(Слайд 1)
Стихи мои - дневник.
М.И. Цветаева
Уроки по лирике М.Цветаевой всегда проходят по-особенному. Её стихи позволяют обратиться не только к страницам биографии, но и к истории страны, к литературным традициям. Поэзию Марины Цветаевой отличает неповторимая исповедальность, откровенность, острота переживания. Традиционно предметом изучения является образ лирической героини, но не менее интересным представляется и образ героя стихотворений, в котором, безусловно, много связано с биографиями Сергея Эфрона и Марины Цветаевой.
Цель урока: Рассмотреть развитие образа возлюбленного в поэтических текстах М.Цветаевой.
Задачи:
- Познакомиться со страницами биографии М.Цветаевой, связанными с С.Эфроном.
- Закрепить навыки литературоведческого анализа поэтических текстов.
- Воспитывать любовь к поэзии, способствовать формированию высоких нравственных идеалов.
Оформление: фотографии, аудиозаписи, сборники стихов, гроздья рябины, выставка книг Цветаевой, презентации.
Форма урока: урок-исследование
Литературоведческий минимум для урока:
- Художественная деталь - подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ.
- Тропы - слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи. В основе любого тропа - сопоставление предметов и явлений.
Ход урока
1-й этап. Актуализация знаний.
Мини-диагностическаяработа по теории литературы.
(Слева от выбранного ответа нажать кружок, если ответили правильно, то справа появится знак “+”, если неправильно, - “_”. Можно выполнять как на интерактивной доске, так и на компьютере с помощью мышки).
1. Определите, в каком предложении дано верное определение художественного образа. (Слайд 2)
- Образ человека в художественном произведении, представленный с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного.
- Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения.
- Форма отражения действительности искусством (литературой)конкретная и вместе с тем обобщенная , созданная при помощи фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала. (Правильный ответ)
- Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
2. Определите, в каком предложении дано верное определение художественной детали. (Слайд 3)
- Предмет изображаемого в литературном произведении.
- Компонент предметной изобразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.(Правильный ответ)
- Прием, который делает художественную речь ярче и выразительней.
- Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения.
3. Определите, в каком предложении дано верное определение тропу.
(Слайд 4)
- Мельчайшие элементы художественного произведения.
- Многозначные художественные образы, в которых переносные значения соединены с основным, но не равны ему.
- Оборот речи, который не вносит никакой дополнительной информации в предложение, но изменяет его эмоциональную окраску.
- В художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. (Правильный ответ)
2-й этап. Знакомство с новым материалом. (Слайд 5)
Слово учителя: Учитель читает стихотворение “Кто создан из камня...” (1920),а затем предлагает ребятам поработать с текстом самостоятельно.
Задание: Прочитайте это стихотворение и выпишите ключевые слова, определите, к каким выразительным средствам языка они принадлежат, прокомментируйте их роль в стихотворении.
- пена морская (инверсия), купель морская (инверсия),, кудри беспутные (инверсия),, волна, пена, веселая пена, - все ключевые слова связаны с образом моря.
Слово учителя: Это не случайно. Имя Марина обозначает “морская”, с образом моря многое связывает Цветаеву. Увлечение Владимиром Нилендером выразилось в первом сборнике – “Вечерний альбом”, впрочем, любовь к этому человеку вскоре прошла, а вот стихи заметил М. Волошин, который не только написал рецензию на её первую книгу, но и пригласил юного поэта с сестрой в Коктебель, в свой дом. Мариной Цветаевой было сделано откровение Волошину: “Я смотрю на море, издалека и вблизи, но не всё оно моё, а я не его. Раствориться в нём и слиться нельзя. Сделаться волной”?
5 мая 1911 года. Коктебель. Пустынный берег моря. И встреча, определившая судьбу двоих: Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. “Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: Если он найдет и подарит сердолик (Сердолик — оранжево-красный камень, камень цвета крови, цвета жизни, в связи с чем древние народы Востока приписывали ему свойство оберегать живых от смертей и болезней, нести любовь и счастье. Считалось, что он дарует богатство, укрепляет здоровье, поднимает настроение, успокаивает гнев, но, прежде всего, это камень счастливой любви.), то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых”(Слайд 6)
Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого выгравирована дата свадьбы и имя – МАРИНА.
За “Вечерним альбомом” последуют поэтические сборники “Волшебный фонарь” (1912) и “Из двух книг” (1913), изданные при содействии С. Эфрона.
3-й этап. Исследование образа возлюбленного.
Работа по группам.
Слово учителя. В течение нескольких последующих дней после знакомства с Сергеем Эфроном Марина Цветаева пишет стихотворения: “Бабушкин внучек”, “Контрабандисты и бандиты”, “Венера”, которые посвящает любимому.
1-я группа. Прочитайте стихотворения и выделите ключевые слова, словосочетания, создающие образ возлюбленного.(Слайд 7)
- образ возлюбленного больше напоминает ребенка, чем взрослого человека: маленький мальчик, бабушкин внучек, боится темноты, ручонки.темнокудрый мальчуган.
2-я группа. Прочитайте стихотворения и выделите художественные детали, создающие образ возлюбленного.(Слайд 8)
- и всё же есть детали, создающие романтический образ: шпаги, контрабандисты, таверны, сиянье голубой звезды, даль без меры, мечта, воля...
Учитель: Сделайте вывод, в чем
особенность образа возлюбленного в
стихотворениях М. Цветаевой?
Ученики: образ возлюбленного, несмотря на всю
его детскость, предстает романтическим, жаждущим
героизма, действий.(Слайд 9)
4-й этап. Этап проверки домашнего задания. (Слайд 10, 11)
Слово учителя: Расскажите, что вам известно о Сергее Эфроне?
Доклад учащегося, сопровождаемый презентацией:
Родители Сергея Эфрона, Елизавета Петровна Дурново и Яков Константинович Эфрон, были народниками. Мать неоднократно оказывалась под арестом за антиправительственную пропаганду. Трагическая смерть вначале отца, потом брата и матери тяжело переживалась Сергеем Эфроном. Учился на филологическом факультете Московского университета. Писал рассказы, пробовал себя в роли актера, занимался подпольной деятельностью.
Слово учителя: Без Сергея Эфрона Марина не мыслила своего существования. Когда-то она записала в дневнике: “Моя любовь- это страстное материнство, не имеющего никакого отношения к детям”. И действительно она боготворит своего любимого в стихах.
5-й этап. Фронтальный опрос.
Анализ стихотворения. (Слайд 12)
Задание: Прочтите стихотворение “Есть такие голоса”, определите его жанровую особенность. Что нового появляется в образе возлюбленного , на ваш взгляд? Какие аллюзии возникают у Вас при чтении этого стихотворения и почему?
Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря...
- По жанру это произведение напоминает стихотворение –портрет (огромные глаза цвета моря,лоб и брови, торжествует синева каждой благородной веной ,сине-зеленых, серо-синих всегда полузакрытых глаз, по наклоненью Вашей юной, великолепной головы).
Теперь перед намине просто возлюбленный, в котором угадывается мечтатель, теперь это воин, герой, рыцарь. Его голос обещает чудеса. Его взгляд способен двигать горы.
В герое угадываются черты декабристов, героев прошлого (Вашего полка - драгун, декабристы и версальцы!)
Слово учителя: Марине Цветаевой не терпелось вылепить своего героя по образу, сотворенному ее воображением. Она проецирует на Сергея Эфрона отблеск славы юных генералов-героев 1812 года, старинного рыцарства; она убеждена в его высоком предназначении.
6-й этап. Этап закрепления новых знаний. (Слайд 13)
Задание: прослушайте романс Настеньки (стихи М. Цветаевой “Генералам двенадцатого года”) из кинофильма “О бедном гусаре” и подумайте, чьё имя и почему поэт называет в стихотворении? Каких ещё героев Отечественной войны 1812 года вы знаете? Почему стихотворение разделено на две части? (звучит аудиозапись)
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет..
- Cтихотворение написано в 1913 году и посвящено генералам: Горчакову, Ермолову, Милорадовичу, Раевскому и многим другим, сражавшимся на Бородинском поле за Отечество. Имя одного из героев поэт называет: Тучков- четвертый. Именно ему посвящена вторая часть стихотворения, в его образе Марина Цветаева воссоздает черты Эфрона (нежный лик, хрупкая фигура..), поэтому стихотворение разделено на две части.
Слово учителя: Почему Марина Цветаева решила не только посвятить это стихотворение Сергею Эфрону, но и в отдельной части рассказать о Тучкове?
Доклад учащегося, сопровождаемый презентацией.(Слайд 14)
Ариадна Сергеевна Эфрон рассказывала “Мама купила чудесную круглую высокую коробочку из папье-маше с прелестным романтическим портретом Тучкова – четвёртого в мундире. В плаще на алой подкладке- красавец!” Этот герой привлек Марину Цветаеву не только своей красотой, за которой она угадывала красоту Сергея Эфрона, но и героизмом, символом вечной любви. Именно этому генералу жена, Маргарита Михайловна, урожденная Нарышкина, после гибели на Бородинском поле, так и не найдя тела своего мужа, поставит сначала часовню, а потом заложит церковь Спаса Нерукотворного, после станет настоятельницей монастыря - игуменьей Марией. История любви генерала Тучкова и его жены станет символом вечной любви, которую Цветаева тоже испытала к своему мужу- Сергею Эфрону.
Слово учителя: В “вечную любовь” Сергея Эфрона и Марины Цветаевой ворвется война. Ещё в далеком 1914 году она предчувствовала трагедию:
Я с вызовом ношу его кольцо —
Да, в Вечности – жена, не на бумаге. —
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге... —
начинает Цветаева стихотворение, в котором рисует романтический портрет Сережи и загадывает о будущем. Каждая строфа – ступень, ведущая вверх, к пьедесталу – или эшафоту? – последних строк:
В его лице я рыцарству верна.
– Всем вам, кто жил и умирал без страху. —
Такие – в роковые времена —
Слагают стансы – и идут на плаху.(Слайд 15)
Она не могла предположить, что “роковые времена” не за горами. 1915 год. Сергей Эфрон- брат милосердия в санитарном поезде. 1916 год. Мобилизация на военную службу.1918-1920. Сергей Эфрон- участник Белого движения.
Появятся новые генералы. Белые: Деникин, Врангель, Марков, Корнилов, Колчак... и красные командиры: Буденый, Ворошилов, Тухачевский, Фрунзе.. И бесконечные потоки крови со стороны белых и красных. (Слайд 16, 17)
7-й этап. Самостоятельная работа.
Задание. Прочитайте три стихотворения из цикла “Лебединый стан” (“На кортике своем:Марина”, “Семь мечей пронзали сердце”, “Хочешь знать, как дни проходят”) и определите, что их сближает с Плачем Ярославны из “Слова о полку Игореве”. Напишите, какая новая сторона образа возлюбленного Вам приоткрывается в этом цикле?
- Стихи “Лебединого стана” обращены не только к Сергею Эфрону, но и ко всем любящим, разлученным войной, всем, кто не знает, где их любимый. Конечно, сменились приметы времени: нет крепостной стены, обращений к языческим богам, но осталась надежда, что возлюбленный жив:
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне
Теперь Сергей Эфрон обратился в Белого Воина и Белого Лебедя “Лебединого Стана”. (Слайд 18)
Слово учителя: Марине Цветаевой и Сергею Эфрону предстоит ещё многое пережить. Долгая разлука, эмиграция, рождение сына Георгия, возвращение на Родину, арест дочери, расстрел Сергея Эфрона. Словно предчувствие этой трагической (“горькой”) судьбы звучали её прежние стихи:
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
8-й этап. (Слайд 19)
Рефлексия. Сегодня вы познакомились с творчеством и биографией Марины Цветаевой через необычную форму- исследование образа возлюбленного. Ответьте одним предложением, что
- Было интересно...
- Меня удивило...
- Урок дал мне для жизни...
Домашнее задание: Выучить одно стихотворение Марины Цветаевой, посвященной Сергею Эфрону.
Литература.
- Кутьёва Л.В. “Я с вызовом ношу его кольцо...”: Марина Цветаева и Сергей Эфрон ЛВШ, 2003 № 9.- с.12-15
- Минералова И.Г. “О стиле Марины Цветаевой” ЛВШ 2003. - №9. С. 7-11.