Конспект урока истории по теме "Культура Руси XIV–XV вв."

Разделы: История и обществознание


Цель урока: Познакомить обучающихся с уровнем развития культуры Руси и показать главные тенденции её развития.

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с фасадом и планом храма, архитектурными памятниками, древнерусскими иконами и живописцами XIY-XY в.в
  2. Развитие умений учащихся анализировать, сравнивать и делать выводы.
  3. Воспитание любви к Родине, духовно-нравственное воспитание.

Тип урока: Урок изучения новой темы.

Форма проведения урока: урок с применением ИКТ

Методы проведения урока: просмотр мультимедийного фильма, работа над проблемным вопросом, сравнение живописи, работа с учебником, словарём, тетрадью.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Схема церкви;
  4. Набор открыток: Успенский собор во Владимире и в Московском Кремле, Архангельский собор, Благовещенский собор, Грановитая палата, Колокольня Ивана Великого, церковь Фёдора Стратилата на Ручью, церковь Василия на Горке, Соловецкий монастырь, церковь Петра и Павла в Кожевниках;
  5. Набор открыток “Башни Московского Кремля”;
  6. Иллюстрации А.Васнецова “Московский Кремль”;
  7. Иллюстрации икон А.Рублёва и Ф.Грека;
  8. Мультимедийный фильм “Шедевры русской живописи”;
  9. Записи церковного песнопения и колокольного звона “Благовест”

План урока:

  1. Зодчество:
  2. Живопись:
  3. а) А.Рублёв
    б) Ф.Грек.
  4. Музыка

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение. (фронтальный опрос)

Какие события происходили в стране в XIV-XV веках?

Куликовская битва и её историческое значение;

Свержение золотоордынского ига;

Объединение русских земель вокруг Москвы;

Всенародный духовный подъём;

Правление И.Калиты, Д.Донского, Ивана III/

Мы продолжаем изучение темы “Культура Руси 14-XV веков”. Для начала, давайте вспомним: - что такое культура?

(совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей)

III. Изучение новой темы

В тетрадях записываем число и тему урока.

На уроке нам предстоит познакомиться с фасадом, внутренним убранством храма, увидим архитектурные памятники, построенные в XIV-XV веках, познакомимся с творчеством А. Рублёва и Ф. Грека, услышим музыку, звучащую в церкви.

? В ходе урока мы должны найти ответ на следующий проблемный вопрос: “Какие идеи несли в себе памятники зодчества, живописи и музыки?

1. Зодчество

Архитектуру называют каменной летописью человечества, застывшей музыкой, ибо она несет в себе красоту и разнообразие форм, заставляет нас волноваться и переживать. Ее памятники действительно становятся нетленными свидетелями событий прошлого, имеют богатый, и своеобразный язык.

Большинство сохранившихся памятников древнерусского зодчества- храмы.

Представьте себе, что вы исследователи. Вам нужно за несколько минут соотнести элементы храма с их названиями. В этом вам помогут словари, обратите внимание только на выделенные слова. Если вы посмотрите внимательно то, увидите, что элементов храма – 8, а слов – 5. Попробуйте сами назвать эти элементы храма.

(смотри слайд №1)

Храм венчают купола с крестами.

Количество куполов могло иметь символический смысл (смотри слайд №2)

  • 1 - единый Бог;
  • 2 - божественное и человеческое начало во Христе;
  • 3 - знак святой Троицы;
  • 5 - Христос и 4 евангелиста;
  • 7- число церковных таинств;
  • 9- число ангельских чинов, сил небесных;
  • 13 - Христос и 12 апостолов;
  • 33 - число земных лет Христа.

Каждый купол опирается на барабан (архитектурная конструкция в виде цилиндра, подпирающего купол). Своды и купола в храме поддерживает аркатурно-колончатый пояс (архитектурная конструкция в виде двух опор с перекинутой между ними дугой.) Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов. Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары (полукруглое завершение стены церковного здания).

Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы - апсиды, в которых размещается алтарь (священная часть храма, в которой находится престол, символизирующий “гроб Господень”.)

Вход в храм имеет красивое нарядное оформление-портал.

Заглянем внутрь храма. С западной стороны к нему пристроен притвор, который отделяется от церкви глухой стеной с дверью. В притворе во время богослужения находились те, кому за совершенные грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только еще готовился принять крещение.

Внутреннее убранство храма делится на две части. В самой просторной, ближе к западному входу, во время богослужения находятся верующие. В восточной части - алтарь. В северной части алтаря есть еще одно помещение - жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного православного богослужения - литургии - на нем готовят для причащения священные дары - хлеб и вино. В южной части алтаря находится особое помещение - диаконник, где перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды - ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника - ризница.

Найдите в учебнике архитектурные памятники, построенные в XIV-XV веках. (смотри слайды №3-7)

Успенский собор в Московском Кремле (XV в) - усыпальница московских митрополитов и патриархов

Архангельский собор (XVI в)- усыпальница князей

Благовещенский собор (XV в) - домовая церковь царей,

Грановитая палата (XV в),

Колокольня Ивана Великого (XVI в),

церковь Фёдора Стратилата на Ручью (14 в.),

церковь Василия на Горке (XV в),

церковь Петра и Павла в Кожевниках(XV в)

Физкульминутка

2. Живопись

Теперь, давайте, зайдём внутрь храма. Что там можем увидеть?

  • иконы
  • фреску
  • мозаику

Посмотрите в словарях определения.

Мозаика – вид настенной живописи, выполненный из кубиков цветного стекла.

(смотри слайд№8)

Фреска - вид настенной живописи, выполненный водяными красками по сырой штукатурке. (смотри слайд №9) С глубокой   древности  слово   “Икона” (смотри слайд №10) употребляется для отдельных изображений,  как правило, написанных на доске.  Причина этого    явления очевидна.  Дерево  служило   у   нас  основным  строительным материалом. Иконы писали на досках: в Византии на тяжелых кипарисовых, на Руси – на липовых сосновых. Дерево было на Руси доступным и дешевым материалом. Доску сверху покрывали левка’сом (от греч. “левкок” – “белый”) – меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, поэтому они были очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой (от греч. “олиефа” “мазь”, “масло”) – веществом на основе растительного масла, образующим пленку. Эта пленка защищала живопись от влаги и повреждений. Олифой в старину пользовались вместо лака. Но олифа обладает свойством со временем темнеть, и   за  70-100  лет она темнела на столько,   что почти совсем скрывала, находящуюся под ней живопись.  В древности на Руси знали  и   применяли способы удаления потемневшей олифы,  т.е.  способы “расчистки” древней живописи. Но способы эти были трудоемки и со временем иконы стали  не расчищаться,  а “поновляться”,  т.е. поверх потемневшей олифы писалось новое изображение.   Часто на древних иконах делалось в   течение   веков несколько  таких   подновлений   - первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей,   каждый из которых был  покрыт олифой. 

  Подавляющее большинство русских церквей были деревянными,  поэтому  не только    мозаике,  но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать   в   Древней  Руси   общераспространенным   убранством храмового интерьера. Византийцы разработали учение о символике цвета. По их представлениям, каждый цвет нес в живописи смысловую нагрузку. Например:

Белый - непорочность, чистота, нежность (Христос, ангелы - в белом).

Черный - смерть, загробный мир, зло, печаль (траур - одеваются в черное).

Зеленый - юность, цветение

Голубой - чистое небо – место обитания Бога, ангелов, символ божеств, небесного мира

Красный – огонь, жизнь, могущество (цвет крови)

Золотой – тепло, спокойствие. (закрашивали нимбы святых, покрывали купола церквей - воспринимали не как цвет, а как свет, исходивший от Бога и наполнявший весь мир.)

Таким образом, художественный язык живописи, не столько передает качество предмета, сколько мысль художника, его чувства, отношение к происходящему.

Среди образованных  людей  находились    немногие,  особо  чуткие к искусству люди,  сумевшие ощутить в этой почерневшей живописи таящуюся в  ней  художественную силу.  Так в 1840 году историк Иванчин-Писарев, посетивший  Троице-Сергиеву  лавру,   сумел   увидеть  в  хранящейся   там сильно потемневшей “Троице” Андрея Рублева ценнейший памятник искусств.

XV век – золотой век древнерусского изобразительного искусства. В средние века считалось, что единственный творец на земле – Бог. Поэтому ни живописец, ни зодчий, никогда не афишировали своё авторство. И всё - таки имена некоторых иконописцев до нас дошли. Среди них: А. Рублёв и Ф. Грек. (смотри слайд №11-12)

Сейчас мы с вами посмотрим отрывки из мультимедийного фильма и попытаемся сравнить иконопись А.Рублёва и Ф.Грека. После просмотра вы должны ответить на вопрос: “Что общего и различного в живописи А. Рублёва и Ф. Грека?”. Обратите внимание на то, какие краски, цвета они используют, линии, какое впечатление у вас остаётся при виде икон?

А. Рублёв:

  • светлые, тёплые тона, отсутствие чёрного цвета;
  • отсутствие резких линий, плавность контуров;
  • впечатление покоя, гармонии, любовь к Родине, мир, тишина
  • стремление народа к единству, желание мира и спокойствия для Руси

Ф. Грек:

  • преобладают более тёмные тона;
  • наличие резких линий;
  • впечатление суровости и тревоги

? Какое событие могло найти отклик в их произведениях? (борьба с монголо – татарами).

? Какие чувства и мысли волновали больше всего русского человека в то время? (стремление к единству, желание мира и спокойствия для Руси)

? Какими художественными средствами выражает А. Рублёв идеи своего времени? (невидимый единый круг. В центре – чаша с головой агнца – символ самопожертвования, т.к. суровая необходимость требовала самоотверженных поступков).

3. Музыка.

Какую музыку чаще всего можно было слышать на Руси? (колокольный звон)

Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. У колокольных звонов несколько названий.

На уроках музыки вы изучали эту тему. Вспомните, какие виды колокольных звонов, чаще всего звучали на Руси?

- набат

- перезвон

- благовест (звучит благовест)

В храме, когда идёт богослужение дух захватывает от церковного песнопения, исполняемого аккапельно, то есть без музыкального сопровождения.

(звучит песнопение)

Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока:

“Какие идеи несли в себе памятники зодчества, живописи и музыки?”

  • любовь к Родине;
  • чувство долга;
  • самопожертвование

Мы закончили изучение темы и выяснили, что все исторические события находят отражение в памятниках культуры.

IV. Закрепление.

В качестве закрепления поработаем со схемой церкви Богоявления в п.Морки и попытаемся найти основные элементы храма.(смотри слайд №13)

V. Домашнее задание: на примере церкви вашей местности попытайтесь найти элементы храма и описать её.

Презентация 1

Презентация 2