“Знать надо, чтобы помнить, помнить, чтобы не забывать, чтобы трагедий, подобных той, что была на нашей земле более полувека назад не повторялось…”
(Р. Рождественский)
Цель мероприятия: воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей;
Основные задачи:
- углубить знания учащихся о сложной и противоречивой судьбе страны ХХ века – периоде политических репрессий;
- показать бессмысленную жестокость репрессий с одной стороны, и необыкновенную стойкость и преданность своей стране людей, прошедших через “маховик” репрессий на примере земляков – шумерлинцев, пострадавших от репрессий 30 – х годов.
Оборудование:
- мультимедиа,
- телевизор,
- синтезатор.
На мероприятие приглашена Гришина Е.В. – дочь “врага народа”.
Ход мероприятия
На экране слайд: “30 октября – День памяти жертв политических репрессий”
Вступительное слово учителя о целях и задачах мероприятия. Слово передается ученикам.
Звучит музыка Шопена. На экране слайд со словами Роберта Рождественского.
Ученица:
Восточное небо синее
На западе солнце красно,
Я знаю: живёт Россия,
Я верю, что не напрасно.Легко – не бывает вечно,
А чаще бывает трудно,
А небо глядит беспечно,
И солнце глядит минутно!Кто днём не боится смерти
Тот в тёмное время – смелый
А смелость нужна Отчизне,
А снег он и – ночью белый.Восточное небо синее,
На западе солнце красно,
Я знаю: живёт Россия,
Я верю, что не напрасно!
(стихотворение Л. Мосиной, ученицы Кудеихинской средней школы Порецкого района Чувашской Республики.)
Ученица:
Листаем страницы истории – судьбы, судьбы, судьбы. Какие они были у тех людей, год рождения которых приходится на 20, 27, 30.
Страна представляла собой огромную строительную площадку, вступали в строй гиганты I пятилеток – Днепрогэс, Магнитогорск, Турксиб.
(слайд “Индустриализация страны в 30-50 годы”)
Ученица:
И была другая страна – страна “большого террора”, страна, где царил произвол, страна, где царило насилие и бесправие.
(слайд “Репрессия – карательная мера, наказание, применяемые государственными органами”)
До недавнего времени отдельные страницы российской истории тщательно замалчивались. К ним относятся и репрессии 30-50-х годов. Своего апогея это беззаконие достигло в 1937 году. Был перекрыт рекорд политического террора: по материалам НКВД было вынесено смертных приговоров – приговорено к расстрелу – 353 тысячи 680 человек. Всего по политическим мотивам в эти годы было арестовано около 5 миллионов человек. (Цифры выведены на слайд)
Службой госбезопасности уточнены данные по общему количеству репрессированных в нашей республике. Начиная с 1917 года, в Чувашии уголовные дела по политическим мотивам были заведены приблизительно на 14 тысяч человек. Среди безвинно пострадавших много наших земляков шумерлинцев и жителей Шумерлинского района – 56 человек.
(слайд “Репрессии на территории нашего края”)
Ученица:
Но не были врагами народа ни тысячи инженеров, арестованных в связи с “шахтинским делом”, ни сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных в 1937-1938 г.г. партийцев, наивно веривших, что они – ум, честь и совесть эпохи – строят светлое будущее для всех трудящихся, ни миллионы крестьян, поверивших в “НЭП”, объявленную в 1921г., и оказавшиеся через 7 лет жертвами “политической ликвидации кулачества как класса””.
(показ фрагмента кинохроники “Труд заключенных”, видеозапись на компактдиске Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XX век.- М.: Клио Софт, 2002,ч.2 “Репрессии”.)
Ученица:
25 ноября 1938г. На пост народного комиссара внутренних дел был назначен Берия, большинство ежовских следователей арестовано и расстреляно, 327400 ежовских узников освобождено. Сам Ежов назначен народным комиссаром водного транспорта, затем этот наркомат упразднили, а Ежов арестован и расстрелян. Но о его аресте, суде и расстреле никогда не сообщалось официально, лишь в языке возникло слово “ежовщина”, но официально и оно не употреблялось.
(слайд “Историческая справка. Ежов Н.И. Берия Л.П.”)
Ученик:
При разборке экспонатов школьного музея мое внимание привлекла скромная папка с документами. Пожелтевшие листки, скупые строки старых документов. Что за ними? Какие-то события, чьи-то судьбы…
Открывая папку, я еще не подозревал, свидетелем каких трагических событий и судеб стали эти не примечательные на первый взгляд бумаги. Жертвы политических репрессий. В списках – знакомая фамилия – Яргунин- Каплин Кузьма Кузьмич. В начале 30-х годов прошлого века он работал завучем нашей школы, преподавал русский язык и литературу. Мне стало интересно, чем же провинился перед сталинским режимом этот замечательный, разносторонне эрудированный человек, талантливый педагог? За что на него повесили ярлык “враг народа”?
Ученица:
Кузьма Кузьмич Яргунин – Каплин строил планы относительно дальнейшего повышения своего образования, подал заявление для поступления в институт востоковедения. Казалось бы, что может помешать его карьере? Сын крестьянина, после окончания Красночетайской второклассной учительской школы он работал педагогом в Красночетайском районе, после педагогического техникума – школьным работником в Чебоксарской опытно-показательной школе и Красночетайском педтехникуме, после учебы на педагогическом факультете 2-го Московского университета – заведовал Аликовской школой крестьянской молодежи, руководил рабфаком Шумерлинской ФЗС, работал завучем в школе №1 города Шумерли. Учеба давалась Кузьме Кузьмичу легко. Активный, общительный, он умел играть на многих музыкальных инструментах: гитаре, баяне, балалайке, мандолине, прекрасно рисовал акварелью. Кроме чувашского и русского языков он знал немецкий и английский, самостоятельно изучил французский и эсперанто. Сотрудничал со многими журналами, за рассказ “Педер Яушев”, опубликованный в журнале Максима Горького “Наши достижения”, был отмечен премией в 200 рублей.
В будущем К.К. Яргунин-Каплин мог бы сделать многое для просвещения и образования в родной республике, но арест в неполные 37 лет положил конец всем мечтам молодого педагога. Талант Кузьмы Кузьмича Яргунина-Каплина так и не раскрылся до конца. (слайд “фотография К.К. Яргунина-Каплина”)
Звучит песня “Черный ворон” в исполнении учителя музыки.
Ученица:
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и чёрных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
(А.Ахматова. Эпилог)
Ученица:
Эти слова можно посвятить и той женщине, которая живёт рядом с нами на улице Щербакова, 28. Её судьба – судьба страны. В полной мере познала она и репрессии, и бесправие, и нужду. Дочь “врага народа”…
Ученик:
29 апреля 1934 года Евгении Васильевне не забыть. День ареста отца Василия Ивановича Антонова для одиннадцатилетней Жени стал прелюдией того кошмара, который впоследствии она назовет "адской жизнью".
В тот день военные перерыли весь дом – разбросанные вещи и книги, клочья пуха изрезанных подушек... Не найдя того, что искали, "энкэвэдэшники" арестовали отца – рядового колхозника, как стало известно позже по ст.ст. 58-2, 58-11 УК РСФСР, предусматривающим каторжные работы сроком до 8 лет.
Ученица:
Мать терялась в догадках "за что?" Возможно, оттого, что друг был служителем церкви... А может, доносчику-завистнику не понравилось то, что вечерами в избе учительницы села Медяны Анны Степановны Антоновой собиралась молодежь. Читали книги, газеты, слушали детекторный приемник.
Ученица:
Через несколько месяцев после ареста главы семьи "гости" наведались вновь – был конфискован дом, со двора увели корову. Какое-то время семья, теперь уже состоящая из трех человек (мать и две дочери), жила на квартире – на другом конце села Медяны. Затем родные помогли построить крохотную избушку. Жизнь в бытовом плане была не из легких, но все же больше тяготило отчуждение, а порой и агрессивный настрой со стороны земляков.
Ученица: из воспоминаний Евгении Васильевны:
“Я боялась идти по улице, беспокойно оглдывалась, не летит ли в меня камень,- вспоминает Евгения Васильевна. Вслед мне кричали: "Тюремщица", соседка по парте нередко "угощала" кулаками. В 1936 году меня приняли в ряды ВЛКСМ, а уже через 2 месяца на общем собрании исключили, мотивируя тем, что дочери "врага народа" в комсомоле не место. Очень я тогда плакала.”
Ученица:
Жизнь готовила новые испытания. 12 января 1938 года мать уехала в райцентр на учительскую конференцию. Приехала поздно и в слезах. В этот день приказом Пильнинского районного отдела образования ее "по личному желанию освободили от обязанностей заведующей Медянской н/школы № 2 и от должности учительницы той же школы". Кто-то посоветовал Анне Степановне уехать. Этой же ночью она уехала в Горький. Как оказалось вовремя, уже наутро в избе вновь появились сотрудники НКВД, и на сей раз они пришли по её душу.
Ученица:
До весны девочки жили вдвоем, иногда управляться по хозяйству помогала соседка. Основная же тяжесть домашней работы легла на плечи старшей Жени. Приходилось вставать рано, чтобы успеть перед школой затопить печь, накормить скотину. Весной сестры уехали к тетке в село Озерки, а осенью к матери в Кстовский район Горьковской области. В мае 1941 года из заключения вернулся осунувшийся и больной отец. В 24-часовой срок ему было приказано покинуть пределы Горьковской области. Собрав вещи, родители сели на пароход и поплыли в неизвестном направлении вниз по Волге. Позже стало известно, что остановились они в Ульяновской области.
Ученица:
Анна Степановна устроилась на работу в школу завучем, но через полгода ее, как жену "врага народа", с должности сняли. Закончив 10 классов, Евгения вновь едет к тетке в Озерки. Денег на билет не было, пришлось добираться на поезде "зайцем". До Арзамаса девочка доехала благополучно, а там – контролер. Что делать? Хорошо попутчики оказались неравнодушными людьми – собрали деньги на билет до Княжихи.
(слайд “фотография Гришиной Е.В. 1942 года”)
Ученица:
В 1942, году Евгению Васильевну призвали на службу в армию. По окончании в 1943 году Рязанского пехотного училища, она служила на II Белорусском фронте, а затем до марта 1946 года – в военкомате с.Николаевка Ульяновской области. Мать Анна Степановна стала работать учителем в Николаевской школе. За долголетний педагогический труд её наградили орденом Ленина. В 50-х годах, после смерти родителей, семья Горшковых сменила место жительства – переехала в Шумерлю.
(слайд “фотография Гришиной Е.В. 90 – годов XX века”)
Ученица:
“Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был”
(А. Ахматова)
Так и прошли годы, отданные труду, фронту и воспитанию детей на благо России.
(Демонстрация по телевизору фильма – воспоминание Е.В.Горшковой об аресте отца, судьбах детей врагов народа).
Слово предоставляется Горшковой Евгении Васильевне.
Ученица:
Берегите Россию.
Нет России другой
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию
Без неё нам не жить
Берегите её, чтобы вечно ей быть,
Всею правдой и силой,
Всею нашей судьбой,
Берегите Россию,
Нет России другой!
(звучит тихая музыка, слайд – карта “ГУЛАГ СССР …им наши слезы и скорбь, наша вечная память”).
Примечание: Слайды презентации, можно получить у автора!