Урок по курсу "Введение в историю" в 4-м классе на тему "Последний русский император"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Цели:

  1. создать у детей образ Николая II.
  2. охарактеризовать период правления Николая II
  3. дать понятие “конституция”,
  4. выяснить причины, которые привели к свержению самодержавия

Оборудование: презентация PowerPoint (см. Приложение)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение изученного на прошлом уроке.

- Сегодняшний наш урок будет посвящен последнему российскому императору Николаю II, дедом которого был император Александр II.

- Какое имя получил Александр II? (Освободитель)

- За что Александр II получил имя Освободитель? (за отмену крепостного права, за освобождение славян Балканского полуострова из-под гнета турецкого владычества)

III. Изучение нового материала

Николай II Александрович Романов (слайд 1), старший сын императора Александра III,

Внук императора Александра II Освободителя, родился 6 мая 1868 года.

С детства маленького Николая обучали “царству” - управлению огромной страной – Российской империей. Образование он получил основательное: владел немецким, французским, английским языками, получил высшее юридическое и военное образования.

Более года цесаревич провел в войсках. Служил в рядах лейб-гвардии Преображенского полка. Позднее он дослужился до чина полковника. В этом звании Николай и остался до конца жизни.

- Вспомните, кто из предков Николая II создал Преображенский полк? (Петр Первый)

С 1889 года для знакомства с основами управления государством, Николай участвовал в заседаниях Государственного совета и Комитета министров. (слайд 2)

В 1891-1892 годах Николай Александрович возглавил Комитет по борьбе с голодом. На помощь голодающим были выделены крупные казенные суммы. На эти нужды цесаревич пожертвовал несколько миллионов золотых рублей, полученных им в наследство.

Он был очень религиозным человеком, был глубоко убежден, что вся ответственность за судьбу России лежит на нем, что за Россию он отвечает перед Богом.

Николай II не хотел вводить в стране конституцию.

- Прочитайте толкование этого слова. (слайд 3) Не хотел также вводить и выборную законодательную власть, потому что считал, что нельзя перекладывать ответственность за судьбу страны на чужие плечи. Т.е. он был ярым сторонником самодержавия.

При вступлении на престол 21 октября 1894 года Николай II сказал: “Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель”.

В личности Николая II было много приятных, положительных черт. Например, будущий русский император женился по большой любви, вопреки желанию родителей, а одной из причин была вера избранницы сына, на немецкой принцессе Алисе Гессенской, нареченной в православии Александрой Федоровной. Императрица всей душой восприняла не только новую для нее русскую веру, но и идею самодержавия.

Николай II не любил громких речей, пышных торжеств, отличался скромностью. Он был мягким, сердечным и добрым.

У императора была большая и дружная семья. (слайд 4) Дочери: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын, цесаревич Алексей. Все в семье обожали маленького Алексея и называли его “наш солнечный луч”.

Николай II очень любил детей, читал им сказки, охотно совершал с ними прогулки и пользовался с их стороны горячей, неподдельной любовью.

Церемония коронации Николая II состоялась 15 мая 1896 года. (слайд 5) На третий день после коронации было назначено народное гуляние на Ходынском поле. Народу собралось более 50 тысяч человек. Для раздачи саек, колбасы, пряников, пива и вина на поле соорудили буфеты. Но из-за спешки поле не выровняли, на нем оставались рвы, ухабы, колдобины. При раздаче угощений несколько человек упало в ров; началась паника; задние напирали на передних, и в результате произошла грандиозная свалка 1282 человека погибли в давке. После этого события Николай II получил прозвище “Николай Кровавый”.

Во время царствования Николая II в России начался экономический подъем. Строились железные дороги, заводы, фабрики.

В конце XIX – начале XX века было сделано много научных открытий. Появились радио, телефон, телеграф, кинематограф, автомобиль, самолет.

Быстрое развитие промышленности привело к тому, что товаров стало так много, что их невозможно было сбыть. Поэтому предприниматели стали сокращать производство, увольнять людей с работы, снижать им зарплату. Условия работы людей были неимоверно тяжелыми. Среди рабочего люда то и дело вспыхивали недовольства и протесты.

И без того тревожное положение дел резко ухудшила русско-японская война, которая началась зимой 1904 года (слайд 6). Гибли люди, в городах из-за войны резко поднялись цены на продукты питания. По России прокатилась очередная волна недовольства.

В начале января 1905 года в Петербурге забастовали многие заводы и фабрики. Рабочие требовали повысить им заработную плату и установить восьмичасовой рабочий день.

В воскресенье 9 января толпы рабочих двинулись к Зимнему дворцу. День 9 января 1905 года вошел в историю под именем “Кровавого воскресенья”.

В 1914 году началась Первая мировая война. В нее было втянуто 38 государств. Европейские страны запутались в политике, решая, какая страна самая сильная и влиятельная и разделились на два враждебных лагеря: Франция, Англия – Германия, Австро-Венгрия, Италия. Россия примкнула к Англии и Франции и оказалась втянутой в чужой конфликт.

Россия была не готова к войне: ее захлестывали внутренние беспорядки и общественное недовольство.

Все тяжелее становилась жизнь не только тех, кто воевал, но и тех, кто оставался в тылу.

Шел 1917 год, третий год Первой мировой войны. В стране голод, холод, разруха.

23 февраля 1917 года народ вышел на демонстрацию с лозунгами: “Хлеба!” “Долой войну!” (слайд 7). Демонстрация переросла в шествие против царизма. На сторону народа перешли солдаты, столичный гарнизон.

2 марта 1917 года Николай II подписал текст отречения от престола (слайд 8).

Свершилась Февральская революция, к власти пришло Временное правительство (слайд 9). А в октябре 1917 года произошел октябрьский переворот, названный позже Великой октябрьской социалистической революцией. К власти пришли большевики и судьба России была решена.

Царскую семью отправили в Сибирь. Сначала в Тобольск, а потом в Екатеринбург.

В Екатеринбурге Николая II с женой и детьми поселили в доме купца Ипатьева (слайд 10), где они провели 53 дня. Там их держали как узников под охраной и готовились судить. (слайд 11)

Но в России в это время шла гражданская война. Белые приближались к Екатеринбургу. Из Москвы был дан приказ казнить Романовых без всякого суда и без предъявления обвинений.

Местные большевики привели приговор в исполнение в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Император, его супруга, их дочери, цесаревич Алексей были расстреляны.

Вместе с царской семьей погибли несколько слуг и врач – они не пожелали расстаться с Романовыми.

Тела погрузили в машину и вывезли. Сбросили в шахту (слайд 12), забросали гранатами.

Только в 1998 году останки императорской семьи были привезены в Петербург и торжественно захоронены в Петропавловском соборе. (слайд 13)

В 2002 году Русская Православная Церковь причислила семью Николая II к лику святых. (слайд 14)

(слайд 15)

Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно,
Какие печальные лица,
И как это было давно...
Какие прекрасные лица,
И как безнадежно бледны
Наследник, императрица,
Четыре великих княжны.

Династия Романовых прекратила свое существование.

IV. Закрепление изученного

- Почему императора Николая II назвали Николаем Кровавым?

- Назовите причины, которые привели к свержению самодержавия. (недовольство во всех слоях русского общества: крестьяне страдали от малоземелья; рабочие за труд получали копейки и были беззащитными перед владельцами заводов, фабрик; страной управлял мягкий, добрый человек; рост рабочего движения за свои права; война с Японией 1904-05 г., принесшая горе; 1914-1917г. – Первая мировая война, ухудшение положения простых людей, голод, болезни, развал производства; 1917г – Февральская революция).

V. Итоги урока.

- Что нового узнали на уроке? Что запомнили?

VI. Организационный конец урока.

Использованная литература:

  1. Мещерякова А.В. Николай II. Семейный альбом. 2005.
  2. Орлова Н. Цари и императоры. М., 2005.
  3. Майорова Н. Русская история, М., 2006.