Тип урока – обзорная лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы.
План:
- Культура — объединяющий стержень древнегреческой цивилизации. Искусство Древней Греции. Представления древних греков о красоте. Скульптура. Канон классических статуй и образ идеального гражданина. Творения Фидия, Мирона и Поликлета.
- Расцвет древнегреческой архитектуры в классический период. Система ордеров. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Путешествие по Акрополю.
Актуализация:
Вспоминаем понятие культура, материальная и духовная культура, примеры.
Задание для учащихся:
В процессе прослушивания лекции выписать и постараться объяснить следующие понятия и имена (записаны на доске): скульптура, Фидий, Мирон, Поликлет, краснофигурный и чернофигурный стиль росписи, архитектура, Акрополь, Парфенон, кариатиды, ионический, дорический, коринфский стили (ордера).
Материал для рассказа учителя:
Культура Древней Греции в период ее расцвета была насыщена красотой. В понимании древних греков красота человека и окружающего его мира заключалась в гармонии и уравновешенности. То есть основным правилом древнегреческого мастера было соблюдение чувства меры, совершенство и пропорциональность форм.
Древние греки очень любили искусство. Литературные произведения великих авторов и музыка преподавались им с раннего детства. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой воины. Музыка звучала на праздниках и в театре. О значении музыки в Древней Греции свидетельствует миф об Орфее, чудесное пение которого очаровывало богов и людей и усмиряло дикие силы природы. (Приложение 1.Слайд 2. Греческая лира)
Наибольшего успеха древние греки достигли в таком виде искусства, как скульптура.
Самые древние статуи греки делали из дерева. Потом их стали изготавливать из глины и камня. Чаще всего скульпторы использовали мрамор, так как его бело-розовый цвет очень походил на цвет кожи, и поэтому статуи казались живыми. Но больше всего греки ценили статуи из бронзы. Первые скульптуры изображали лишь богов. Затем они начали делать и статуи выдающихся граждан. (Приложение 1. Слайд 3-4.Бронзовая статуя древнегреческого воина. Артемида-охотница. Геракл, сражающийся со львом.)
Первые статуи были очень простыми и даже примитивными. Это прямостоящие, как бы оцепеневшие фигуры с тесно прижатыми к телу руками. Со временем греческие мастера научились более реалистично, т.е. точно и правдиво передать фигуру изображаемого бога или человека.
В 5 веке до н. э. в Греции творили три прославленных скульптора: Фидий, Мирон и Поликлет.
“Никто не сомневается, что Фидий наиболее знаменитый художник всех народов”, — писал древнеримский историк почти через 500 лет после смерти великого скульптора Древней Греции. И, тем не менее, об этом замечательном человеке почти ничего неизвестно. Даже даты его жизни весьма приблизительны: родился в начале 5 в. до н.э., умер около 432—431 г. до н. э. Большинство его многочисленных творений погибло, во всяком случае, те, что восхищали его современников. (Приложение 1..Слайд 5.Фидий и фризы Парфенона)
Самым известным произведением Фидия считается статуя Зевса в Олимпии. Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи — тесно станет ему в обширном зале храма и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины — знак миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ, перекинутый через левое плечо, венец, борода Зевса были из сверкающего золота.
Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. За троном Зевса стоял щит бога – эгида, который был символом покровительства богов. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из “семи чудес света”. (Приложение 1.Слайд 6.Статуя Зевса в Олимпии)
“Зевс Олимпийский” простоял почти 900 лет и погиб в 5 в. н. э. во время пожара. Все это время потомки Фидия хранили и оберегали великое произведение своего предка. Дом Фидия в Олимпии тоже бережно сохранялся в течение веков, ибо и он считался священным. Не менее выдающимся скульптором Древней Греции был Мирон. Его особенно занимала задача изобразить в камне движение. Среди произведений Мирона наиболее известна статуя дискобола. Юноша как бы замер, чтобы в следующий момент распрямиться и метнуть диск. (Приложение 1. Слайд 7.Дискобол. Мирон.)
Одна из самых известных статуй третьего выдающегося ваятеля Греции Поликлета - копьеносец (по-гречески - дорифор). Поликлет выразил в скульптуре идеал своего времени - разносторонне развитую личность. Копьеносец не только совершенен физически как атлет-победитель, он доблестный гражданин и воин, храбрый и добрый. (Приложение 1.Слайд 8. Копьеносец.Поликлет)
Все эти статуи не были портретами. Скульпторы стремились создать идеальный образ гражданина греческого полиса.
Вопросы для учащихся:
- Что такое скульптура? Из какого материала изготавливали статуи? Кого изображали первые скульптуры?
- Чем прославились Фидий, Мирон и Поликлет?
- Что стремились передать в своих произведениях древнегреческие скульпторы?
Материал для рассказа учителя:
Одновременно с расцветом скульптуры в Греции широкой популярностью пользовалась роспись ваз. Керамические изделия покрывались орнаментами и сюжетными рисунками. Ранняя керамика отмечена так называемым чернофигурным стилем. Это значит, что вазы покрывались черными фигурами на красном фоне. Позже появился краснофигурный, или чернолаковый, стиль, когда черным лаком покрывался фон между фигурами, которые на этом фоне выступали, сохраняя тон основного материала — обожженной красной глины. (Приложение 1.Слайд 9. Чернофигурный и краснофигурный рисунок)
Античные вазы и скульптуры не только представляют собой ценнейшие произведения искусства. Сегодня они приобрели еще одно значение. Рассматривая древнегреческие вазы, можно получить представления о греческом искусстве, интерьерах, быте, костюмах людей той эпохи, об особенностях мифологического видения мира.
Задание для учащихся:
- Что такое чернофигурный и краснофигурный стили?
- Определите, какой стиль изображен на вазах? (Приложение 1. Слайд 10-11)
- О чем можно узнать, рассматривая древнегреческие вазы?
Материал для рассказа учителя:
“Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался - осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!” - так сказал один древнегреческий писатель. И хотя это было сказано в шутку, он был прав. Афины действительно были самым прекрасным городом Древней Греции.
Всякий человек, оказавшись здесь, прежде всего, видел Акрополь. Он находился на скалистом холме с отвесными склонами и возвышался над городом. Это было священное для афинян место. Здесь располагалась храмы всех богов, прежде всего богини Афины - покровительницы полиса. (Приложение 1.Слайд 12.Афинский Акрополь)
Храм (Парфенон) был необычайно богато украшен. Внутри стояла 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием. Богиня была изображена в роскошном шлеме и праздничной нарядной одежде. Лицо богини и ее руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежду покрыл золотыми пластинами. Каждому, кто приходил в Парфенон, казалось, что перед ним живая Афина.
(Приложение 1.Слайд 13.Статуя Афины)
Другое знаменитое сооружение на Акрополе - небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея - Эрехтейон. Храм стоял на месте, где, по преданию, произошел спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. В споре победила богиня, поэтому она стала покровительницей города. В одном из портиков Эрехтейона вместо обычных колонн были установлены кариатиды – каменные фигуры юных девушек. (Приложение 1..Слайд14 Эрейхтейон. Кариатиды)
До наших дней сооружения Акрополя дошли сильно поврежденными. Но все равно они поражают своей красотой и величием.
Вопросы для учащихся:
- Что такое Акрополь? Опишите его местоположение? Почему Акрополь был священным местом для афинян? Какие храмы там располагались?
- Как назывались колонны в виде фигур юных девушек?
Материал для рассказа учителя:
В отличие от великолепия Акрополя, жилая часть Афин поражала своей простотой. Свои дома греки строили из глины и кирпича и вовсе не заботились об их украшении. Все силы, мастерство и фантазию они обращали на храмы. Основу этих зданий составляли колонны и лежащие на них перекрытия. Архитекторы тщательно рассчитывали размеры всех частей здания, добиваясь наилучшего соотношения между ними. Со временем в древнегреческой архитектуре сложилось два стиля, или ордера: дорический и ионический. Легче всего увидеть разницу между ними по колоннам. Колонны в постройках дорического стиля постепенно утолщались книзу. Это создает впечатление прочности и мощи. Верхняя часть колонны - простая, без украшений. Такие колонны были в Парфеноне. (Приложение 1. Слайд 15.Храм Афины .Дорический стиль )
Ионический стиль был распространен в греческих городах Малой Азии и на островах. Ионические колонны стройнее и тоньше, иx верхняя часть имеет украшения в виде двух завитков. (Приложение 1.Слайд 16.Капитель.Ионический стиль) Прекрасный образец ионического стиля - храм Бескрылой Ники на Афинском Акрополе.
Чуть позже архитекторы создали и третий ордер, получивший название коринфский. Дело в том, что впервые эти колонны в своих постройках применили архитекторы Коринфа. Верхняя часть колонн коринфского ордера отделывалась в виде листов растения акант. (Приложение 1. Слайд17. Капитель. Коринфский стиль)
Задание и вопросы для учащихся:
- Какие стили в древнегреческой архитектуре вы узнали? В чем их различие?
- Определи, в каком стиле колонны изображены на слайдах? (Приложение 1. Слайд 18-19)
Переходим к закреплению основных понятий темы. Для этого проводится работа в парах по методики взаимотренажа (Приложение 2). Суть ее в следующем: каждый ученик в паре получает свою карточку, на которой написаны понятия и их формулировка. Один учащийся читает другому понятие и ждет ответ. Если напарник не может сформулировать ответ, значит, его должен прочитать первый ученик. Затем второй ученик читает свою карточку. Задача учащихся научить друг друга новым понятиям, закрепить известные.
В конце урока проводится игра “да - нет”. Она поможет учителю увидеть какие моменты урока “запали”, а ученики еще раз повторят материал и разомнутся. Эту игру можно провести в середине урока в качестве физ. минутки. Если утверждение верно – ученики встают, если нет – сидят.
- Фидий – древнегреческий скульптор, автор статуи Зевса в Олимпии.(Встают)
- Чаще всего статуи делали из дерева.(Сидят)
- Кариатиды – это колонны в виде фигур девушек. (Встают)
- Колонна - утолщающаяся книзу, без украшений – ионический стиль? (Встают)
- Парфенон – храм бога Зевса. (Сидят)
- Ваза – покрытая черными фигурами на красном фоне – чернофигурный стиль? (Встают)
- Скене – круглая площадка, на которой выступали актеры. (Сидят)
- Акрополь – холм с крутыми склонами, священное место для афинян. (Встают)
Подведение итогов. Возможно выставление оценок.
Домашнее задание:
На дом ученики получают листы с заданием (методика взаимопередачи тем). Слабые ученики получают задание по параграфу 37 (учебник “История древнего мира” Вигасин А.А., Годер Г.И.). Более сильные - параграф 39, который практически не разбирался на уроке. У каждого ученика есть алгоритм работы. Суть работы в следующем: ученик читает первый абзац параграфа, озаглавливает его, отвечает на первый вопрос с листа. Вопросы простые, предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца. Вопросы даны к каждому абзацу. Когда ученик прочитал весь параграф и устно ответил на вопросы, проверяет себя по более сложным вопросам в конце параграфа. Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления текста.
Считается, что ученик готов передать определенную тему, если он имеет подробный план, состоящий из заголовков абзацев текста, ответил на все вопросы.
На следующем уроке ученики в парах будут воспроизводить каждый свою тему. (Приложение 3)
При подготовке урока были использованы:
1.Учебник “История Древнего мира” Вигасин А.А.
2. Электронное издание “Всеобщая история” 5 класс. “Кордис & медиа”
3 М.А.Мкртчан “Общие методики коллективных учебных занятий”.