Урок-путешествие "Жизнь чеховских героев в нашем городе"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • формирование патриотических чувств у учащихся; любви к своему городу;
  • изучение таганрогских деталей в произведениях А.П.Чехова;
  • приобщение к богатствам отечественной художественной литературы;
  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска.

Ход урока

Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

Исследователи творческого наследия А.П.Чехова утверждают, что примерно 75% чеховских произведений в той или иной степени отражают уклад жизни таганрожцев, отдельных жителей нашего города и его архитектуру. Ученые считают, что как писатель Чехов сформировался благодаря нашей городской библиотеке, нашему театру и гимназии. То есть, самый интеллигентный писатель 20 века не состоялся бы, если бы не родился и не жил в нашем городе.

Правда, только в одном произведении - "В рождественскую ночь" писатель назвал город своей юности собственным именем. Во всех остальных произведениях, содержащих таганрогские детали, он называет город условно, типа "город С". Но в каждом его произведении невозможно почувствовать ту культуру общения, тот ритм разговора, ту экоауру, которая существует в нашем городе, и притом только в нашем. Сам писатель признавался: "После Москвы я больше всего люблю Таганрог".

Сегодня мы совершим заочное путешествие по городу Таганрогу, связанное с именем замечательного писателя. А откроет наше путешествие Шипика Настя, которая прочтет стихотворение таганроженки К.Н.Исхаковой "Встреча, которой не было:".

Высокий человек в пенсне
Стоит растроган, улыбаясь:
Он кажется знакомым мне,
Остановилась, удивляясь:
Слегка он шляпу приподнял:
"Простите, я не ошибаюсь?
Я в город Таганрог попал?
Отсюда родом я, признаюсь:"
"Антон ли Палыч предо мной?"-
Догадку высказала я.
Поклоном легким головой
Он в этом утвердил меня.
И разговаривать мы стали
Непринужденно так и мило,
Как будто мы друг друга знали
И время нас не разделило:
"Вы в будущее к нам попали,-
В то, что Вам грезилось прекрасным,
В то, о котором Вы мечтали,
Как о счастливом, чистом, ясном:
Но жизнь - совсем другое дело,
И светлый путь не получился,
И человек - с лицом и телом,
С душой красивой :не родился:
Зато отлично поживают
Герои Ваши, как живые,-
"Хамелеоны цвет меняют,
И взяточники есть любые:
Хапуг же: превелико много,
И очень люди вороваты,
Но не судите слишком строго,
Во многом мы не виноваты:
Но мы Вас любим, почитаем,
Храним Ваш домик, как музей,
В нем постоянно принимаем
Из самых разных стран гостей,
А "Полицейская" зовется
В честь Вашу "Чеховской" у нас,
И лавка Ваша остается,
Хоть не торгуют в ней сейчас:
Я Вас, наверно, отвлекаю,
Во всем Вы разберетесь сами:
Прощаюсь, руку пожимаю,
И расстаемся мы друзьями:

Какие же литературные герои Чехова стали появляться в нашем городе?

Об этом расскажет учитель рисования Надежда Сергеевна.

- Какие же литературные герои Чехова стали появляться в нашем городе?

Ребята, а давайте вспомним, какие же герои появились у нас в городе? Где можно с ними встретиться?

У входа в центральный парк Таганрога появилась композиция "Египетская пирамида", созданная по рассказу Антона Чехова "Каштанка". Скульптура установлена к празднованию Дня знаний, открытие состоялось 1 сентября 2008 г. Автор этой композиции Дмитрий Лындин, ростовский скульптор.

"Египетская пирамида" создана в первую очередь для детей", - рассказывает автор памятника. Мы знакомы с "Каштанкой" с юных лет и легко узнаем этот сюжет. Я думаю, ребята будут получать массу приятных впечатлений, им будет интересно полазить по пирамиде и сфотографироваться с бронзовыми героями рассказа - веселой хрюшкой Хавроньей Ивановной, элегантным гусем Иваном Ивановичем, великолепным котом Федором Тимофеевичем и знаменитой Каштанкой. Скульптура из бронзы установлена на низком гранитном постаменте, вокруг которого уложена цветная плитка, символизирующая цирковую арену. Горожане утверждают, что если загадать желание и потереть пятачок свинке, то желание обязательно сбудется. Оказалось, что эта скульптура-копилка у мастера уже не первая. У ростовского "Коробейника" тоже идут финансовые вливания. Ребята, кто был в Ростове, то проходил мимо памятника Вечерний Ростов, - автор этой композиция Дмитрий Лындин.

"Египетская пирамида" - первая из четырех мини-скульптур, которые установлены в нашем городе в рамках празднования 150-летия Антона Чехова, намеченного на 2010 год.

Затраты на изготовление скульптуры и установку (благоустройство) - 1 061,0 тыс. руб.

Скульптурная композиция "Роман с контрабасом" создана по мотивам рассказа А.П. Чехова "Роман с контрабасом", установлена к празднованию Дня города, открытие состоялось 12 сентября 2008 года. Это уже вторая композиция Дмитрия Васильевича, украсившая город в течение последних двух недель. Первая "Египетская пирамида", воссоздавшая героев знаменитой "Каштанки", моментально полюбилась горожанам. Похоже, такая же завидная судьба ожидает и "Роман с контрабасом", только успели установить скульптуру, а к ней уже спешат новобрачные. И это неудивительно, ведь княжна Бибулина, о которой идет речь в рассказе, невеста.

Скульптура из бронзы на низком гранитном постаменте. Просвет в контрабасе по форме женской фигуры придает композиции подчеркнуто юмористический и в то же время креативный характер, Ребята, а как вы думаете, с "Контрабасом" есть ли какие- то поверья?

Так же как и с композицией "Каштанка", с "Романом.." существует поверье, если загадать желание и пролезть в просвет в контрабасе, то желание сбудется.

Почетное право открыть скульптуру взорам горожан предоставили Михаилу Василенко, учащемуся 27-й школы и ученице 37-й Алине Черниченко. И это тоже не случайно. Оба они обладатели Чеховской премии, победители нескольких конкурсов, посвященных памяти великого писателя.

Михаил исполнял на конкурсах чтецов рассказы "Каштанка", "Два в одном", "Дочь Альбиона" и, конечно же, "Роман с контрабасом" . А Алина нарисовала потрет Чехова и "Даму с собачкой".

Ребята, а какие у вас ассоциации со скульптурой "Роман с контрабасом"?

Горожанам она напоминает об уроженце южного Таганрога молодом и беззаботном Чехове, который "вооружившись" чувством юмора, умел разбудить в читателях самые светлые чувства.

Некоторые жители приметили, что у княжны взор направлен на море, и она все не решается вступить на набережную.

Затраты на изготовление скульптуры и установку (благоустройство) - 1 341,853 тыс. руб.

Ребята, вы слышали про новую набережную, что там связано с именем писателя?

Завод ТАГМЕТ к 150-летнему юбилею со дня рождения великого писателя сделал обусловленный шаг: заказал скульптору Дмитрию Лындину бронзовую композицию "Чехов" и установил ее на новой набережной, на территории парка ООО "Приазовье". Здесь же заложили вишневый сад, учитывая его символическое значение в жизни и творчестве великого писателя. Это стало вкладом ТАГМЕТа в городскую программу мероприятий празднования юбилея Антона Павловича Чехова, в рамках которой уже установлены скульптурные композиции "Египетская пирамида" и "Роман с контрабасом".

С.М. Симонова. Изучение таганрогских деталей в произведениях Чехова помогает увидеть некоторые особенности развития его реалистического метода. Но в ряде произведений 1883 года обнаружить их не составляет труда. В рассказе "Канитель" описывается Митрофаниевская церковь Таганрога, в которой подросток нередко бывал во время обеденного перерыва в лавке, арендованной отцом в Торговых рядах. Вот сценка из этого рассказа в исполнении учащихся 7 класса.

А хорошо ли вы знаете свой город? Учащиеся Сыроватская А. и Таранова О. проведут викторину, из произведений писателя нужно узнать, что описывал Чехов.

Рассказ "Огни".

:Я поехал на Кавказ и остановился проездом дней на пять в приморском городе N. Надо вам сказать, что в этом городе я родился, вырос, а потому нет ничего мудреного, что город казался мне необыкновенно уютным, теплым и красивым, хотя столичному человеку живется в нем так же скучно, как в любой Чухломе или Кашире. С грустью прошелся мимо гимназии, в которой учился, с грустью погулял по очень знакомому городскому саду, сделав грустную попытку посмотреть поближе людей, которых давно не видел, но помнил: Все с грустью.

В один из вечеров поехал я в так называемый Карантин. Это небольшая плешивая рощица, в которой когда-то в забытое чумное время в самом деле был карантин, теперь же живут дачники. Ехать к ней приходится от города четыре версты по хорошей мягкой дороге. Сама рощица расположена на берегу моря:Первым делом направился по аллее к небольшой каменной беседке, которую любил в детстве: Она стояла на краю берега, над самой кручей, и с нее отлично было видно море:

Небо уже потемнело так, что силуэты акаций и лиц слились вместе, публика уже не гуляла по аллеям, фортепьяно затихло, и только слышался ровный шум моря:

Море было гладко, и в него весело и спокойно гляделось бирюзовое небо, почти наполовину выкрашенное в нежный золотисто-багряный цвет заката. Кое-где на нем чернели рыбацкие лодочки и плоты. Город чистенький и красивый, как игрушка, стоял на высоком берегу и уже подергивался вечерним туманом. Золотые главы его церквей, окна отражали в себе заходившее солнце, горели и таяли, как золото, когда плавится:

(городской сад-парк Горького, ул. Петровская, беседка парка, в которой по вечерам играл оркестр Моллы (беседка снесена в советское время).

Рассказ "Шуточка".

Санки летят, как пуля. Рассекаемый воздух бьет в лицо, ревет, свистит в ушах, рвет, больно щиплет от злости, хочет сорвать с плеч голову. От напора ветра нет сил дышать. Кажется сам дьявол обхватил нас лапами и с ревом тащит в ад. Окружающие предметы сливаются в одну длинную, стремительно бегущую полосу: Вот-вот еще мгновение, и кажется - мы погибнем!

- Я люблю вас, Надя! - говорю я вполголоса.

Санки начинают бежать все тише и тише, рев ветра и жужжание полозьев не так уж страшны, дыханье перестает замирать, и мы наконец внизу. Наденька ни жива ни мертва. Она бледна, едва дышит: Я помогаю ей подняться.

Когда санки останавливаются, Наденька окидывает взглядом гору, по которой мы только что катили, потом долго всматриваемся в мое лицо, вслушивается в мой голос, равнодушный и бесстрастный, и вся, вся, даже муфта и башлык ее, вся ее фигурка выражают крайнее недоумение. И на лице у нее написано:

- В чем дело? Кто произнес те слова? Он, или мне только послышалось? (спуск к морю у дома №16 по ул.Шмидта)

Рассказ "Моя жизнь".

Наступил вечер. Мы жили на Большой Дворянской - это была главная улица в городе, и на ней по вечерам, за неимением порядочного городского сада, гулял наш высший свет.

Эта прелестная улица отчасти заменяла сад, так как по обе стороны ее росли тополи, которые благоухали, особенно после дождя, и из-за заборов и палисадников нависали акации, высокие кусты сирени, черемуха, яблони.

Майские сумерки, нежна молодая зелень с тенями, запах сирени, гуденье жуков, тишина, тепло - как все это ново и как необыкновенно, хотя весна повторяется каждый год! (Ул. Петровская)

Рассказ "В рождественскую ночь".

Молодая женщина лет двадцати трех, с страшно бледным лицом, стояла на берегу моря и глядела вдаль.

От ее маленьких ножек, обутых в бархатные полусапожки, шла вниз к морю ветхая, узкая лесенка с одним очень подвижным перилом.

Женщина глядела вдаль, где зиял простор, залитый глубоким, непроницаемым мраком. Не было видно ни звезд, ни моря, покрытого снегом, ни огней. Шел сильный дождь:

"Что там? - думала женщина, вглядываясь вдаль и кутаясь от ветра и дождя в измокшую шубейку и шаль.

Где-то там, в этой непроницаемой тьме, верст за пять - за десять или даже больше, должен быть в это время ее муж, помещик Литвинов, со своею рыболовной артелью.

Женщине страстно захотелось спуститься вниз. Перило задвигалось под ее рукой и, мокрое, липкое, выскользнуло из ее рук, как вьюн.

Она присела на ступени и стала спускаться на четвереньках, крепко держась руками за холодные грязные ступени. Рванул ветер и распахнул ее шубу. На грудь пахнуло сыростью.

- Святой чудотворец Николай, этой лестнице и конца не будет! - шептала молодая женщина, перебирая ступени.

В лестнице было ровно девяносто ступеней. Она шла не изгибами, а вниз по прямой линии, под острым углом к отвесу. Ветер зло шатал ее из стороны в сторону, и она скрипела, как доска, готовая треснуть.

Через десять минут женщина была уже внизу, у самого моря. И здесь внизу была такая же тьма. (каменная лестница)

Рассказ "Палата №6".

В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы.

Крыша на нем ржавая, труба наполовину обвалилась, а от штукатурки остались одни только следы.

Передним фасадом обращен он к больнице, задним - глядит в поле, от которого отделяет его серый больничный забор с гвоздями. Эти гвозди, обращенные остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый, унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у бальничных и тюремных построек: (флигель во 2-й городской больнице)

Рассказ "Ионыч".

Светила луна. Было тихо, тепло, но тепло по-осеннему. В предместье, около боен, выли собаки. Старцев остановил лошадей на краю города, в одном из переулков, а сам пошел на кладбище пешком:

Кладбище обозначалось вдали темной полосой, как лес или большой сад.

Виднелась ограда из белого камня, ворота: При лунном свете на воротах можно было прочесть: "Грядет час в онь же:" Старцев вошел в калитку, и первое, что он увидел, это белые кресты и памятники по обе стороны широкой аллеи и черные тени от них и от тополей; и кругом далеко было видно белое и черное, и сонные деревья склоняли свои ветви над белым:

Памятник Деметти в виде часовни, с ангелом наверху; когда-то в С была проездом итальянская опера, одна из певиц умерла, ее похоронили и оставили этот памятник. В городе уже никто не помнил о ней, но лампадка над входом отражала лунный свет и, казалось, горела:

(некрополь 19-20 века)

Рассказ "Ионыч".

Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни , то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, В С. Очень хорошо, что в С. Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что , наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства.

(достопримечательности города)

С.М.Симонова. А.П.Чехов помог нам вспомнить свой город, а помните ли вы, ребята, литературных героев писателя? Предлагаю конкурс на лучшего знатока произведений писателя.

Чтоб в литературном турнире победить,
Очень любознательным, умным надо быть,
За столами не скрываться и вопросов не бояться,
Все рассказы Чехова надо изучить.
Победить в турнире очень нелегко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Начинается сраженье
По чеховским произведеньям.

Вопросы к конкурсу:

1) - Где и когда родился А.П.Чехов?

- Какое образование получил А.П.Чехов?

- Таганрогская картинная галерея бережно сохраняет картину, связанную с именем Чехова. Как называется эта картина и кто ее автор?

- Кто был самым любимым композитором Чехова?

- Чему обучался Антон в здании, на месте которого теперь школа №9?

- На какой улице города стоит дом, где жил "человек в футляре"?

- Кто придумал псевдоним Антоша Чехонте?

- Кто из русских композиторов подарил Чехову свою фотографию с надписью: "А.П.Чехову от пламенного почитателя"?

- Кто из русских писателей сказал: "Чехов - это Пушкин в прозе"?

2) - Кто из чеховских героинь была цирковой актрисой?

- Какой рассказ Чехов посвятил мальчикам?

- Какое личное письмо ребенка читает весь мир?

- Можно ли пересолить собственный рассказ?

- Может ли герой менять свою окраску?

- Какой персонаж чеховского рассказа звонил в колокол, предупреждая о пожаре?

- Помогите вспомнить лошадиную фамилию.

- В каком рассказе герои теряют имена из-за своей комплекции?

- В каком рассказе герои строят египетскую пирамиду?

3) - В каких рассказах главные герои дети?

- Назовите юмористические рассказы Чехова.

- В каких рассказах описывается жизнь детей?

4) Кто это?

- "Черноглазый, болезненный мальчик в ситцевой рубашке и с медным крестиком на груди, стоит неподвижно и мечтательно глядит на цифры"?

- Чьи слова, из какого рассказа: " А вот я тебе задам рыбку! Стадо в сад полезло, а он рыбку!... Когда же купальня будет готова, черти? Два дня как работаете, а где же ваша работа?"

- Как называл себя друг Володи - Чечевицын?

- Назовите рассказ и фамилию невежественного генерала, поверившего в заговор от зубной боли.

- Кто, пользуясь своей властью, был льстив и услужлив к богатым и знатным, и груб, придирчив к простым людям?

- Что помогло приказчику в рассказе "Лошадиная фамилия" назвать забытую фамилию?

- К чему приговорил судья унтера Пришибеева?

- Чьи слова и из какого рассказа: "- Чья собака? : Я покажу вам, как собак распускать! Чья это собака, спрашиваю?"

5) Конкурс капитанов.

- Почему чайка - символ чеховского творчества?

- Где в Таганроге "счастье зарыто"?

- Обычно Чехов называет город, где происходит описание события буквой Н или С. И только в рассказах он приводит полное название города Таганрога.

Заключительное слово учителя.

Синквейн на тему: "Жизнь чеховских героев в нашем городе"

Существительное, выражающее тему

Прилагательные или причастия, характеризующие сущ-ное в 1 строке

Глаголы, изображающие действия и поступки сущ-ного в 1 строке

Фраза, выражающая ваше отношение к сущ-ному в 1 строке

Вопросы к конкурсу:

1) - Где и когда родился А.П.Чехов? (29 января 1860г. Г. Таганрог)

- Какое образование получил А.П.Чехов? (высшее медицинское)

- Таганрогская картинная галерея бережно сохраняет картину, связанную с именем Чехова. Как называется эта картина и кто ее автор? (Ванька Жуков, художник Николай Чехов)

- Кто был самым любимым композитором Чехова? (П. И. Чайковский)

- Чему обучался Антон в здании, на месте которого теперь школа №9? (портному делу, сшил себе клетчатые брюки и носил их в гимназию, за что сидел в карцере)

- На какой улице города стоит дом, где жил "человек в футляре"? (угол Чехова и Тургеневского).

- Кто придумал псевдоним Антоша Чехонте? (учитель Закона Божьего Покровский любил давать ученикам прозвища. Однажды он развернул классный журнал и произнес: "Антоша Чехонте!" Прозвище, данное Покровским, стало псевдонимом молодого писателя Чехова).

- Кто из русских композиторов подарил Чехову свою фотографию с надписью: "А.П.Чехову от пламенного почитателя"? (П.И.Чайковский).

- Кто из русских писателей сказал: "Чехов - это Пушкин в прозе"? (Л.Н.Толстой).

2) - Кто из чеховских героинь была цирковой актрисой? (Каштанка)

- Какой рассказ Чехов посвятил мальчикам? ("Мальчики").

- Какое личное письмо ребенка читает весь мир? (Письмо Ваньки Жукова).

- Можно ли пересолить собственный рассказ? ("Пересолил").

- Может ли герой менять свою окраску? ("Хамелеон").

- Какой персонаж чеховского рассказа звонил в колокол, предупреждая о пожаре? (Гусь Иван Иванович из "Каштанки").

- Помогите вспомнить лошадиную фамилию. (Овсов).

- В каком рассказе герои теряют имена из-за своей комплекции? ("Толстый и тонкий").

- В каком рассказе герои строят египетскую пирамиду? ("Каштанка").

3) - В каких рассказах главные герои дети? ("Ванька", "Беглец", "Мальчики", "Детвора", "Спать хочется", "Кухарка женится").

- Назовите юмористические рассказы Чехова.("Толстый и тонкий", "Налим", "Лошадиная фамилия", "Унтер Пришибеев", "Хамелеон" и др.)

- В каких рассказах описывается жизнь детей? Назовите их имена. ("Мальчики"- Володя, Катя, Соня, Саша и друг Володи Чечевицын; "Ванька" - Ванька Жуков; "Беглец" - Пашка; "Спать хочется" - нянька Варька; "Детвора" - Гриша, Аня, алеша, Соня, Андрей).

4) Кто это?

- "Черноглазый, болезненный мальчик в ситцевой рубашке и с медным крестиком на груди, стоит неподвижно и мечтательно глядит на цифры"? (кухаркин сын Андрей, рассказ "Детвора").

- Чьи слова, из какого рассказа: " А вот я тебе задам рыбку! Стадо в сад полезло, а он рыбку!... Когда же купальня будет готова, черти? Два дня как работаете, а где же ваша работа?" (барин Андрей Андреевич. Рассказ "Налим").

- Как называл себя друг Володи - Чечевицын? (Монтигомо ястребиный коготь).

- Назовите рассказ и фамилию невежественного генерала, поверившего в заговор от зубной боли. (Генерал Булдеев "Лошадиная фамилия").

- Кто, пользуясь своей властью, был льстив и услужлив к богатым и знатным, и груб, придирчив к простым людям? (Пристав Очумелов. Рассказ "Хамелеон").

- Что помогло приказчику в рассказе "Лошадиная фамилия" назвать забытую фамилию? (Просьба доктора продать овса. Фамилия Овсов).

- К чему приговорил судья унтера Пришибеева? (на месяц под арест).

- Чьи слова и из какого рассказа: "- Чья собака? : Я покажу вам, как собак распускать! Чья это собака, спрашиваю?" (полицейский надзиратель Очумелов. "Хамелеон").

5) Конкурс капитанов.

- Почему чайка - символ чеховского творчества? (Чайку увез Чехов в душе своей, с берегов Таганрогского залива).

- Где в Таганроге "счастье зарыто"? (В Таганроге, в крепости, в одном месте под тремя камнями клад есть, и что клад этот заговоренный. Рассказ "Счастье").

- Обычно Чехов называет город, где происходит описание события буквой Н или С. И только в рассказах он приводит полное название города Таганрога. В каких рассказах? ("Счастье", "В рождественскую ночь").