Открытый урок по истории в 6-м классе по теме "Восточные славяне и их соседи"

Разделы: История и обществознание


Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Работа по карточкам (4 варианта)

№1. Дайте определения: археология, лингвистика, нумизматика

№2. Что изучают науки: палеография, геральдика, фольклористика?

№3. Почему Цицерон назвал историю наукой жизни?

№4. Почему, по словам А.С. Пушкина, славой своих предков гордиться не только можно, но и должно?

2. Фронтальный опрос учащихся:

- что изучает история России?
- какую роль играют исторические источники в изучении истории?
- какие хронологические рамки истории России изучаются в 6-ом классе, что вы о них знаете?

III. Изучение нового материала:

1. Учитель сообщает: “Некогда славяне входили в состав ещё не разделившейся группы индоевропейцев, поэтому общие предки у таких народов, как славяне, балты, германцы, греки, иранцы. Согласно одной из гипотез прародиной европейцев была Малая Азия. Примерно в V веке до н.э. славянские племена, отделившись, освоили территорию Вислы, Одера, Днепра (работа с картой). В ходе переселения славяне разделились на три ветви (составление таблицы совместно с детьми).

Группы

Народы

Западная

Поляки, чехи, словаки

Южная

Болгары, сербы, хорваты

Восточная

Русские, украинцы, белорусы

В свою очередь славянские племена разделились на следующие группы (учитель составляет список славянских племён на доске в ходе объяснения, работы с картой и учебником).

Восточные славяне:

- поляне (Днепр)
- славяне (Ильмень)
- северяне (Сейм)
- кривичи (Смоленск)
- радимичи (Сож)
- волыняне, уличи, тиверцы (Прикарпатье)

Славянское расселение носило мирный характер. Постановка проблемного вопроса: “Как вы думаете, почему?”. Предполагаемый ответ в ходе прочтения текста, работы с картой: “Низкая плотность населения на Русской равнине, большие пространства, высокий уровень культуры и земледелия, который несли славяне”.

2. Занятия и общественный строй славян.

Учитель рассказывает об основных занятиях славян:

“1). Земледелие и его виды: подсечно-огневое и перелог. Для обработки земли и посева зерновых культур, надо было вырубить и сжечь лес, поэтому этот способ назывался подсечно-огневым, а так как без удобрений земля истощалась быстро, славяне переходили на другой участок, поэтому вторая система использования называлась перелог.

Работая с текстом учебника, ребята выясняют, что орудиями труда у славян были: соха, борона, серп. Сельскохозяйственными культурами: просо, ячмень, гречиха.

2). Кроме земледелия славяне занимались скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством (сбором мёда диких пчёл), ремёслами.

3). Быт и нравы славян учащиеся изучают, работая с историческим источником из произведения византийского писателя Прокопия Кесарийского о восточных славянах, при изучении макета славянского посёлка и записывают тезисы с помощью педагога:

- славянский посёлок – это небольшое укрепление на берегу реки в 5-7 дворов;
- капище – деревянное сооружение для жертвоприношения;
- жили славяне общиной (вервью);
- славяне были язычниками (политеистами);
- славяне очень храбрые воины;
- важнейшие вопросы решало вече – народное собрание;
- с врагами сражались мужчины – народное ополчение.

4). Для лучшего усвоения материала о верованиях восточных славян заполняется таблица на уроке при условии опережающего домашнего задания или даётся на дом с привлечением книг и энциклопедий.

Имя

Божество

Ярило

Бог Солнца

Перун

Бог молнии, грома

Волос

Бог скотоводства

Стрибог

Бог ветра

Сварог

Бог неба

Даждьбог

Бог света

Симаргл

Бог подземного царства

Мокошь

Богиня плодородия

Щур

Дух предка

Леший

Дух леса

русалка

Дух воды

5). Итог урока.

1. Закрепление изученного материала по следующим вопросам и заданиям:

- каково происхождение восточных славян?
- покажите на карте расселение славянских племён
- назовите основные занятия славян
- в каких богов верили славяне? Сохранилась ли эта вера сейчас?
- как характеризовал славян Прокопий Кесарийский?

2. Рефлексия: “Что вы расскажите родителям о наших предках?”

Домашнее задание. § 1-2, вопросы к документу стр.13.

Творческое задание на выбор:

- подготовка сообщения о земледельческих праздниках, приметах, гаданиях древних славян
- найти загадки, пословицы, поговорки славянских народов
- составить кроссворд на тему: “Древние славяне”.