Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Неустойчивая эмоциональная сфера учеников не позволяет им отвечать на вопросы без ошибок. Волнение у доски зачастую ставит ребят в сложное положение. Ученики не всегда адекватны, даже, когда знают материал. Это вызвано прежде всего тем, что они не чувствуют себя уверенными в своих силах. Такое положение идет от позиции, которую занимает учитель по отношению к классу. Класс находится в полной зависимости от воли учителя. Таким образом, у нас ещё сохраняется авторитарная система обучения, при которой учитель выдает положенную норму материала, а затем с субъективной точки зрения проверяет знания, умения и навыки ребят.
Понятно, что при такой системе опрос будет для учеников тяжелым испытанием.
Есть ли выход из этой ситуации? Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие?
В первую очередь нужно посмотреть на стиль преподавания в современной школе. У большинства учителей стили схожи, так как в их основе лежит один и тот же принцип- авторитарный, при котором личность учителя является неоспоримым авторитетом, поддерживаемым разными мерами репрессивного характера.
Нужно менять стиль, от авторитарного к демократическому.
С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Современная жизнь, школа требуют от учащихся не просто изложения пройденного материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений и навыков, а учета индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. Нужно оценивать скорее не знания, умения и навыки, а степень успеха ученика.
И такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам- это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой.
Для составления рейтинга используется язык цифр. Смысл его состоит в том, что каждый ученик в течение урока или темы пытается набрать как можно больше баллов. Успех ученика фиксируется для того, чтобы после составить рейтинговую таблицу.
Каждый ученик набирает определенное количество баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу (отметку) чаще путем наложения полученных баллов на заранее выбранную интервальную шкалу, где каждому интервалу соответствует та или иная оценка.
Плюсов у метода рейтинга достаточно:
- Нет секрета в том, что 5-балльная система оценки несовершенна, и любая “Тройка”, “четверка”, “пятерка” имеет массу оттенков; рейтинг позволяет оценивать учащихся более точно, учитывая малейшие нюансы их деятельности, и за определенные виды работы ставить 10, 20 или, даже, 100 баллов.
- Свободная конкуренция между учениками за право получить балл повышает активность ребят. Что делает урок более динамичным, насыщенным, эффективным.
- Возможность избежать неудовлетворительных оценок, что ведет к тому, что учащиеся не боятся идти на урок.
- Рейтинг хорош и тем, что при определении сегодняшнего рейтинга будет учитываться и прошлый, то есть учитываются и ранние заслуги.
Рейтинговую систему оценки знаний можно использовать в разных вариантах:
- РЕЙТИНГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
При подготовке к проведению такой работы выстраивается система заданий и вычленяются определенные операции и действия, необходимые для выполнения.
Отдельному заданию в целом и его частям присваивается определенный балльный вес.
Каждый ученик набирает определенное количество баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу.
- ПО РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ ТЕСТЫ.
- Возможно применение рейтинговой системы ПРИ ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, ПРОЕКТОВ.
В этом случае заполняется индивидуальная карта, она заполняется преподавателем, одноклассниками и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина, из расчета баллов.
Фамилия, имя ученика | Тема работы | |||||||
Достигнутый результат из 15 баллов | Оформление из 15 баллов | Представление из 15 баллов | Ответы на вопросы из 15 баллов | Творчество из 10 баллов | Интеллектуальная активность из 10 баллов | Практическая деятельность из 10 баллов | Умение работать в команде из 10 баллов | |
Само-оценка | ||||||||
Педагог | ||||||||
Коллеги по команде (классу) |
Суммирование в этом случае выглядит так: 85-100 баллов – “5”
- 70- 84 балла – “4”
- 50- 69 баллов – “3”
- Менее 50 баллов – “2”
Хотя, конечно, “2” за реферат, доклад, проект- это ЧП.
- Возможно использовать рейтинговую систему оценки знаний НА ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫХ УРОКАХ.
- И ещё один вариант – ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕЙТИ НА БАЛЛЬНУЮ СИСТЕМУ.
У каждого ученика есть свой конверт (папка), где хранятся балльные листы и все работы учащегося за учебный год.
В балльном листе выводится оценочная шкала, которая зависит от количества уроков в данной теме, видов и объемов различных работ. Здесь же выведены рейтинговые оценки за каждый конкретный вид работы. Обратите внимание на то, что в оценочной шкале отсутствует “2”.
Эта система была апробирована мной в работе с пятиклассниками. Это большая и кропотливая работа, требующая от педагога четкого планирования каждой темы и отдельно взятого урока, вычленения всех видов работ, которые будут проводиться по данной теме.
Пожалуй, самое сложное - это подведение итогов, так как все равно при выставлении оценок присутствует определенная доля субъективизма. Сложность заключается в том, что оценки выводятся не по чисто арифметическим подсчетам, а с учетом баллов за отдельные виды работ. И если у ученика набрано 20 баллов, но сумма состоит из пяти “2”, то о пятерки речь не идет.
В целом метод дает положительные плоды: дети не боятся посещать уроки истории, даже если по каким- то причинам не готовы к уроку; практически весь класс очень активен на уроках; ребятам на уроках интересно, так как нетрадиционная форма оценки воспринимается ими как элемент игры.
Образец балльного листа
Тема “Древний Египет”
Ф.И. ученика, класс_____________
Пересчет баллов в традиционную оценочную
систему:
- “5”- 20 баллов,
- “4”- 15 баллов,
- “3”- 10 баллов
Виды работ:
- Устный ответ- 5 б
- Работа с текстом- 5 б
- Дополнения- 1 б
- Рейтинг- 10 б
- Контурная карта – 5 б
- Исторический диктант- 6 б
- Рисунок- 5 б
- Тест – 12 б
- Практическая работа- 5 б
- Творческая работа- 15 б
№ урока | Дата | Тема урока | Уст. ответ | Доп. | Конт. карта | Рис. | Ист. дикт. | Раб. с текст. | Тв/р | Пр/р | тест | Рейт. |
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 |
- Общее количество баллов:
- Оценки в журнал:
- Остаток баллов (переносятся в следующую тему):
Я предлагаю использовать хотя бы элементы метода рейтинговой оценки знаний учащихся на уроках (не только истории), так как это значительно повышает активность детей, продуктивность урока, снимает стресс у учащихся.