Внеклассное мероприятие по литературе "Страшная правда, но ведь правда"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (859 кБ)


Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца, –
Там припомнят кремлёвского горца
Его толстые пальцы, как червы, жирны,
А слова, как пудовые гири верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычит.
Как подковы куст за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него, – то малина
И широкая грудь осетина.
                                                                       Осип Мандельштам

Ожидаемые результаты:

Учащиеся смогут:

  • расширить свои представления об эпохе 30-х годов, связанной с массовыми репрессиями в отношении советских людей;
  • мотивированно участвовать в дискуссии по оценке результатов работы с раздаточными  материалами: «Открытое письмо товарищу Сталину» Ф.Ф.Раскольникова (Приложение 1);
  • продолжить обучение умению приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение оппонента;
  • развивать умения выделять основные мысли в документальных источниках и отрывках из художественных произведений;
  • формулировать свою точку зрения на поставленный проблемный вопрос.

Краткое описание хода занятия

Форма проведения внеклассного мероприятия – круглый стол с использованием исторических документов, литературных произведений для формирования собственной точки зрения по проблеме мероприятия: «Откуда пало на людские головы нежданное лихолетье?» («Зона малая» Борис Ярочкин).

В ходе подготовки мероприятия использовался дифференцированный подход к изучению материала по данной теме. Источники информации соответствовали уровню подготовки обучающихся, нацеливая их на работу повышенной сложности.

Первый этап: в начале урока обучающиеся формулируют проблему урока.

Второй этап: организация самостоятельной работы обучающихся по группам с документальными источниками, анализ подготовленных материалов по прочитанным литературным  произведениям и конкретным историческим фактам.

Третий этап: дискуссия для формирования собственной точки зрения по основной проблеме мероприятия.

Итог работы: каждая группа формулирует свои предложения, доказывая собственную точку зрения.

1. Мотивационный блок

Организация работы с документальными источниками, художественными произведениями, с исторической обстановкой 30-х годов XX века, связанными с личностью Иосифа Сталина. Работа с основными понятиями, конкретизация фактов. Ход дискуссии должен помочь сформулировать ответ на проблемный вопрос мероприятия.

В ходе подготовки к работе и проведения мероприятия мотивация обучающихся осуществляется с помощью мультимедийной презентации, использования стихотворения Осипа Мандельштама, фактов, связанных с жизнью конкретных исторических лиц (С.Н.Фокин) и литературных героев произведений Бориса Ярочкина.

Проблема: используя данные материалы, обучающиеся должны сформулировать ответ на проблемный вопрос урока.

Глоссарий:

  • тоталитаризм
  • культ личности
  • репрессии
  • враг народа

1. Информационный блок

Обучающиеся раскрывают значение понятий, связанных с эпохой Иосифа Сталина. Работают над документальными материалами, подбирают факты по теме мероприятия.

Источники информации:

  1. Романы Бориса Ярочкина  «Зона малая», «Лагпункт».
  2. Осип Мандельштам. Стихотворения
  3. Биография Ф.Ф.Раскольникова
  4. Ф.Ф.Раскольников«Открытое письмо Сталину» (от 17 августа 1939 г.)
  5. Анатолий рыбаков «Дети Арбата»
  6. Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
  7. «Колымские рассказы» Варлама Шаламова
  8. Борис Пильняк «Повесть непогашенной луны»

Электронные источники:

  • Мультимедийная презентация
  • История Унжлагеря

2. Аналитический блок

Обобщение результатов работы в виде письменной работы по теме мероприятия.

Вывод: Чтобы жить в свободной стране, необходимо знать правду, какой бы страшной она ни была. Это необходимо для того, чтобы страшные годы репрессий не повторились.