Интеллектуальная игра, посвящённая Конституции РФ, может быть проведена как учебное занятие, завершающее изучение темы “Политическая система РФ” в курсе обществознания, или как внеурочное мероприятие на параллели учащихся старших классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, посвящённая Дню Конституции.
В любом случае проведение данной игры преследует следующие цели:
- Актуализация знаний о конституционных основах Российской Федерации, повторение и закрепление вопросов, изученных ранее в курсе обществознания.
- Расширение знаний о конституционных основах нашего государства, формирование понимания необходимости знания Конституции как основного закона.
- Воспитание чувства патриотизма и гражданственности, уважения к закону.
- Развитие интеллектуальных способностей и командно-групповых форм работы учащихся
Участники: команды 10-11 классов, возможно участие команды учителей.
Требования к командам:
- Состав не более 6 человек
- Название команды
- Наличие общего элемента, содержащего символику цветов российского государственного флага (эмблема, форма, детали одежды).
- Выбор капитана как организатора работы команды. Функции капитана – организация подготовки к игре и принятие решений в спорных ситуациях, когда члены команды не могут придти к единому мнению.
Требования к жюри:
В составе жюри – нечётное количество человек, не менее 3-х. Желательно участие в жюри подготовленного состава - преподавателей общественных наук или представителей органов правопорядка. Жюри оценивает работу коллективно по предложенной схеме (см. приложение 1). С заданиями, правильными ответами и системой оценок жюри должно познакомиться перед игрой (в ходе игры на это не будет времени) (см. приложение 2).
Оборудование:
- Мультимедийный проектор и большой экран, на котором демонстрируются слайды с вопросами и правильными ответами для быстрой проверки; (см. приложение 4)
- Для команд - карточки для занесения ответов (1 комплект на каждую команду) (см. приложение 3)
- Листы формата А-3 и маркеры для создания телеграмм,
- Для жюри – бланк для вписывания оценок и план игры с перечнем вопросов, верных ответов и системой оценок (см. приложение 1).
Оформление: в аудитории, где проводится игра, на стене или доске размещаются государственные символы РФ.
Организационные указания: команды размещаются в аудитории за отдельными столами. За каждой командой закреплён ассистент (как правило, ученик 8-9 класса), который по истечении отведённого на выполнение задания времени передаёт карточки с ответами членам жюри.
Общее руководство игрой осуществляет ведущий.
Алгоритм проведения всех конкурсов, кроме Представления команд, Телеграммы, Быстрых ответов.
- Ведущий объявляет тему конкурса и зачитывает вопрос. Одновременно на экране появляется слайд с текстом вопроса, который демонстрируется в течение всего времени, отведённого на выполнение задания.
- Ассистенты выдают каждой команде подготовленный заранее лист бумаги с заготовленной схемой ответа, куда команды вписывают нужное.
- По истечении времени, отведённого на выполнение задания, ведущий объявляет окончание конкурса. Ассистенты забирают листы с выполненным заданием у команд и передают их жюри.
- После того, как все ответы поступили в жюри, на экране демонстрируется текст верного ответа. Верный ответ озвучивается ведущим.
Ход игры
1. Вступление ведущего. Представление участников игры, жюри , ассистентов. Объявление порядка игры. Пожелание успехов
2. Презентация команд.
Команда должна представить себя, сообщив своё название, капитана, продемонстрировав общий символ.
3. Праздничная телеграмма.
Для участия в конкурсе приглашаются по 2 представителя от каждой команды. Их задача – составить поздравительную телеграмму с Днём Конституции всем присутствующим, используя слова, указанные в задании, и выразив свою мысль в 5 предложениях, считая обращение. Творческий подход приветствуется. Порядок работы: представители команд работают за отдельными столами, время работы не ограничено. Выполнив задания, передают телеграммы ассистентам и присоединяются к своим командам.
4. Язык Закона.
Ведущий: положения Конституции, как и любого другого закона, не может формулироваться случайными словами. Для этого есть специальная терминология.
Задание: за 1 минуту нужно подобрать термины к приведённым выражениям.
Как называется:
Вопрос | Ответ |
1.Торжественное вступление к тексту Конституции - | Преамбула |
2. Выражение недоверия Президенту со стороны парламента | импичмент |
3. Всенародное голосование | референдум |
4. Форма национально-территориального устройства, союз государств | федерация |
5. Многообразие, множественность | плюрализм |
6. Независимость, самостоятельность | суверенитет |
5. Основы конституционного строя РФ.
Ведущий формулирует задание: за 3 минуты записать на листочке как можно больше принципов, являющихся основами конституционного строя России.
Затем ответ озвучивается по очереди представителями каждой команды по 1 принципу аукциона. Тот, после которого никто не сможет продолжить ответ, получает поощрительный балл. Жюри проверяет и оценивает ответы. За каждый верно записанный принцип – 0,5 балла.
После завершения конкурса демонстрируется слайд с правильными ответами.
Основы конституционного строя: демократия, федерализм, правовой характер государства, республика, приоритет прав и свобод человека, суверенность, народ как источник власти, верховенство Конституции, социальное государство, разделение властей, признание частной собственности, рыночный характер экономических отношений, политический и идеологический плюрализм, светский характер государства,
6. Права человека
На экране демонстрируется слайд с текстом, содержащим фрагменты конституционных положений прошлых лет по вопросу о праве на труд. Текст прочитывается ведущим вслух.
- В Конституции РСФСР 1918 года: гл.2,№3-е - “В целях
уничтожения паразитических слоёв общества
вводится всеобщая трудовая повинность”
Гл.5 “РСФСР признаёт труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг “Не трудящийся да не ест” - Конституция 1936 года: глава 1, ст.12: “Труд в СССР
является обязанностью и делом чести каждого
способного к труду гражданина по принципу “Кто
не работает, тот не ест”.
СТ.118 : “ Граждане СССР имеют право на труд, т.е. право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.” - Конституция 1977 года,ст.14: “Источником роста
общественного богатства, благосостояния народа
и каждого советского человека является
свободный от эксплуатации труд советских людей”
Ст.40: “Граждане СССР имеют право на труд, т.е. на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера”
Вопрос: назовите основные положения Конституции 1993 года по вопросу о праве на труд.
По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.(ст. 37).
- Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию
- Принудительный труд запрещён.
- Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
- Признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленным федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
- Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому законодательству гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
7.“Союз нерушимый…”
Название следующего конкурса – “Союз нерушимый…”. Конечно, он будет посвящён вопросам федеративного устройства нашего государства. Мы проживаем в одном из субъектов Федерации – Вологодской области. Согласно Конституции, каждый субъект федерации имеет свои права и полномочия, но есть такие вопросы, которые являются полномочиями федерального центра. Сейчас вы получите таблицу с вопросами. На каждый вопрос нужно дать только один ответ – да или нет. В вашем распоряжении 2 минуты. Каждая верная позиция оценивается в 0,5 балла. Максимальная оценка -3,5 балла.
Демонстрация слайда с ответами.
Может ли Вологодская область… | Да или нет |
Выпускать свои деньги | Нет |
Сформировать свою армию | Нет |
может ли Департамент образования Вологодской области ввести новые предметы в школе в дополнение к федеральной системе школьного образования?; | Да |
заключить внешнеторговый договор с Финляндией?; | Нет |
установить свою таможню на границе с Кировской областью? | Нет |
сформировать своё правительство? | Да |
8. Народ выбирает
Ведущий: Почти половина положений Конституции посвящена системе органов власти РФ, их функциям и принципам формирования. Как положено в демократическом государстве, их выбирает народ.
Задание: заполните схему под условным названием “Народ выбирает”, перечислив выборные государственные должности в РФ. На экране демонстрируется слайд с образцом задания.
Народ выбирает:
- Президент РФ
- Депутаты Государственной Думы РФ
- Глава исполнительной власти субъекта Федерации (губернатор)
- Депутаты законодательного органа власти субъекта Федерации
- Глава местного самоуправления (мэр)
- Депутаты местного органа власти
По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.
9. Присяга Президента
При вступлении в должность Президент Российской Федерации произносит присягу: Её текст строго определён Конституцией РФ.
Задание: предлагаем вам по памяти восстановить текст Присяги Президента, вписав недостающие положения.
“Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”.
10. Первый день Президента.
У Президента РФ очень много обязанностей. Представим, что Некто, только что избранный на этот пост, приступил к их выполнению
Задание: Вчитайтесь в текст. Постарайтесь выявить нарушения Конституции, которые совершил Президент в течение первого рабочего дня на должности:
В 6 утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.
В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными Силами страны.
В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства.
В 8 — он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.
8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора.
В 9 часов подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями. В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.
В 11 ратифицирует два международных договора.
В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.
С 13 часов обедает и отдыхает.
В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов.
В 16 часов звонит министру обороны, приказывает прислать за ним машину, едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора.
В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.
С 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.
Каждая верно найденная ошибка в работе Президента приносит 0,5 балла.
11. Вопросы-минутки.
Необходимо ответить на вопрос за 1 минуту.
- В США он называется Конгресс, в Швеции – риксдаг, в Германии – рейхстаг, в Польше – сейм. Как, в соответствии с Конституцией, он называется в нашей стране? (Федеральное собрание)
- Суд выносит приговор, Президент подписывает Указ, Государственная Дума принимает закон. Как называются решения Правительства?
- Чёрный ящик. Конституция 1924 года ст.70 подробно описывала, как должен выглядеть этот важный для государства предмет. Известно, что он должен был содержать 6 изображений - серп, молот, земной шар, лучи солнца, колосья, звезда. Конечно, все поняли , что речь идёт об описании герба СССР.
Вопрос: что говорится в Конституции РФ 1993 года по поводу изображения герба Российской Федерации?
12.Окончание игры.
Представители команд по очереди зачитывают составленные ими приветственные телеграммы и тем самым поздравляют всех присутствующих с Днём Конституции.
Жюри подводит итоги и награждает победителей.
Общее время игры – 1,5 астрономических часа.
После окончания игры возможно проведение рефлексии, анкетирования участников для выявления достоинств и недостатков проведённого мероприятия.
Литература.
- Конституция Российской Федерации
- Смоленский М.Б. “Конституция РФ. Постатейный комментарий ля школьников”.Издательский центр “Март”, Москва – Ростов-на-Дону, 2005.