История и обществознание
-
Конспект урока по истории "Технические изобретения и открытия в XI —XV вв." (6-й класс) 2008
Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике.
-
Урок по курсу "Право" в классе с социально-экономическим профилем, 11-й класс (2-й год обучения) 2008
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях.
-
Урок истории "Гражданская война" 2008
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм.
-
Повторительно-обощающий урок истории в 10-м классе: "Объединение Руси" 2008
Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси".
-
Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе "Россия. XIX век. Краткий путеводитель" 2008
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность.
-
Неделя истории, географии и краеведения 2008
В статье учителя предлагают свой вариант проведения предметной Недели по истории, географии и краеведению. В Приложениях размещены: Игра "Путешествие по станциям". Поле чудес на тему: "Ненцы Ямала". Туристско-краеведческая эстафета (в спортзале). Счастливый случай: "Люби и знай свой край!". Географический вечер "Человек и природа". Географический вечер "Губкинский - молодой город России". Олимпиады по географии.
-
Тексты с ошибками на уроках истории 2008
Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов.
-
Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания 2008
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный характер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся.
-
Историко-литературная композиция, посвященная 1000-летию Елабуги "Городок мой старинный и тихий" 2008
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу.
-
Викторина "Елабуга тысячелетняя". Внеклассная работа по истории 2008
Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность.
-
Россия на историческом переломе. Адаптированная программа спецкурса для учащихся 11-го класса гуманитарного профиля 2008
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг.
-
Открытый урок в 6-м классе по теме "Соседи восточных славян" 2008
Урок-взаимообучение способствует развитию критического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах и коллективной работе, воспитывает уважительное отношение к истории и культуре своего народа во взаимосвязи с другими народами.
-
Методическая разработка учебного проекта "Эпоха дворцовых переворотов" 2008
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после смерти Петра Великого, дают характеристику правителей Российской Империи, характеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала.
-
Информационные технологии на уроках истории. "Государственные реформы Петра I" 2008
Урок "Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить.
-
Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Гимн: история и современность" 2008
Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова.
-
Урок на тему "Ниппон — Страна восходящего солнца" 2008
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией.
-
Предметные недели в школе. История 2008
Представлен сценарии мероприятий во время "Недели" для учащихся разных классов.
-
Виртуальный краеведческий музей "Летопись малой родины" 2008
Виртуальный краеведческий музей – это большой проект, над которым работают учащиеся и педагоги. Это совокупность ученических работ, созданных в программах Microsoft Word и Power Point. Проект призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий для успешного учебно-воспитательного процесса.
-
Повторительно-обобщающий урок по истории России XIX века в 8-м классе 2008
Урок проводится с целью повторить и систематизировать полученные знания, проследить причинно-следственные связи событий XIX века. Помогает учащимся развивать умение анализировать, сравнивать, отстаивать собственную точку зрения. Способствует воспитанию патриотизма.
-
Презентация "Помните! Через года,через века. Помните! "Цикл внеклассных мероприятий средствами школьного музея 2008
Презентация, в которой автор делится опытом проведения мероприятий по краеведению с целью воспитания патриотизма.
-
Разработка урока по теме "Борьба Руси с западными завоевателями" 2008
В материале представлена методическая разработка урока по учебно-методическому комплекту Данилова А.А., Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века". Разработка может быть использована для проведения открытого урока. Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В ходе проведения занятия используются различные элементы современных образовательных технологий, в том числе информационно-комуникационных.
-
Религия, ее роль в жизни древних греков 2008
Урок истории в 5-м классе с использованием слайдов проводится как урок изучения нового материала и совершенствование умений и навыков с использованием инновационных технологий и применения исследовательского метода. Урок способствует усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта).
-
Урок по истории "Романовы. Начало династии" 2008
Методика изучения нового материала на уроке с использованием групповой работы в технологии развития критического мышления на примере предметного материала истории России.
-
Интегрированный урок (история + литература). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте) 2008
Урок уместен в рамках повторения в 10-м классе. Помимо обобщения изученного материала он включает в себя защиту ученических проектов по ряду проблем: "Слово" как отражение сознания древнерусского человека, исторический аспект и взаимоотношения с половцами по "Слову". Такая подача материала позволяет учащимся увидеть прошлое страны и литературы на новом уровне, определить отношение к историческому прошлому, осознать проблемы настоящего, выявить общечеловеческое значение "Слова".
-
Политические партии и партийные системы (урок обществознания в 10–11-м профильном классе) 2008
Двухчасовой урок может быть проведён в 10–11-м классе в курсе обществознания или при изучении элективного курса по политологии. По тематике и содержанию рассчитан на профильный класс. Целью урока является сформировать у учащихся устойчивое, осознанное представление о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека. По типу этот урок - педагогическая мастерская.
-
Как помочь школьнику справиться с учебной нагрузкой 2008
Как научить школьника учиться? Как сформировать мотивацию учения, навыки самоанализа, самоконтроля и самооценки. В статье я попыталась дать краткие ответы на эти вопросы.
-
Урок по краеведению на тему "Нижегородский край в древности. Первые сведения по истории края" 2008
Урок изучения нового материала в форме практической работы. Поставлены образовательные, развивающие и воспитательные цели.
-
Интегрированный урок (обществознание + история) для 9–11-х классов по теме "Право на жизнь – важнейшее из прав человека" 2008
В ходе урока были затронуты многие важные проблемы: отсутствие гарантий и механизма соблюдения права на жизнь, существование в нашей стране профашистских и экстремистских организаций, выявление причин, способствующих росту экстремизма в России и т.д. Критический подход к рассмотрению темы позволил не только заинтересовать, но и пробудить в учениках стремление способствовать улучшению правового фона вокруг себя путем осознания прав человека и гражданина как важной общечеловеческой ценности.
-
Урок истории в 6-м классе по теме "Жители Российского гоударства во второй половине XV – начале XVI века" 2008
Специфика урока в том, что учащиеся должны уяснить, как изменения в системе государственного управления изменили жизнь жителей государства. Главный акцент на уроке делается на следующих моментах: изменение положения бояр, зарождение помещичьего землевладения и ограничение свободы крестьян. При закреплении изученного материала проводится дискуссия о формах власти, о правах и обязанностях граждан современного Российского государства.
-
Урок истории по теме "Как и почему возникли деньги" в 3-м классе 2008
На протяжении всего учебного занятия ученики самостоятельно и с помощью учителя ищут ответ на проблемный вопрос «Как и почему возникли деньги?». Создаются условия для творческого самовыражения детей: ученики выступают в роли учителя, участвуют в дискуссии по вопросу «О чём может рассказать историку язык монет».