли поэты всех веков. “Солнцем русской поэзии” – называли они Пушкина. Нет такого поэта, который бы не написал хотя бы несколько строк о нем.

– Ребята, а в каком веке жил Пушкин?

– А какой сейчас век?

3. Работа с текстом до чтения

Больше всего строк о Пушкине осталось в 20 веке. О таком стихотворении, посвященном Пушкину – лицеисту, мы и будем сегодня говорить. А автор этого стихотворения

– Анна Андреевна Ахматова – поэтесса 20 века. (Слайд№3)

– Встречались ли вы с именем этого поэта раньше?

– Значит, именно она поможет вам сделать маленький шаг к открытию Пушкина.

4. Работа с текстом во время чтения:

Чтение стихотворения учителем.

А) Задача: Попытайтесь определить, какое оно по настроению и какой цвет соответствует этому настроению.

(Можно использовать для помощи задание № 3)

А теперь еще раз перечитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните слова, которые для вас кажутся непонятными.

Б) Словарная работа:

Задание: в “Листках контроля” у вас есть задание под № 4 .Пользуясь данным словарем, отметьте те слова, которые вам были непонятны.

В) А как А.Ахматова назвала свое стихотворение?

В Царском Селе.

почему оно написано с большой буквы? (географическое название, место)

– Из истории Царского Села: (Слайды №4,5)

-Г) В “Листах контроля” помещены отрывки из биографии А.Ахматовой “Коротко о себе”.

Ваша задача: познакомиться с отрывками и подчеркнуть в стихотворении те слова, которые совпадают с фактами биографии.

Д) А теперь давайте еще раз перечитаем стихотворение, медленно построчно, и посмотрим, какие еще тайны скрыты по дороге к Пушкину. Ведь А. Ахматова была одной из самых внимательных читателей Пушкина.

– Чтение по цепочке.

1. Смуглый отрок бродил по аллеям (неторопливость, размеренность)

– Как рисует автор Пушкина – лицеиста? (смуглый отрок)

2.У озерных грустил берегов (инверсия, это лирический фрагмент стиха)

Бродил, грустил – глаг. Прош. Вр.

3.И столетие мы лелеем (разг. с нежностью храним; личная, нежная интонация, с нежностью берегут память о любимом человеке; е – зеленый,нежный; автора и ее героя разделяет время, но объединяет пространство – пейзаж)

– Почему столетие? (19в – 20в)

4.Еле слышный шелест шагов (– ш – память о нем.)

– Когда можно услышать?

5.Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни …(от общего плана – (аллеи, озерные берега) взгляд устремляется

(к иглам сосен, низким пням); пейзаж постоянный у Пушкина, Ахматовой)

– Почему …?

6.Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

(от реального – к воображаемому: треуголка (Пущин вспоминал: “Форма одежды в лицее сначала была стеснительной, по праздникам: мундир, белый жилет, белый галстук, ботфорты, треугольная шляпа”; том Парни; развертывание образа юного поэта;

– Почему растрепанный? (часто открываемый, зачитанный, любимый)

Рифмы: аллеям – лелеем

Пни – парни

– А о чем может сказать слово здесь?

– Как нужно прочитать это предложение? Почему?

(Здесь начинает предложение, которое является главным – т.е все, что есть вокруг, для автора наполнено смыслом, потому что все (шелест шагов, треуголка, том) хранит память

О присутствии великого поэта А.С.Пушкина.)

– Все слова, которые вы нашли, удивительно точно помогают передать настроение автора.

Я надеюсь, что все, чем мы говорили на этом уроке, поможет вам подготовиться к выразительному чтению. А также вам поможет памятка, которая лежит у вас на столах.

Е) Подготовить выразительное чтение стихотворения, используя памятку.

– Чтение вслух выразительно.

– Как вы думаете, получилось прочитать выразительно стихотворение?

– А с каким настроением А.Ахматова могла бродить по аллеям Царского Села?

(Выбрать из задания №3)

4. Работа с текстом после чтения.

Настало время подвести итог нашей работы.

– С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

– Кто автор этого стихотворения?

Кому посвящено стихотворение?

– В каком веке жил А.С.Пушкин?

– В каком веке жила А.Ахматова?

– В каком веке живем мы?

– Какое маленькое открытие сегодня вы сделали, знакомясь со стихотворением ?

– Давайте вместе попытаемся ответить на этот вопрос.

(Представили: аллеи Царского Села, озерные берега, сосны в парках Царского Села)

(Захотели прочитать другие стихи Ахматовой о Пушкине, стихи других поэтов о нем)

(Побывать в Царском Селе,

(Сочинить свое стихотворение о Пушкине

– А это значит, что вы сделали еще один шаг по дороге к Пушкину. И вам еще предстоит сделать много – много новых открытий. А вам я желаю, чтобы они были яркими и незабываемыми. Потому что это всегда интересно. И чтобы рядом с вами всегда находился “ растрепанный том” А.С.Пушкина. Поэтому и домашнее задание будет следующим.(Слайд №6)

5. Домашнее задание:

1.Дома нарисовать аллеи или парки Царского Села такими, какими вы их представили после чтения стихотворения А.Ахматовой.

2. Кому понравилось стихотворение, можете выучить его наизусть.

6. Итог урока:

Мы читали с вами элегию – грустное стихотворение. Каким его увидели вы, мы можем посмотреть на доску. (На доску прикрепляют цветные карточки)