Цель урока: Познакомить обучающихся с уровнем развития культуры Руси и показать главные тенденции её развития.
Задачи урока:
- Познакомить обучающихся с фасадом и планом храма, архитектурными памятниками, древнерусскими иконами и живописцами XIY-XY в.в
- Развитие умений учащихся анализировать, сравнивать и делать выводы.
- Воспитание любви к Родине, духовно-нравственное воспитание.
Тип урока: Урок изучения новой темы.
Форма проведения урока: урок с применением ИКТ
Методы проведения урока: просмотр мультимедийного фильма, работа над проблемным вопросом, сравнение живописи, работа с учебником, словарём, тетрадью.
Оборудование:
- Компьютер
- Проектор
- Схема церкви;
- Набор открыток: Успенский собор во Владимире и в Московском Кремле, Архангельский собор, Благовещенский собор, Грановитая палата, Колокольня Ивана Великого, церковь Фёдора Стратилата на Ручью, церковь Василия на Горке, Соловецкий монастырь, церковь Петра и Павла в Кожевниках;
- Набор открыток “Башни Московского Кремля”;
- Иллюстрации А.Васнецова “Московский Кремль”;
- Иллюстрации икон А.Рублёва и Ф.Грека;
- Мультимедийный фильм “Шедевры русской живописи”;
- Записи церковного песнопения и колокольного звона “Благовест”
План урока:
- Зодчество:
- Живопись:
- а) А.Рублёв
б) Ф.Грек. - Музыка
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение. (фронтальный опрос)
Какие события происходили в стране в XIV-XV веках?
Куликовская битва и её историческое значение;
Свержение золотоордынского ига;
Объединение русских земель вокруг Москвы;
Всенародный духовный подъём;
Правление И.Калиты, Д.Донского, Ивана III/
Мы продолжаем изучение темы “Культура Руси 14-XV веков”. Для начала, давайте вспомним: - что такое культура?
(совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей)
III. Изучение новой темы
В тетрадях записываем число и тему урока.
На уроке нам предстоит познакомиться с фасадом, внутренним убранством храма, увидим архитектурные памятники, построенные в XIV-XV веках, познакомимся с творчеством А. Рублёва и Ф. Грека, услышим музыку, звучащую в церкви.
? В ходе урока мы должны найти ответ на следующий проблемный вопрос: “Какие идеи несли в себе памятники зодчества, живописи и музыки?
1. Зодчество
Архитектуру называют каменной летописью человечества, застывшей музыкой, ибо она несет в себе красоту и разнообразие форм, заставляет нас волноваться и переживать. Ее памятники действительно становятся нетленными свидетелями событий прошлого, имеют богатый, и своеобразный язык.
Большинство сохранившихся памятников древнерусского зодчества- храмы.
Представьте себе, что вы исследователи. Вам нужно за несколько минут соотнести элементы храма с их названиями. В этом вам помогут словари, обратите внимание только на выделенные слова. Если вы посмотрите внимательно то, увидите, что элементов храма – 8, а слов – 5. Попробуйте сами назвать эти элементы храма.
(смотри слайд №1)
Храм венчают купола с крестами.
Количество куполов могло иметь символический смысл (смотри слайд №2)
- 1 - единый Бог;
- 2 - божественное и человеческое начало во Христе;
- 3 - знак святой Троицы;
- 5 - Христос и 4 евангелиста;
- 7- число церковных таинств;
- 9- число ангельских чинов, сил небесных;
- 13 - Христос и 12 апостолов;
- 33 - число земных лет Христа.
Каждый купол опирается на барабан (архитектурная конструкция в виде цилиндра, подпирающего купол). Своды и купола в храме поддерживает аркатурно-колончатый пояс (архитектурная конструкция в виде двух опор с перекинутой между ними дугой.) Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов. Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары (полукруглое завершение стены церковного здания).
Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы - апсиды, в которых размещается алтарь (священная часть храма, в которой находится престол, символизирующий “гроб Господень”.)
Вход в храм имеет красивое нарядное оформление-портал.
Заглянем внутрь храма. С западной стороны к нему пристроен притвор, который отделяется от церкви глухой стеной с дверью. В притворе во время богослужения находились те, кому за совершенные грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только еще готовился принять крещение.
Внутреннее убранство храма делится на две части. В самой просторной, ближе к западному входу, во время богослужения находятся верующие. В восточной части - алтарь. В северной части алтаря есть еще одно помещение - жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного православного богослужения - литургии - на нем готовят для причащения священные дары - хлеб и вино. В южной части алтаря находится особое помещение - диаконник, где перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды - ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника - ризница.
Найдите в учебнике архитектурные памятники, построенные в XIV-XV веках. (смотри слайды №3-7)
Успенский собор в Московском Кремле (XV в) - усыпальница московских митрополитов и патриархов
Архангельский собор (XVI в)- усыпальница князей
Благовещенский собор (XV в) - домовая церковь царей,
Грановитая палата (XV в),
Колокольня Ивана Великого (XVI в),
церковь Фёдора Стратилата на Ручью (14 в.),
церковь Василия на Горке (XV в),
церковь Петра и Павла в Кожевниках(XV в)
Физкульминутка
2. Живопись
Теперь, давайте, зайдём внутрь храма. Что там можем увидеть?
- иконы
- фреску
- мозаику
Посмотрите в словарях определения.
Мозаика – вид настенной живописи, выполненный из кубиков цветного стекла.
(смотри слайд№8)
Фреска - вид настенной живописи, выполненный водяными красками по сырой штукатурке. (смотри слайд №9) С глубокой древности слово “Икона” (смотри слайд №10) употребляется для отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Иконы писали на досках: в Византии на тяжелых кипарисовых, на Руси – на липовых сосновых. Дерево было на Руси доступным и дешевым материалом. Доску сверху покрывали левка’сом (от греч. “левкок” – “белый”) – меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, поэтому они были очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой (от греч. “олиефа” “мазь”, “масло”) – веществом на основе растительного масла, образующим пленку. Эта пленка защищала живопись от влаги и повреждений. Олифой в старину пользовались вместо лака. Но олифа обладает свойством со временем темнеть, и за 70-100 лет она темнела на столько, что почти совсем скрывала, находящуюся под ней живопись. В древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы, т.е. способы “расчистки” древней живописи. Но способы эти были трудоемки и со временем иконы стали не расчищаться, а “поновляться”, т.е. поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Часто на древних иконах делалось в течение веков несколько таких подновлений - первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей, каждый из которых был покрыт олифой.
Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера. Византийцы разработали учение о символике цвета. По их представлениям, каждый цвет нес в живописи смысловую нагрузку. Например:
Белый - непорочность, чистота, нежность (Христос, ангелы - в белом).
Черный - смерть, загробный мир, зло, печаль (траур - одеваются в черное).
Зеленый - юность, цветение
Голубой - чистое небо – место обитания Бога, ангелов, символ божеств, небесного мира
Красный – огонь, жизнь, могущество (цвет крови)
Золотой – тепло, спокойствие. (закрашивали нимбы святых, покрывали купола церквей - воспринимали не как цвет, а как свет, исходивший от Бога и наполнявший весь мир.)
Таким образом, художественный язык живописи, не столько передает качество предмета, сколько мысль художника, его чувства, отношение к происходящему.
Среди образованных людей находились немногие, особо чуткие к искусству люди, сумевшие ощутить в этой почерневшей живописи таящуюся в ней художественную силу. Так в 1840 году историк Иванчин-Писарев, посетивший Троице-Сергиеву лавру, сумел увидеть в хранящейся там сильно потемневшей “Троице” Андрея Рублева ценнейший памятник искусств.
XV век – золотой век древнерусского изобразительного искусства. В средние века считалось, что единственный творец на земле – Бог. Поэтому ни живописец, ни зодчий, никогда не афишировали своё авторство. И всё - таки имена некоторых иконописцев до нас дошли. Среди них: А. Рублёв и Ф. Грек. (смотри слайд №11-12)
Сейчас мы с вами посмотрим отрывки из мультимедийного фильма и попытаемся сравнить иконопись А.Рублёва и Ф.Грека. После просмотра вы должны ответить на вопрос: “Что общего и различного в живописи А. Рублёва и Ф. Грека?”. Обратите внимание на то, какие краски, цвета они используют, линии, какое впечатление у вас остаётся при виде икон?
А. Рублёв:
- светлые, тёплые тона, отсутствие чёрного цвета;
- отсутствие резких линий, плавность контуров;
- впечатление покоя, гармонии, любовь к Родине, мир, тишина
- стремление народа к единству, желание мира и спокойствия для Руси
Ф. Грек:
- преобладают более тёмные тона;
- наличие резких линий;
- впечатление суровости и тревоги
? Какое событие могло найти отклик в их произведениях? (борьба с монголо – татарами).
? Какие чувства и мысли волновали больше всего русского человека в то время? (стремление к единству, желание мира и спокойствия для Руси)
? Какими художественными средствами выражает А. Рублёв идеи своего времени? (невидимый единый круг. В центре – чаша с головой агнца – символ самопожертвования, т.к. суровая необходимость требовала самоотверженных поступков).
3. Музыка.
Какую музыку чаще всего можно было слышать на Руси? (колокольный звон)
Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. У колокольных звонов несколько названий.
На уроках музыки вы изучали эту тему. Вспомните, какие виды колокольных звонов, чаще всего звучали на Руси?
- набат
- перезвон
- благовест (звучит благовест)
В храме, когда идёт богослужение дух захватывает от церковного песнопения, исполняемого аккапельно, то есть без музыкального сопровождения.
(звучит песнопение)
Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока:
“Какие идеи несли в себе памятники зодчества, живописи и музыки?”
- любовь к Родине;
- чувство долга;
- самопожертвование
Мы закончили изучение темы и выяснили, что все исторические события находят отражение в памятниках культуры.
IV. Закрепление.
В качестве закрепления поработаем со схемой церкви Богоявления в п.Морки и попытаемся найти основные элементы храма.(смотри слайд №13)
V. Домашнее задание: на примере церкви вашей местности попытайтесь найти элементы храма и описать её.