Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформация и укрепление абсолютизма в Европе"

Разделы: История и обществознание


Класс: 7

Тип урока: повторительно-обобщающий;

Форма урока: игра;

Основные понятия: реформация, революция, обмирщение сознания, лютеранская церковь, кальвинистская церковь, англиканская церковь, протестант, кальвинизм, пресвитер, орден иезуитов, религиозные войны, Контрреформация, пуритане, гугенот, эдикт, месса, аутодафе, "кровавое законодательство", гарант.

Оборудование:

  • Дидактический материал, карточки с заданиями, кроссворд.
  • Жетоны красного, зеленого, синего цветов.
  • Компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов.
  • Слайдовая презентация.

Цели урока:

  1. Повторение, систематизация и обобщение знаний учащихся по пройденной теме.
  2. Осуществление контроля знаний, умений, навыков.
  3. Развитие творческих способностей учащихся.
  4. Развитие и совершенствование навыков работы учащихся в группе.

Подготовительная работа преподавателя:

  1. Постановка целей и задач совместной работы;
  2. Согласование материалов, изучаемых на уроках;
  3. Разработка плана занятия и его методического обеспечения;
  4. Подготовка дидактического материала.

Подготовительная работа учащихся:

  1. Повторение ранее изученного материала по данной теме;
  2. Деление класса на три команды;
  3. Подготовка каждой командой домашнего задания- вопроса для соперников (словесный портрет исторического деятеля эпохи Реформации) и иллюстративного изображения Реформации.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Мы завершили изучение темы Реформация и укрепление абсолютизма в Европе. Кризис традиционного общества, выразившийся в изменениях в области экономической, политической и духовной жизни общества коснулся и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути вылилось в Реформацию. Начавшаяся в XVI веке Реформация положила конец единству католической церкви. "Только вера делает человека праведником", - заявляют основоположники Реформации.

В течение нескольких уроков мы анализировали причины Реформации и ее влияние на духовную, политическую и экономическую жизнь общества. А также рассматривали особенности Реформации в Германии, Англии, Франции. Просмотр презентации, выполненной в PowerPoint (Приложение 1)

Сегодня на уроке мы должны будем повторить и обобщить материал, изученный на предшествующих занятиях. Наш урок пройдет в форме игры. Для этого в процессе подготовки к уроку были сформированы три команды. Игра будет проходить по следующим правилам.

Правила игры

  1. Каждая команда по очереди будет получать задание.
  2. На обсуждение каждого задания будет отведено определенное количество времени, заранее сказанное учителем.
  3. Обсуждение вопроса должно заканчиваться по сигналу учителя.
  4. Если игроки дают правильный ответ, то данная команда получает 3 балла (красный жетон).
  5. При неточных ответах команды, соперники имеют возможность дополнить выступление и получают, в зависимости от полноты ответа, 2 балла (зеленый жетон) и 1 балл (синий жетон).
  6. Ответы не должны выкрикиваться с места. В случае ответа команды слово предоставляется одному участнику.
  7. В конце игры подводятся итоги. Подсчитываются баллы, и определяется команда-победитель.

II. Основная часть урока-игры

Представление команд: название, эмблема, девиз.

Конкурсы:

1. ШАПКА ВОРОСОВ - "Ромашка":

Капитаны команд вытягивают по очереди три вопроса и дают ответ

Примеры вопросов:

1. Реформация - это

а) отрицание веры в Бога

б) междоусобные войны

в) борьба за переустройство церкви

г) отмена церковных ограничений

2. Реформация началась в

а) 1515г.

б)1517г.

в) 1519г.

д) 1523г.

3. Сторонников Реформации называли

а) монархистами

б) республиканцами

в) католиками

г) протестантами

4. Абсолютизм - это

а) одно из течений протестантизма

б) коренной перелом, переворот в различных сферах жизни

в) форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу

г) общественное движение, направленное на ограничение власти

5. Родиной Реформации стала

а) Германия

б) Англия

в) Франция

г) Швейцария

6. Учение Ж.Кальвина НЕ включало

а) успех в земных делах - знак спасения

б) бережливость

в) молись и работай

г) создание "дешевой" церкви

д) предопределение Богом жизненного пути человека

7. Гугеноты - это

а) приверженцы лютеранства

б) приверженцы кальвинизма

в) сторонники Т.Мюнцера

8. Недовольство горожан Германии католической церковью было вызвано

а) публичными казнями еретиков

б) поборами монастырей

в) прекращением продажи индульгенций

г) запретом торговли в монастырях

9. В эпоху Реформации князь становится главой церкви

а) лютеранской

б) англиканской

в) православной

г) католической

10. Инициатором Реформации в Швейцарии, получившим прозвание "Женевский папа" стал

а) Т.Мюнцер

б) М.Лютер

в) Ж.Кальвин

г) И.Лойола

11. Период контрреформации в Англии наступил в правление

а) Генриха VIII

б) Марии Католической

в) А.Болейн

г) Елизаветы I

12. После Варфоломеевской ночи

а) движение протестантов во Франции было подавлено окончательно

б) гражданские войны во Франции продолжились

Ответы: 1 в, 2 б, 3 г, 4 в, 5 а, 6 г, 7 б, 8 б, 9 а, 10 в, 11 б, 12 б

2. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Команды представляют иллюстративное изображение Реформации.

3. ВЕРТОЛИНА "КТО СКАЗАЛ?"

Кто и в связи с чем произнес данную фразу:

  • "Спасение верой" (учение М.Лютера, 95 тезисов);
  • "Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение" (Яков I Стюарт о парламенте);
  • "Чья страна, того и вера" (1555г. заключение Карлом V договора с немецкими князьями в городе Аугсбурге);
  • "Все во славу Бога" (девиз иезуитов);
  • "Париж стоит мессы" (Генрих Наваррский произнес фразу став французским королем Генрихом IV. Вторично перешел в католическую веру.);
  • "Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков" (Филипп II);
  • "У меня не было других врагов, кроме врагов государства" (Кардинал Ришелье произнес фразу перед смертью);
  • "Молись и работай!" (учение Ж.Кальвина).

4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНДАМИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Каждая команда представляет словесный портрет исторического деятеля эпохи Реформации. Команды-соперники должны определить о ком идет речь. Команды готовят дополнительные вопросы, если деятель не опознан.

За конкурс выставляются две оценки - за составление портрета и за ответ.

5. "КВАРТЕТ"

Заготовлены карточки трех квартетов. Собрав квартет, нужно рассказать о событиях, даты которых связаны с данными историческими деятелями.

Исторический деятель Портрет исторического деятеля События, связанные с данным историческим деятелем
Елизавета I

Рисунок 1

1587г. казнь родственницы шотландской королевы М.Стюарт от угрозы религиозной войны 1588г. разгром испанской "Непобедимой армады"
Т.Мюнцер

Рисунок 2

1525г. Начало Крестьянской войны в Германии 1526г. Окончание Крестьянской войны: поражение крестьян
М.Лютер

Рисунок 3

1517г. выступил против продажи индульгенций 1521г. вызван на императорский суд в город Вормс

РЕШИТЕ КРОССВОРД

ВОПРОСЫ:

  1. Вождь крестьян в Реформации в Германии;
  2. Деятель Реформации, который положил ее начало;
  3. Последователи кальвинизма в Англии;
  4. Члены монашеского ордена - главного орудия Контрреформации;
  5. Основатель ордена иезуитов;
  6. Руководители кальвинистской церкви - проповедники и старшины, которых контролировала церковная община.

III. Подведение итогов, награждение победителей.

Литература

1. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983

2. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 1500-1800. 7 класс. Выпуск 1. СПб: СМИО Пресс, 2000

3. Грибов В.С. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по новой истории (XVI - начало XX вв.) 7-8 классы. М.: ТЦ "Сфера", 1999