Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Работа по карточкам (4 варианта)
№1. Дайте определения: археология, лингвистика, нумизматика
№2. Что изучают науки: палеография, геральдика, фольклористика?
№3. Почему Цицерон назвал историю наукой жизни?
№4. Почему, по словам А.С. Пушкина, славой своих предков гордиться не только можно, но и должно?
2. Фронтальный опрос учащихся:
- что изучает история России?
- какую роль играют исторические источники в
изучении истории?
- какие хронологические рамки истории России
изучаются в 6-ом классе, что вы о них знаете?
III. Изучение нового материала:
1. Учитель сообщает: “Некогда славяне входили в состав ещё не разделившейся группы индоевропейцев, поэтому общие предки у таких народов, как славяне, балты, германцы, греки, иранцы. Согласно одной из гипотез прародиной европейцев была Малая Азия. Примерно в V веке до н.э. славянские племена, отделившись, освоили территорию Вислы, Одера, Днепра (работа с картой). В ходе переселения славяне разделились на три ветви (составление таблицы совместно с детьми).
Группы |
Народы |
Западная |
Поляки, чехи, словаки |
Южная |
Болгары, сербы, хорваты |
Восточная |
Русские, украинцы, белорусы |
В свою очередь славянские племена разделились на следующие группы (учитель составляет список славянских племён на доске в ходе объяснения, работы с картой и учебником).
Восточные славяне:
- поляне (Днепр)
- славяне (Ильмень)
- северяне (Сейм)
- кривичи (Смоленск)
- радимичи (Сож)
- волыняне, уличи, тиверцы (Прикарпатье)
Славянское расселение носило мирный характер. Постановка проблемного вопроса: “Как вы думаете, почему?”. Предполагаемый ответ в ходе прочтения текста, работы с картой: “Низкая плотность населения на Русской равнине, большие пространства, высокий уровень культуры и земледелия, который несли славяне”.
2. Занятия и общественный строй славян.
Учитель рассказывает об основных занятиях славян:
“1). Земледелие и его виды: подсечно-огневое и перелог. Для обработки земли и посева зерновых культур, надо было вырубить и сжечь лес, поэтому этот способ назывался подсечно-огневым, а так как без удобрений земля истощалась быстро, славяне переходили на другой участок, поэтому вторая система использования называлась перелог.
Работая с текстом учебника, ребята выясняют, что орудиями труда у славян были: соха, борона, серп. Сельскохозяйственными культурами: просо, ячмень, гречиха.
2). Кроме земледелия славяне занимались скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством (сбором мёда диких пчёл), ремёслами.
3). Быт и нравы славян учащиеся изучают, работая с историческим источником из произведения византийского писателя Прокопия Кесарийского о восточных славянах, при изучении макета славянского посёлка и записывают тезисы с помощью педагога:
- славянский посёлок – это небольшое укрепление на берегу реки в 5-7 дворов;
- капище – деревянное сооружение для жертвоприношения;
- жили славяне общиной (вервью);
- славяне были язычниками (политеистами);
- славяне очень храбрые воины;
- важнейшие вопросы решало вече – народное собрание;
- с врагами сражались мужчины – народное ополчение.
4). Для лучшего усвоения материала о верованиях восточных славян заполняется таблица на уроке при условии опережающего домашнего задания или даётся на дом с привлечением книг и энциклопедий.
Имя |
Божество |
Ярило |
Бог Солнца |
Перун |
Бог молнии, грома |
Волос |
Бог скотоводства |
Стрибог |
Бог ветра |
Сварог |
Бог неба |
Даждьбог |
Бог света |
Симаргл |
Бог подземного царства |
Мокошь |
Богиня плодородия |
Щур |
Дух предка |
Леший |
Дух леса |
русалка |
Дух воды |
5). Итог урока.
1. Закрепление изученного материала по следующим вопросам и заданиям:
- каково происхождение восточных славян?
- покажите на карте расселение славянских племён
- назовите основные занятия славян
- в каких богов верили славяне? Сохранилась ли эта вера сейчас?
- как характеризовал славян Прокопий Кесарийский?
2. Рефлексия: “Что вы расскажите родителям о наших предках?”
Домашнее задание. § 1-2, вопросы к документу стр.13.
Творческое задание на выбор:
- подготовка сообщения о земледельческих праздниках, приметах, гаданиях древних славян
- найти загадки, пословицы, поговорки славянских народов
- составить кроссворд на тему: “Древние славяне”.