Цели:
- сформировать у учащихся представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики;
- продолжить работу по формированию обще учебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой;
- развивать и поддерживать интерес к предмету.
Новые понятия:
- полисы,
- ареопаг,
- архонты,
- долговой камень,
- долговое рабство.
Оборудование:
- карта Древняя Греция,
- учебные картины,
- иллюстрации с изображением древнегреческих богов,
- карточки с новыми словами.
I. Организация класса на работу.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Проверка домашнего задания.
Викторина “Путешествие в страну мифов”.
1. Разминка. Написать на листке бумаги, имена богов, которые начинаются на букву А.
Разминку можно провести в виде соревнования между рядами, подвести итог.
2. Если бы герои мифов заговорили.
Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова?
- Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, что бы этого не произошло! (Персей).
(Покажите на карте Эгейское море)
- Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! (Дедал).
- Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце моё разрывается от того что, не могу жить одновременно с ними обоими! (Персефона)
- Именно я построил богам величественные золотые дворцы. Именно я мог сделать несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра. (Гефест).
- Именно я обладаю крылатыми сандалиями, охраняю пути и дороги Греции. И никто не может превзойти меня в ловкости, хитрости и даже воровстве. (Гермес).
- Я, сестра Аполлона, с луком и стрелами хожу я по лесам и полям, помогаю всему живому, а если нужно, то наказываю слишком жадных и жестоких охотников. Артемида.
- Я грозен, но справедлив. Лишь только сдвину я свои брови, взмахну жезлом, налетят тучи, засверкают молнии, грянет гром. (Зевс).
3. Объясните значение крылатых выражений.
Ахиллесова пята
Троянский конь
Яблоко раздора
Нить Ариадны.
4. Блиц.
Коротко отвечаем на вопросы:
- Почему хромал Гефест?
- Как звали сына Зевса, родившегося из его бедра?
- Как звали брата- близнеца Артемиды?
- Почему Гера боялась спорить с Зевсом?
- Расскажите о рождении Афины.
- Кого из своих детей не любил Зевс?
- Как звали брата Зевса- повелителя морей?
- Из его владений нет обратной дороги.
5. Соотнесите имена богов и их символы.
Ученикам раздаются карточки с именами богов, они должны выбрать соответствующий символ, изображённый на рисунке.
Аид – колесница, запряжённая чёрными лошадьми.
Гермес - крылатые сандалии.
Артемида – лань, золотой лук и стрелы.
Зевс – молнии, орёл.
Посёйдон – трезубец, дельфин.
Дионис – виноградная лоза.
Гефест – молот, наковальня.
Аполлон – кифара, лавровый венок.
Афина – копьё, щит, сова.
Деметра – колосья, пшеницы.
Арес – щит, меч.
Афродита – золотое яблоко.
Во время проведения викторины, ребята получали фишки за правильные ответы. По окончанию викторины фишки подсчитываются и объявляются оценки.
IV. Работа над новым материалом.
1. Вводится понятие полис.
- можно использовать иллюстрацию
- можно предложить закрыть глаза и представить город, вокруг которого расположены поля, пастбища, виноградники, оливковые рощи, поселения бедных и богатых. Это и есть полис.
- Сегодня мы будем говорить об Афинском полисе.
- Что вы можете сказать об Афинах (главный город Аттики)
- Покажите на карте Аттику и Афины
- Вспомните миф о том, почему так назвали город.
- Каковы природные условия Аттики? (большая часть покрыта горами, нет полноводных рек, плодородных почв очень мало, недостаток пресной воды)
Небольшие сообщения учащихся об основных культурах выращиваемых греками: оливковых деревьях и виноградниках (задание дается индивидуально на предыдущем уроке).
Можно особо подчеркнуть, что греки резко осуждали пьянство.
-Вспомните, какой герой мифов пострадал от вина?
2. Заочная экскурсия по улицам Афин.
- Можно использовать учебные картины из пособия по Древнему Миру, авторы Ф.П.Коровин и Д.Н.Никифоров
- Посмотрите, ребята, на улицах города довольно многолюдно, повсюду лавки кузнецов, ремесленников, горшечников. Дома афинян стоят очень близко друг к другу, улочки очень узкие, а двери из домов, открываются прямо на улицу и часто афиняне, выходя на улицу, могли ударить дверью прохожего, чтобы этого не происходило, жители домов, прежде чем выйти на улицу, стучали в дверь, предупреждая тем самым проходящих по улице людей.
Население в городе постоянно росло и требовало всё больше хлеба, а его в Аттике не хватало. Давайте попытаемся разобраться, как же решался этот вопрос правителями Афин.
3. Сюжетный рассказ учителя в объёме учебника.
Перед рассказом учащиеся получают задание записать в тетрадь все новые слова, которые услышат, в ходе рассказа.
Словарная работа.
- Какие слова вы выписали? Уточняется значение слов.
Демос- народ
Ареопаг- совет знати
Архонты- правители
Долговой камень
- Как вы думаете, доволен ли был демос своим положением?
- Попытайтесь сформулировать, требования бедных афинян
Запись в тетрадях.
Требования афинского демоса в 7 веке до н.э.
1. Отменить долговое рабство.
2. Переделить землю.
3. Добиться права самим управлять государством.
V. Закрепление изученного материала.
1. Какие новые слова вы узнали?
2. Найти ошибки в тексте.
- Благодаря хорошим почвам, жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив оливкового масла и вина в Аттике не хватало, их привозили из других стран.
VI. Домашнее задание.