Нравственный выбор (урок внеклассного чтения по материалам о Герое Советского Союза Шарифзяне Казанбаеве, спасшлего полковое знамя)

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


1. Пояснительная записка.

Художественная литература играет незаменимую роль в воспитании учащихся. На уроках литературы не только воспитывается любовь к Родине и своему народу, гордость за его прошлое, но и формируется культура межнациональных отношений. В этом глубоко убежден автор работы. Ею разработан цикл уроков внеклассного чтения на татарском языке. Первый урок в своем переводе она делает открытым.

Этот открытый урок, как ей кажется, несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига солдата, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени. Есть знамя – есть полк! И если представить это знамя среди знамен-победителей на Красной площади в 1945 году, то смысл героического поступка нашего земляка высвечивается очень зримо. А если сопоставить с фактом поверженных знамен фашистской армии там же, то значимость подвига еще возрастает. Сегодня, когда в политике государства приоритетом выделяется воспитание Гражданина-патриота средствами государственной символики, данный материал будет востребован вдвойне.

Татарская литература. 6 класс.

Тема: “Спасший полковое знамя” (о Герое Советского Союза Шарифзяне Казанбаеве, уроженце Бардымского района Пермского края).

Цель урока: Воспитание Гражданина-патриота средствами литературы и краеведческих материалов.

Задачи:

1) Изучить содержание поэмы Мустафы Нугмана “Легенда о бессмертном цветке”, соотнести ее с реальными фактами.

2) Дать углубленные сведения о Герое Советского Союза Шарифзяне Казанбаеве, о сути его подвига.

3) Воспитывать чувство гордости за своего героя-земляка.

4) Формировать толерантное сознание и толерантное поведение на примере изучения героических событий Великой Отечественной войны.

Подготовительный этап.

Задания учащимся:

1. Прочитать поэму М. Нугмана “Легенда о бессмертном цветке”, подготовить ответы на вопросы.

а) Почему это произведение названо поэмой?

б) Кто они фронтовые друзья Героя?

в) Как Шарифзян Казанбаев спасает комбата Белова?

г) Расскажите легенду о бессмертном цветке.

д) Когда и где Шарифзян Казанбаев спасает знамя полка? (Выразительно прочитать отрывок).

е) Когда было присвоено Ш. Казанбаеву звание Героя Советского Союза?

2. Подготовить иллюстрации к поэме.

3. Подготовить выступление – сообщение по теме “Жизнь Ш. Казанбаева до войны”. (1 ученик)

Оборудование урока:

  1. Поэма М. Нугмана “Легенда о бессмертном цветке”.
  2. Альбом, посвященный Ш. Казанбаеву.
  3. Компакт-диск с песней “Священная война”. Музыка А. В. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.
  4. Выставка цветов, о которых говорится в поэме. (хризантема, астра, гвоздика, гиацинт, георгин, подснежник ).
  5. Выставка иллюстраций учащихся.
  6. Стенд в рекреации, посвященный Ш. Казанбаеву.

Используемая литература

  1. Закиров Д. Г. “Известные татары Прикамья”/ Пермь 2005 г. с. 134-137.
  2. Газета “Рассвет” 1985 г. № 55.
  3. Газета “Рассвет” 1996 г., 16 ноябрь.
  4. Нугман М. “Утренние песни”/ Казань 1973 г. с. 140-181.

Содержательные материалы к уроку.

Казанбаев Шарифзян Габдурахманович родился в 1916 году в с. Сараши Бардымского района Пермской области в семье крестьянина. Татарин. Окончив 4 класса, Шарифзян работал в колхозе. После окончания семилетки уехал в Свердловск, где получил специальность дорожного мастера. В 1938 году ушел в армию. В 1940 году вернулся на родину и работал председателем сельпо. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. В годы войны принимал участие в боях на Воронежском, Северо-Западном, Степном и 2-м Украинском фронтах. На фронте в 1943 году вступает в партию. Командир отделения комендантского взвода 14-го гвардейского воздушно-десантного полка 6-й гвардейской воздушно-десантной дивизии 4-й гвардейской армии 2-го Украинского фронта.

Гвардии старшина Казанбаев отличился 1 апреля 1944 года в бою в районе с. Чоколтяны Оргеевского района Молдавской ССР. Полк, удерживая шоссейную дорогу, отражал контратаки превосходящих сил противника. Когда положение осложнилось, начальник штаба поставил задачу его отделению спасти знамя полка. Оставшись в живых один, Казанбаев выполнил задачу: зарыл знамя в землю, а затем передал его офицеру кавалерийского подразделения. Был смертельно ранен.

Звание Героя Советского Союза присвоено 13 сентября 1944 года посмертно.

Похоронен в селе Чоколтяны Молдавской ССР. На месте гибели Ш. Г. Казанбаева установлен памятник. В родном селе герою и его погибшим землякам установлен обелиск. Именем героя названы улицы населенных пунктов района. А в средней школе в селе Сараши действует краеведческий музей имени Ш. Казанбаева.

Шарифзян Казанбаев – Герой Советского Союза.

Спасая святыню полка.

Был на исходе последний день марта 1944 года. В эту теплую весеннюю ночь гвардейский полк начал дерзкую операцию – проник в тыл фашистских войск, чтобы занять село Чоколтяны, захватить шоссе и не дать противнику возможности выйти из окружения.

Гвардейцы бесшумно миновали стыки двух вражеских полков, на рассвете вышли к шоссе и сходу уничтожили гарнизон фашистов в селе Чоколтяны.

Ничего не подозревавший противник продолжал оттягивать технику и живую силу с переднего края, спасая их от ударов стремительно наступавших советских войск. Но путь ему преградили гвардейцы.

Фашисты опомнились лишь к полудню и бросили против полка танки, бронетранспортеры, автоматчиков.

Начался упорный бой за село и шоссе.

У крайней хаты залег со своим отделением гвардии старшина Шарифзян Казанбаев. Он видел, как наши артиллеристы расправлялись с вражеской техникой и живой силой. На поле боя уже горели три танка и два бронетранспортера.

Вскоре с востока показалась новая колонна танков и машин противника. И вновь началась атака. Гвардейцы отбили и ее. Затем еще одну.

Через час на помощь фашистам прибыло подкрепление. На позиции полка обрушился артиллерийский огонь. Началась четвертая атака. Особенно ожесточенный бой шел у восточной окраины села. Именно сюда устремились фашисты, отходившие под ударами советских войск. Они старались любой ценой прорвать оборону гвардейцев и уйти на запад.

Артиллеристы подбили еще три “тигра” и четыре бронетранспортера. Затем на наши противотанковые орудия обрушились вражеские танки. Пушки были выведены из строя.

А с востока непрерывно подходили все новые и новые фашистские подразделения.. Они сразу же развертывались для атаки и волна за волной двигались на село. На поле уже стояли десятки подбитых танков, бронетранспортеров, грузовых машин, валялись сотни фашистских трупов.

Когда фашистам удалось ворваться на северную окраину села, Казанбаева вызвали в штаб. Его встретил командир полка гвардии майор Бикеев.

- Гвардии старшина Казанбаев, - начал командир, - нам нужно продержаться час-полтора. В пяти километрах отсюда находится наша кавалерийская дивизия. Она спешит нам на выручку. Положение наше не из легких. Фашистов в восемь-десять раз больше нас. Они могут вот-вот прорваться сюда. На тебя возлагаю самую ответственную задачу – спасти знамя полка. Мы все перед святыней нашей части принимали присягу на верность Родине. Я верю в тебя! Ты – коммунист и все сделаешь, чтобы спасти знамя.

Начальник штаба снял с древка гвардейское знамя и вручил его Казанбаеву.

- С тобой пойдут и знаменоносцы. Будут надежнее.

Через минуту гвардейцы уже пробирались на южную окраину села, чтобы скрытными путями выйти навстречу кавалеристам. Воины благополучно миновали виноградники, небольшой яблоневый сад, затем вошли в буковый лесок, который тянулся возле шоссе.

Однако фашисты заметили гвардейцев. Их окружил взвод немецкой пехоты. Начался неравный бой. Пятеро советских воинов бились не на жизнь, а на смерть. Метким огнем они не давали врагу приблизиться не на метр. Разъяренные неудачей, гитлеровцы бросили против гвардейцев роту солдат и бронетранспортер. Очередью из ручного пулемета Казанбаев повредил машину, а когда из нее начали выскакивать фашисты, скосил их.

Но силы гвардейцев таяли. Погиб один, затем еще двое. В живых остались только Казанбаев и рядовой Тереньтев. Шарифзяна не покидала мысль: “Как же спасти знамя?” Ему – гвардейцу, воевавшему за Белгород, Харьков, Полтаву и Кременчуг, форсировавшему Днепр, Буг, Днестр и Прут, знамя родного полка было дороже жизни.

Казанбаев долго раздумывать не стал.

- Прикрой меня огнем! – сказал он Терентьеву. – Знамя я закопаю в землю. Если погибнем – наши найдут нас и догадаются, где искать знамя.

Вскрикнул Иван Тереньтев. Автомат выпал из его рук.

Гвардии старшина остался один на один с врагом. Вот от его меткого выстрела свалился один немец, потом второй, третий… Фашисты вновь начали приближаться. И снова падали, сраженные меткими выстрелами. Казанбаева дважды ранило – в грудь и в левую руку, и теперь кровь обильно сочилась на свежевзрытую землю, где лежало знамя. Когда от выстрела Шарифзяна свалился четырнадцатый фашист, гвардеец получил третье ранение – в голову и потерял сознание.

Казанбаев пришел в себя в тот момент, когда по шоссе проходили автомашины и кавалерийские подразделения. Он приподнял голову и увидел всадников. По кубанкам определил, что это были казаки.

Шарифзян крикнул и замахал правой рукой: подняться он уже не мог. К нему подъехали несколько всадников. Над Казанбаевым склонился пожилой офицер.

- Тебе врача надо, старшина? – спросил он.

Шарифзян еле слышно произнес:

- Тут подо мной…знамя…

Слабеющей рукой Казанбаев сдвинул горку земли – показалось алое полотнище. Он попытался вынуть его из углубления, но рука дрогнула, пальцы разжались. Он хотел еще что-то сказать, но не смог. Через минуту силы окончательно оставили его…

В тот же день гвардейское знамя было возвращено в полк.

II. Заключительное слово учителя.

Ш. Казанбаев – единственный герой Советского Союза, которому присвоено звание Героя Советского Союза за спасение полкового Знамени. О нем написана поэма, написаны стихи поэтом-земляком Раисом Габдукаевым, есть песни о нем. В нашей школе есть стенд, посвященный герою.

- За что ему такая честь? Вспомнить ситуацию, была ли возможность у Шарифзяна остаться живым? (Слушание ответов учащихся).

- А каков его нравственный выбор? (Слушание ответов учащихся).

- Почему его поступок нравственный? (Слушание ответов учащихся).

Его поступок был совершен во имя Родины-матери, во имя России!

Минута молчания