Урок истории по теме "Век Просвещения в России", 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели урока: Дать представление о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период. Охарактеризовать развитие просвещения и системы образования. Определить влияние идей просвещения на ситуацию в России. Развивать память, мышление. Воспитывать интерес к предмету, чувство патриотизма.

Методы: словесные, практические, частично – поисковые.

Тип урока: формирование новых понятий и убеждений.

Ход урока

I. Орг. момент.

– Ребята, здравствуйте. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (Приложение 1). А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца и солнца за тучей. Покажите, какое у вас настроение.

- Сейчас у большинства ребят хорошее настроение, посмотрим, какое у вас будет настроение к концу урока.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Тема нашего сегодняшнего урока “Век просвещения в России” и у меня для Вас есть интересная загадка.

Загадка – это не просто вопрос, это такой маленький ключик от тайны. Я считаю, что с её помощью легче узнать, что за человек твой знакомый, как у него с чувством юмора, догадлив ли он, как поведет себя в трудных обстоятельствах. Наши предки понимали, что бы подружится с удачей, надо быть умным, хитрым и ловким. Поэтому они испытывали человека с помощью упражнений на сообразительность. Сейчас я проведу подобное испытание с вами.

- Я задам Вам вопрос, но не обычный, это историческая загадка и мы сегодня на уроки попробуем её разгадать. Искать разгадку мы будем все вместе, в течение всего урока. А чтобы у нас все получилось, вы должны внимательно слушать и хорошо работать на уроке. Загадка “Почему XVIII век назвали веком Просвещения?” (Приложение 2)

III. Формирование новых понятий и убеждений.

- А чтобы Вам легче было размышлять над этой исторической загадкой, мы отправимся в прошлое.

- Ребята как вы думаете, в какой век мы с вами отправимся?

- А кто в начале XVIII века находился у российского престола?

- Ребята, а о каких преобразованиях Петра вы помните? Что нового внес Петр, чего не было до его правления?

- Но ничего этого не смог бы совершить Петр без великого русского народа. А проведение всех этих преобразований требовало грамотных и образованных людей.

- Ребята, как вы думаете, а зачем государству нужны образованные люди?

- А где готовят образованных людей?

- Петр тоже так считал, поэтому в 1724 году он подписал указ о создании Академии наук?

- Ребята, как выдумаете, чем должна была заниматься Академия наук?

- Императорская Академия наук изначально была не только научным, но и учебным заведением. При ней действовал академический университет, ставший центром подготовки первых отечественных научных кадров. В его стенах проходил обучение крупнейший русский ученый-энциклопедист XVIII века.

- А назвали его ученым-энциклопедистом, потому что он смог постичь многие науки: был физиком, историком, астрономом, его работы обогатили русскую словесность, поэзию, искусство мозаики.

- Ребята, как выдумаете, о каком ученом-энциклопедисте идет речь?

- Конечно, догадаться очень сложно, но я вам помогу. Для этого я приготовила подсказки.

- Наш герой покидает родной северный край и пешком отправляется учиться в город, который влечет его своими школами, библиотеками, учеными людьми. Там он и начинает учебу, выдав себя за дворянского сына (крестьянам учиться - было запрещено).

- Ребята, а что вам известно о М. В. Ломоносове?

- А. С. Пушкин писал: “Ломоносов обнял все отрасли Просвещения… Историк, механик, химик, художник и стихотворец, он все испытал и во все проник”. Но он стремился не только обогатить свои знания, но и помочь талантам других людей раскрыться. Поэтому он становится инициатором открытия Московского университета. Московский университет был открыт в 1755 году, состоял из одного здания, существовало только три факультета – юридический, философский и медицинский.

- Ребята, а сохранился ли Московский университет до наших дней?

- А отличается ли он от того, что существовал в XVIII веке?

- Ребята, а как вы думаете, много ли было желающих учиться в Московском университете?

- Московский университет, как и Академия наук, подарил России много замечательных ученых. И они внесли немалый вклад в развитие отечественной науки, их руками было создано множество различных изобретений.

- Иван Иванович Ползунов разработал проект парового двигателя, Иван Петрович Кулибин усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов и создал уникальный микроскоп.

- Также происходят новые географические открытия.

- Одним из самых известных мореплавателей является Витус Беринг.

- Витус БЕРИНГ - мореплаватель, капитан российского флота (1730). По происхождению датчанин. В 1725-30 и 1732-41 руководитель 1-й и 2-й Камчатскими экспедициями. Прошел между Чукотским п-овом и Аляской (Берингов пролив), достиг Сев. Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Умер во время зимовки на острове, ныне носящем его имя. Именем Беринга названо также море и пролив на севере Тихого океана.

- Ребята, так что же нового появилось в науки России XVIII века?

- Т. о., Россия XVIII века – это Просвещенная держава.

- Ребята, а почему ее называют просвещенной?

IV. Подведение итогов урока.

- Ребята, скажите, что же изменилось в нашем государстве за этот период XVIII века?

- А теперь вернемся к нашей исторической загадке, которую я вам загадала в начале урока “Почему XVIII век назвали веком Просвещения?”

- Что вы понимаете под словом “Просвещение”?

- “Просвещать”, “светить”. Так почему XVIII век называется веком “Просвещения”, “просветления”?

Страна завершила XVIII век – “век Просвещения”. Главным итогом этого века можно считать следующее: Россия была возведена царем-преобразователем в ранг великой европейской державы. Она укрепилась на берегах Балтийского моря, заимела “две руки”: армию и флот, мощную мануфактурную промышленность, воспитала целый слой образованных людей, создала новую культуру.

“Времена теперь другие
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия от страны
Какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Слава русской старине
Слава нашей стороне!”

– Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже (Приложение 3).

- Я себя нарисовала на вершине горы, потому что организовала вашу работу так, что вы смогли активно работать и смогли решить историческую задачу, которую я перед вами поставила. Покажите свои рисунки.

- Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (показываю солнце). А какое настроение у вас? (Приложение 1)

- Спасибо вам за урок. До свидания.