Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца, –
Там припомнят кремлёвского горца
Его толстые пальцы, как червы, жирны,
А слова, как пудовые гири верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычит.
Как подковы куст за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него, – то малина
И широкая грудь осетина.
Осип Мандельштам
Ожидаемые результаты:
Учащиеся смогут:
- расширить свои представления об эпохе 30-х годов, связанной с массовыми репрессиями в отношении советских людей;
- мотивированно участвовать в дискуссии по оценке результатов работы с раздаточными материалами: «Открытое письмо товарищу Сталину» Ф.Ф.Раскольникова (Приложение 1);
- продолжить обучение умению приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение оппонента;
- развивать умения выделять основные мысли в документальных источниках и отрывках из художественных произведений;
- формулировать свою точку зрения на поставленный проблемный вопрос.
Краткое описание хода занятия
Форма проведения внеклассного мероприятия – круглый стол с использованием исторических документов, литературных произведений для формирования собственной точки зрения по проблеме мероприятия: «Откуда пало на людские головы нежданное лихолетье?» («Зона малая» Борис Ярочкин).
В ходе подготовки мероприятия использовался дифференцированный подход к изучению материала по данной теме. Источники информации соответствовали уровню подготовки обучающихся, нацеливая их на работу повышенной сложности.
Первый этап: в начале урока обучающиеся формулируют проблему урока.
Второй этап: организация самостоятельной работы обучающихся по группам с документальными источниками, анализ подготовленных материалов по прочитанным литературным произведениям и конкретным историческим фактам.
Третий этап: дискуссия для формирования собственной точки зрения по основной проблеме мероприятия.
Итог работы: каждая группа формулирует свои предложения, доказывая собственную точку зрения.
1. Мотивационный блок
Организация работы с документальными источниками, художественными произведениями, с исторической обстановкой 30-х годов XX века, связанными с личностью Иосифа Сталина. Работа с основными понятиями, конкретизация фактов. Ход дискуссии должен помочь сформулировать ответ на проблемный вопрос мероприятия.
В ходе подготовки к работе и проведения мероприятия мотивация обучающихся осуществляется с помощью мультимедийной презентации, использования стихотворения Осипа Мандельштама, фактов, связанных с жизнью конкретных исторических лиц (С.Н.Фокин) и литературных героев произведений Бориса Ярочкина.
Проблема: используя данные материалы, обучающиеся должны сформулировать ответ на проблемный вопрос урока.
Глоссарий:
- тоталитаризм
- культ личности
- репрессии
- враг народа
1. Информационный блок
Обучающиеся раскрывают значение понятий, связанных с эпохой Иосифа Сталина. Работают над документальными материалами, подбирают факты по теме мероприятия.
Источники информации:
- Романы Бориса Ярочкина «Зона малая», «Лагпункт».
- Осип Мандельштам. Стихотворения
- Биография Ф.Ф.Раскольникова
- Ф.Ф.Раскольников«Открытое письмо Сталину» (от 17 августа 1939 г.)
- Анатолий рыбаков «Дети Арбата»
- Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
- «Колымские рассказы» Варлама Шаламова
- Борис Пильняк «Повесть непогашенной луны»
Электронные источники:
- Мультимедийная презентация
- История Унжлагеря
2. Аналитический блок
Обобщение результатов работы в виде письменной работы по теме мероприятия.
Вывод: Чтобы жить в свободной стране, необходимо знать правду, какой бы страшной она ни была. Это необходимо для того, чтобы страшные годы репрессий не повторились.