Интегрированный урок литературы и истории «Отечественная война 1812 года в поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере стихотворений «Поле Бородина», «Бородино», «Два великана», «Воздушный корабль»)». 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цели урока.

Обучающие:

1. На примере произведений М. Ю. Лермонтова провести комплексный анализ стихотворений.

2. Вместе с ребятами изучить полную историческую информацию о событиях 1812 года.

Развивающие:

1. Опираясь на имеющиеся знания учащихся способствовать углубленному обучению анализа стихотворений.

2. Развивать межпредметные связи.

3. Показать умения учащихся работать с проектами.

4. Развивать творческую активность и возможность самореализации каждого ребенка.

Воспитывающие:

1. Воспитывать вежливость, ответственность, дисциплинированность.

Основные виды работы: индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование:

  • Тексты “Бородино” (1837 г.), “Поле Бородина” (1830 – 1831 гг.), “Воздушный корабль” (1840), “Два великана” (1832 г.).
  • Отрывок из фильма “Война и мир”.
  • Портреты участников войны.
  • Иллюстрации к событиям.

Подготовка: группам даются задания заранее:

  • 1 гр. История отечественной войны 1812 года.
  • 2 гр. Бородинское сражение.
  • 3 гр. Исторические личности: Кутузов и Наполеон.
  • 4 гр. История создания стихотворений.

Индивидуальные сообщения:

  • Сообщение о Багратионе.
  • Сообщение о Дохтурове.
  • Сообщение о Раевском.
  • Сообщение о Тормасове.

Ход урока

Дорогие ребята, сегодня мы с вами проведем уроки литературы и истории вместе, а тему вы определите сами. Мы с вами уже знакомы с творчеством этого поэта, вы читали его роман “Герой нашего времени” и стихотворение “Бородино”, которое и подскажет вам тему урока. Сегодня мы прочитаем стихотворения “Два великана”, “Поле Бородина”, “Воздушный корабль”. Так о чем мы будем говорить сегодня?: Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова.

Много раз отражала наша страна нашествия иноземных захватчиков, но всегда добивалась независимости. 24 июня 1912 года Наполеон со своей полумиллионной армией напал на Россию. И грянула “гроза двенадцатого года”.

Давайте послушаем сообщения ребят о событиях того периода.

(Звучат сообщения ребят).

Вопрос: Как вы думаете, почему Наполеон не смог захватить нашу страну?

(Ответы ребят.)

Вопрос: Почему русские войска вынуждены были отступать?

(Ответы ребят.)

Давайте найдем в стихотворении “Бородино” этот момент и подготовку к сражению.

Солдат:

“Мы долго молча отступали
Досадно было, боя ждали...”
“Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус...”
“И вот нашли большое поле.
Есть разгуляться где на воле!...”

Каждый участник готовился к великому сражению.

“Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою!”...

Из французского лагеря всю ночь доносился шум, там уже праздновали победу.

“И только небо засветилось.
Все шумно вдруг зашевелилось,
Мелькнул за строем строй...”

Это было начало Бородинской битвы, она длилась 15 часов:

“Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел.
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел...
Земля тряслась, как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...”

В этом сражении участвовали великие полководцы: Кутузов, Багратион, Дохтуров, Раевский, Барклай де Толли, Тормасов и другие.

(Ребята рассказывают о некоторых из них).

В сражении погибло много солдат и офицеров, был смертельно ранен и Багратион, но генерал Дохтуров обратился со словами:

“И молвил он, сверкнув очами:
Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали...”
И этот призыв был услышан, но не равны были силы.
“Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут”.

Художественная литература дает эмоциональную оценку событий, чего не может сделать история. М. Ю. Лермонтов сумел передать нам настроение участников, их переживание, внутреннее состояние.

Теперь хочется прочитать стихотворение “Поле Бородина” (1830 – 1831 гг.) Попробуем сравнить эти два произведения.

Вопрос: Что общего и что разного вы нашли ?

(Ответы.)

Прослушаем историю создания стихотворений.

(Сообщение ребят.)

В стихотворениях идет речь о событиях великой битвы, но отдельно Лермонтов дает оценку двум полководцам: Кутузову и Наполеону. Это стихотворения “Два великана” и “Воздушный корабль”. Прочитаем их вслух. Стихотворения написаны в жанре аллегории (иносказание), Звучит солдатская песня: “за морями, за долами”..., и мы легко воспринимаем их содержание. Два великана и почивший император. Два великана противопоставлены друг другу. Но Кутузов выполнил свою великую миссию: освободил страну от врага, а император Наполеон умер, не сумев осуществить свою мечту. Один “в шапке золота литого”, а другой “трехнедельный удалец”, и историческая роль у них разная.

Послушаем сообщения ребят о двух полководцах.

Теперь мы видим, что изучать великие произведения без знания истории нельзя. Только полные знания помогут восприятию произведения и полному его анализу.

Давайте посмотрим эпизод из фильма С. Бондарчука “Война и мир”.

Вопрос: “Как Л. Н. Толстой показал Бородинское сражение? Чьими глазами он это сделал? Почему? Как изображены наши солдаты? Как показаны Кутузов и Наполеон? Что можно писателю и нельзя историку?”

Заключительное задание: В группах по 4 человека составьте эссе на тему: “Мое Бородино”.

(Заслушиваются выступления ребят)

Выставляются отметки.

Эвристическая беседа.

Использованная литература.

1. Сборник стихотворений М. Ю. Лермонтова.

2. Ростунов И. И. П. И. Багратион. — М.: Московский рабочий, 1970.

3. Дюпюи Р. Э., Дюпюи Т. Н. Всемирная история войн. Книга 3. 1800 - 1925 годы. — Спб.: Полигон, 2000

4. Барклай-де-Толли М. Б. Изображение военных действий 1812 года. — СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1912

5. Толстой Л. Н. Война и мир // Собрание сочинений в 22 томах. Т. 4 - 7. — М.: Художественная литература.

6. Из истории Отечественной войны 1812 года: переправа у Боровского перевоза // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 97—98. — Т. V.тура, 1979.