Разработка урока по теме "Северо-Восточная Русь в XII веке"

Разделы: История и обществознание


Задачи урока:

Учебная – помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, которые совершились в потомстве Юрия Долгорукого.
Развивающая – развитие аналитического мышления, умения сопоставлять разные факты и работать с разными источниками информации.
Воспитательная – формирование навыков работы в группе.

Оборудование: карты, генеалогическая таблица (Приложение № 4, Презентация)

Ход урока

1. Организационный момент, учащиеся делятся на группы.

2. Постановка цели урока.

Учитель сообщает учащимся, что они должны самостоятельно в группах поработать с предложенными познавательными заданиями, сделать выводы и убедиться, что материал ими усвоен.

3. Работа в группах.

Задание группе №1 (Приложение № 1)

Задание группе №2 (Приложение № 2)

Задание группе №3(Приложение № 3)

4. Выступления групп. После выступления каждая группа делает выводы. В правильности сделанных выводов можно убедиться после демонстрации слайдов Презентации (Приложение № 4).

Во время работы и выступления группы № 1 демонстрируются слайды № 1, 2 Презентации (Приложение № 4). После сделанных выводов – слайд № 3.

Во время работы и выступления группы № 2 демонстрируются слайды № 4-6 Презентации (Приложение № 4). После сделанных выводов – слайд № 7.

После выступления группы № 3 демонстрируется слайд № 8 Презентации (Приложение № 4).

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Цели и задачи урока:

Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки; познакомить их с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы; развивать познавательный интерес к предмету; воспитание любви к природе.

Оборудование урока:

Физическая карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером, слова для глоссария и магниты с магнитной доской, атласы, кроссворды (распечатанные для каждого учащегося в двух вариантах), таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах Южной Америки.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня у нас будет урок-экскурсия. Я – ваш экскурсовод. Вы – экскурсанты. Но наша экскурсия не совсем обычная. Чтобы её провести, нам не придётся выходить из кабинета. Это будет виртуальная экскурсия. К её проведению необходимо выполнить некоторые требования:

  • Наличие путеводных дневников и карт, в которых мы будем делать заметки;
  • Вы должны быть внимательны и помогать вашему экскурсоводу.

2. Изучение нового материала:

Начиная наше виртуальное путешествие, мы должны ввести ключевые слова, чтобы получить допуск к экскурсии. Ключевым словом служит название материка, по своим очертаниям напоминающего гроздь винограда.

Учащиеся: Это - Южная Америка

На экране открывается слайд № 1 – Южная Америка.

Учитель: Мы ввели пароль. И сегодня продолжим знакомство с этим материком. А экскурсия наша пройдёт по его водным объектам.

Открывается слайд № 2 – Внутренние воды.

Учитель: Сделайте первые заметки в путеводных дневниках, запишите тему урока.

ель нашей экскурсии – познакомиться с реками и озёрами Южной Америки, их особенностями, значением, с организмами, населяющими их.

Слайд № 3– Очертания материка с крупными речными системами и озёрами.

Учитель: А теперь обратите внимание на карту, где для лучшей наглядности выделены условными знаками только крупнейшие водные объекты.

  • Что вы можете сказать о речной системе материка?

Учащиеся: На материке много рек.

  • А какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?

Учащиеся: Климат и рельеф.
Учитель: Вот в путешествие по рекам мы сначала и отправимся с вами.

Слайд № 4 – заголовок – Реки Южной Америки.

Учитель: Уважаемые экскурсанты, запишите в своих путеводных дневниках подзаголовок

«Реки Южной Америки».

Теперь откройте ваши путеводители- атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите:

  • К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки?

Учащиеся: Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов.
Учитель:

  • Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?

Учащиеся: На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных систем (объяснение причинно-следственных связей).
Учитель: Давайте эти заметки занесём в свои дневники, а сделаем это в схематичном виде.

Слайд № 5 – схема –опора. ( Анды – главный водораздел между реками БТО и БАО)

Учитель: Так как бассейн Атлантического океана (БАО) значительно больше, чем бассейн Тихого океана (БТО), то мы обозначим на схеме только три наиболее крупные и значимые реки, по которым и пройдёт наша экскурсия.

Слайд №6 – значение названия рек в переводе на русский язык.

Учитель: Внесите эти сведения к себе в дневники. Чуть позже вы узнаете, почему реки получили такие названия.

Слайд №7 – дополняется схема фрагментом о климате.

Учитель: Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита. Но на схеме над всем этим стоит вопрос – почему?

Слайд № 8 – схема дополняется заключительным фрагментом.

Учащиеся: Большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка.

Учитель:

  • А теперь кто повторит, что мы зашифровали на схеме?

(Учащиеся, опираясь на схему, повторяют всё вышесказанное)

Учитель: Таким образом, мы выяснили, что оказывает наибольшее влияние на густоту и полноводность рек Южной Америки.

Слайд № 9 – таблица «Крупнейшие реки».

Учитель: А теперь посмотрите на таблицу. Из неё вы можете получить ещё дополнительные сведения о реках: сравнить их длину, площадь бассейна, притоки.

(Такие же таблички, распечатанные на листах лежат у ребят на партах).

Глядя в таблицы, ответьте на следующие вопросы:

  • Самая длинная река Южной Америки?
  • Самая короткая река Южной Америки?
  • Самая маленькая по площади бассейна река?

(Учащиеся, глядя в таблицу, отвечают на вопросы учителя).

Учитель: В силу разнообразия рельефа, в Южной Америке на реках очень много водопадов.
Слайд № 10 – таблица «Крупнейшие водопады».
На этой таблице лишь несколько из наиболее крупных водопадов Южной Америки.

  • Как называется самый высокий водопад?

Учащиеся: Водопад Анхель.

  • Как называется самый низкий водопад?

Учащиеся: Водопад Игуасу.
Учитель: Об этих водопадах вы сегодня ещё услышите от меня, уважаемые экскурсанты.

А теперь подошло время сделать остановку у первого главного объекта.

Слайд № 11 – Амазонка.

Это река Амазонка.

Глоссарий – Амазонка.

P.S.(Учитель обращает внимание учащихся на правильное написание названия реки на карточке, которую помещает на магнитную доску в глоссарий (заменили словарь на новое и красивое название «Глоссарий». Далее появление новых терминов и понятий в ходе урока будет сопровождаться кратким сообщением о глоссарии).

Учитель: Найдите у себя на путеводителях место нашей остановки.

Амазонка – самая полноводная река в мире, вторая по длине после Нила. Амазонка рождается в Перуанских Андах, вытекая под названием Мараньон. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья.

Глоссарий – Укаяли.

В верховьях реки Укаяли - притока Амазонки, время от времени слышатся загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома.

Глоссарий – барранко.

Это барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду.

Слайд № 12 – река. На слайде видно, как близко находятся деревья у воды.

И в Амазонке, и в Укаяли вода оранжево-жёлтая, мутная. А почему, об этом вы узнаете, посмотрев сюжет фильма о реке.

Слайд № 13 – кинофрагмент об Амазонке.

Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту

Слайд № 14 – дельфины

и знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды.

Глоссарий – пираруку

Слайд № 15 – пираруку (иллюстрация)

Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг.

Слайд № 16 – пираруку ( фотоснимок в воде).

Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи.

Глоссарий – пираньи.

Слайд № 17 – пираньи (иллюстрация)
Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы.
Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются.
Слайд № 18 – пираньи (фотоснимок)
Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.
Слайд № 19 – стая пираний (фотоснимок).
Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы.

  • Кто такие кайманы?

Учащиеся: Это вид крокодилов.
Слайд № 20 – кайман, слайд № 21 – (кайман во время охоты на пираний).
В этих же водах обитает самая большая змея в мире.

  • Как она называется?

Учащиеся: Это удав анаконда.
Много ещё можно рассказывать об обитателях этой необыкновенной реки, но нам пора продвигаться дальше.

Следующая наша остановка – река Ориноко.

Слайд № 22 – река Ориноко.

Глоссарий – Ориноко.

Учитель: Найдите эту реку на картах. Она берёт начало на Ю-З Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. На карте Ориноко кажется небольшой. Однако её длина 2740 км! А это немало! В переводе с индейского её название так и звучит – «Река», так как она судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф.
В отличие от Амазонки, Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет.
В бассейне реки Ориноко, её притоке Карони, находится самый высокий водопад на Земле – Анхель. (Находим водопад на картах).

Глоссарий – Карони, Анхель

Слайд № 23 – водопад Анхель.

Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.
Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так был открыт знаменитый водопад.

А мы продолжаем своё путешествие дальше. Следующая наша остановка – река Парана.
Слайд № 24 – река Парана.

Глоссарий – Парана.

В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры. Обращаемся к своим путеводителям, находим реку. Ориноко берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Из слайда видно, что река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой известностью пользуется водопад Игуасу.

Слайд № 25 – водопад Игуасу (1)

Глоссарий – Игуасу. (находим его на картах)

В переводе с индейского Игуасу – «большая вода».

Слайд № 26 – водопад Игуасу (2)

Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа.
Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275.
Давайте посмотрим на это живописное зрелище поближе.

Слайд № 27 – кинофрагмент о водопаде.

Наше путешествие по рекам и водопадам завершилось, но экскурсию мы ещё не закончили. Чтобы продолжить её дальше, вам необходимо ответить на несколько вопросов.

  • С какими реками Южной Америки вы познакомились?
  • Какой тип питания у этих рек преобладает?
  • Почему на некоторых реках Южной Америки встречаются пороги и водопады?

(Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.)

Учитель: Мы можем продолжить нашу экскурсию. Она была бы неполной, если бы мы ничего не узнали об озёрах этого материка. Посмотрите в путеводные карты, прежде, чем путешествовать дальше.

  • Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?

Учащиеся: Озёр на материке мало.

Учитель: Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны,
настолько они малы. У вас есть таблицы с названьями некоторых озёр. Давайте их
рассмотрим. У меня такая таблица дана на слайде.
Слайд № 28 – таблица «Крупнейшие озёра».
У некоторых озёр нет даже сведений о глубине. Я хочу обратить ваше внимание на
самое большое по площади озеро. Найдите его название в таблице.
Учащиеся: озеро Маракайбо.
Учитель: Верно, это озеро Маракайбо.

Глоссарий – Маракайбо.

Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на картах.
Оно находится на севере Южной Америки.
А теперь я хочу рассказать вам о наиболее интересном из этих озёр, которое играет
важное значение для жизни людей этого материка.
Следующая наша остановка – озеро Титикака.

Глоссарий – Титикака.

Слайд № 29 – схема –опора – начало

Учитель: Давайте сделаем в своих путеводных дневниках ещё некоторые заметки на память.

Слайд № 30-33 – построение схемы- опоры об озере Титикака.

(Построение схемы сопровождается комментариями учителя, затем учащиеся повторяют рассказ по этой схеме самостоятельно).
Учитель: А теперь мы можем посмотреть, как выглядит это озеро.

Слайд № 34 – озеро Титикака (1).

Название озера в переводе с индейского – «свинцовая скала». Это название дали индейцы сначала острову у южного берега озера, а затем самому озеру. Озеро играет роль внутреннего моря, собирающего скудные воды этого пустынного
нагорья. По берегам озера живёт племя – уру.

Глоссарий – Уру.

по мнению этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта разных народов), Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник - тотора.

Глоссарий – тотора.

Из него индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь.

Слайд № 35 – озеро Титикака (2).

Сейчас на озере функционирует плавучая церковь и школа.

У побережий озёр, которые расположены так же высоко в горах, как озеро Титикака, могут образовываться айсберги, когда вдруг с гор начинают сползать ледники. Таким примером может служить озеро Лаго на территории Аргентины.

Слайд № 36 – озеро Лаго.

3. Заключение:

Учитель: Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной экскурсии. Но для этого надо выполнить небольшое задание.
В ваших файл-папках под табличками находятся листы с заданиями для двух вариантов. Это чайнворды. Из его результатов я узнаю, как внимателен был каждый из вас сегодня, а для меня это будет своего рода лицензия – разрешение на право быть экскурсоводом и дальше. Надеюсь, вы меня не подведёте.

4. Проверка усвоения материала:

Учащиеся выполняют проверочную работу по теме урока в виде чайнворда, выполненного в двух вариантах. На работу отводится 5 – 7 минут. Затем ребята сдают свои работы учителю.
По окончании работы учитель поочерёдно открывает для каждого варианта чайнворды уже с ответами на экране.

Слайд № 37 – 1 вариант.
Слайд № 38 – 2 вариант.

5. Домашнее задание: (выдаётся в распечатанном виде персонально для каждого учащегося).

Используя п.43 учебника, конспекты урока, таблицы, дополнительную литературу и сведения, которые получили на уроках, составить памятку для туриста, какие места ему следует посетить и чего надо опасаться во время путешествия по водным объектам Южной Америки.

Приложение 1

Приложение 2


Использованная литература:

1. Элькин Г.Н. «География материков и океанов», методическое пособие; СПб «Паритет», 2001.
2. Никитина Н.А. « Поурочные разработки по географии». Москва «Вако», 2005.
3. Крылова О.В. Уроки географии, 7 класс. Москва «Просвещение», 1990.
4.Смирнова Н.П., Шибанова А.А. «По материкам и океанам». Москва «Просвещение», 1988.
5.Рянжин С.В. Новый Экологический Букварь. СПб «Анатолия», 2006.
6. Коринская В.А., Душина И.В., Щенёв В.А. Учебник географии материков и океанов. Москва
«Дрофа», 2000.
7.Крылова О.В. Материки и океаны. Москва «Просвещение», 2000.
8.DVD - диск «Южная Америка».
9. Большая детская энциклопедия по географии.