Цель урока:
- Выяснить причины, процесс и последствия образования монополий;
- Развитие навыков у учащихся работы по опорным схемам;
- Раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опорных схем. (См. Приложение 1)
Оборудование урока: Учебник «Новая история 8 кл.» А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкин, П.А. Баранов; опорные схемы (См. Приложение 1)
Ход урока
I. Словарная работа по учебнику
Задание: найти в словаре учебника объяснения слов:
- Монополия
- Финансовый капитал
- Империализм
- Конкуренция
- Олигархия
- Трест, синдикат
- Концерн
II. Объяснение нового материала
Сегодня нам с вами предстоит проследить процесс перехода от капитализма к его высшей стадии – империализму.
В конце урока вы должны:
- Назвать пять признаков империализма
- На основании этих признаков сделать вывод: империализм – это шаг вперед или назад.
Домашнее задание: подобрать примеры для оценки империализма, показав его плюсы и минусы.
III. План изучаемого материала
- Причины образования монополий
- Ликвидируют ли монополии конкуренцию
- Образование банковских монополий и банковского капитала
- Вывоз капитала
- Образование ГМК
- Борьба за передел мира
- Империализм – положительное или отрицательное явление
1. Причины образования монополий:
Научные открытия в различных областях ведут к бурному развитию промышленности, росту производства, в конечном итоге, увеличению прибыли капиталистов. Так как главная цель капиталистического производства – прибыль, то растет и конкуренция – борьба за более выгодные условия сбыта товаров и за рынки сырья.
Увеличение производства ведет к нарушению пропорций в экономике, так как развивается не по плану (стихийно), а это приводит в конечном итоге, к экономическим кризисам, а они в свою очередь ведут к спаду роста экономики, краху многих предприятий. Чтобы выжить владельцам предприятий, необходимо искать и внедрять новые технологии, выстоять могут только крупные предприятия, все это заставляет капиталистов объединяться в монополии – союзы, с целью ликвидации конкуренции и получения наибольшей прибыли.
2. Вопрос учащимся для размышления: но ликвидируют ли на самом деле монополии конкуренцию?
На основе опорных схем учащиеся доказывают обратное. Борьба идет за власть внутри монополии, за рынки сырья, рынки сбыта и дешевую рабочую силу между монополиями. Противоречия между монополиями наоборот обостряются.
3. Образование банковских монополий, финансового капитала и финансовой олигархии.
В период бурного развития экономики и научных открытий брать кредиты и хранить свои капиталы крупные монополии могут у крупных надежных банков. Это и заставляет, в свою очередь, мелкие банки объединятся в банковские монополии. Вкладывая свои капиталы в банки монополии, для контроля над ними, направляют своих представителей в руководство банка.
В свою очередь, руководство банков, желая получить больше дохода, вкладывают свои капиталы в крупные монополии, а своих представителей направляют в руководство монополиями для контроля над ними. Так происходит слияние банковского и промышленного капиталов, т.е. возникает финансовый капитал; а с ним и финансовая олигархия: слияние власти над банком и монополией в одних руках.
4. Вывоз капитала.
Стремление капиталиста получить прибыли больше заставляет его искать выгодные формы вложения своих капиталов. Не найдя их в своей стране, капиталисты стремятся вывезти свои капиталы в более слабые страны, где есть дешевое сырье и дешевая рабочая сила (колонии Африки). Это происходит в виде займов и кредитов, за которые капиталисты получают высокие проценты.
Последствия вывоза капитала – зависимость страны, в которую капиталы ввозятся, сдерживание роста ее экономики. Пример: зависимость колоний от метрополий.
Влияет этот вывоз и на страны, вывозящие капитал, где он мог бы иметь более полезное применение. Пример: увеличение заработной платы или решение социальных вопросов.
5. Глобализация экономики ведет к образованию межгосударственных монополий.
6. Борьба за рынки сырья и сбыта, в конечном итоге, ведет к борьбе за передел мира. В подтверждение этого – Первая и Вторая мировая война.
Вывод: таким образом, главными признаками империализма являются:
а) Образование монополий
б) Образование финансового капитала и финансовой олигархии
в) Ввоз и вывоз капитала
г) Борьба за передел мира
д) Образование межгосударственных монополий
Итак, мы видим, что на смену капитализму приходит монополистический капитализм – ИМПЕРИАЛИЗМ.
7. Как оценить ИМПЕРИАЛИЗМ?
Я прошу вас найти плюсы и минусы империализма самостоятельно по материалам учебника § 2, стр.20, 21
Итогом самостоятельной работы восьмиклассников должна стать следующая таблица:
+ ИМПЕРИАЛИЗМ – | |
а) Внедрение новых технологий | а) Сосредоточение власти в руках немногих (появление «некоронованных королей») |
б) Повышение производительности труда, на время – снижение конкуренции |
б) Рост колониальных захватов |
XIX век – время становления в Европе и США индустриального общества |
XIX век – время обострения всех противоречий (см. Приложение), которые привели к двум мировым войнам и революциям |
Рефлексия
- Объяснить значение новых понятий, пользуясь опорным конспектом (см. Приложение);
- Назвать признаки империализма;
- Объяснить их проявление, опираясь на схему и опорный конспект;
На карточках написать:
- Что запомнилось Вам лучше всего;
- Что осталось непонятным;
- Самим оценить свои знания по данной теме.