Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Средние века", 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели урока:

  • Систематизировать, обобщить, закрепить знания учащихся по истории средних веков.
  • Формирование у учащихся убеждения в связанности предметов, целостности мира
  • Развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ, продолжить формирование умений работать с исторической картой, формулировать выводы.
  • Способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Тип урока: закрепление знаний и умений учащихся.

Форма проведения: игра-турнир.

Оборудование:

  • Плакаты с заданиями.
  • Карта.
  • Тексты с заданиями.
  • Исторические картины.
  • Рисунки учащихся.
  • Презентация (см. Приложение № 1)

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя. Объявление целей урока и правила игры.
  3. Проведение игры.
  • 1-й тур: Разминочный “Что? Где? Когда?”
  • 2-й тур: Историческое путешествие.
  • 3-й тур: Знаешь ли ты где находишься? (карта)
  • 4-й тур: Крылатые выражения.
  • 5-й тур: “Люди и события”
  • 6-й тур: Исторические задачи.
  • 7-й тур: “Знаешь ли ты исторические термины?”
  • 8-й тур: Загадки хроноса.
  • 9-й тур: Конкурс мудрецов.
  1. Подведение итогов, выставление оценок.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя. Объявление целей урока и правила игры.

-Итак, мы закончили изучать историю Средних веков, еще один из периодов Всеобщей истории.

Во все времена и всегда в человеке ценились не только отвага, смелость, щедрость, честь и достоинство, но и такие качества, как любознательность, ум, смекалка.

Сегодня мы проводим турнир, на котором вы должны показать свои знания по истории средних веков. Главной задачей этого турнира будет: выявить, повторяя изученный материал, основные черты средневекового общества.

Правила игры.

В турнире участвуют команды (каждый ряд – команда), но отвечать будет каждый за себя.

Ответы оцениваются разноцветными жетонами:

  • Красный – полный ответ (например: рассказ), 2 балла.
  • Зеленый – краткий ответ, 1 балл.
  • Черный – штрафной балл “- 1 балл”, за неправильный ответ, за нарушение дисциплины.

Победит та команда, которая наберет больше баллов (сумма баллов всех членов команды). Оценки выставляются индивидуально.

Итак, начнем. Но сначала вернемся к главной задаче.

  1. Чтобы все поставить на свои места вспомним, что такое общество? Отвечают учащиеся, учитель раздает жетоны. (Это совокупность людей объединенных исторически сложившимися формами совместной жизни и деятельности).
  2. Давайте вспомним, на какие сферы делится общество? (Это нам известно из обществознания) Ответ учащихся:
  • Экономическую - производство необходимых для людей вещей и распределение их.
  • Политическую – управление, государство.
  • Социальную – повседневные взаимоотношения людей.
  • Духовную – культура, религия, наука, образование.

Чтобы выявить черты средневекового общества мы должны дать краткую характеристику всех сфер общества, характерные для средних веков. В конце урока мы с помощью основных понятий заполним схему: основные сферы общества.

Определимся с временными рамками, т.е. выявим какой отрезок времени мы должны охарактеризовать (конец V – XVвв).

Начнем турнир

  1. Проведение игры.

Тур первый: Что? Где? Когда? (разминочный).

Учитель задает вопросы, на которые по желанию отвечают учащиеся.

Вопросы:

  1. Как называется эпоха массовых перемещений племен, приведших к гибели Западной Римской империи? (Великое переселение народов конец IV – VII век)
  2. Где вспыхнуло крестьянское восстание Жакерия и почему оно получило такое название? (На северо-востоке Франции в 1358 году. Жаками презрительно называли крестьянскую бедноту французские феодалы).
  3. Как звали Папу Римского, который выступил с призывом к крестовым походам? Когда и где это произошло? (Урбан II, французский город Клермон, 1095 год).
  4. Как звали короля, которого Папа Римский Лев III провозгласил императором, когда это было? (Карл Великий, 800 год).
  5. Какое крестьянское восстание произошло в период Столетней войны в Англии, когда? (Под предводительством Уота Тайлера, 1381год).
  6. Как в период средневековья назывался парламент во Франции, когда он был создан? (Генеральные Штаты, 1302г).
  7. Каким правилом поведения подчинялся каждый рыцарь? (Кодекс рыцарской чести).
  8. Мир какой цивилизации расширился после подчинения Византии турками? Когда это произошло? (Исламская цивилизация, 1453 год – падение Константинополя).
  9. Какой стала Франция в конце XV века? (централизованное государство с сильной королевской властью).
  10. Какое государство создали на территории Малой Азии турки? (Османское государство).
  11. Кто был руководителем и организатором военных отрядов табаритов? Как его называли враги? (“страшный слепец”, Ян Жижка).
  12. О ком идет речь?

“И я вошла, и я сказала: - Здравствуй.
Пора, король, во Францию, домой!
И я опять веду тебя на царство,
И ты опять обманешь, Карл Седьмой!”
(народная героиня Франции Жанна д?Арк)

  1. Кто такие вольные стрелки? (Беглые английские крестьяне, стрелявшие в дичь в королевских лесах и нападавшие на феодалов).
  2. Кто такой король фальшивомонетчик? (Так поданные прозвали французского короля Филиппа IV Красивого (1285-1314г), который ради покрытия своих долгов прибегнул к порче королевской монеты, заменив в ней часть серебра дешевыми металлами, что привело к обесцениванию монеты).
  3. Кто такие “псы господни”? (Члены ордена доминиканцев, который основал Доминик де Гусман в 1216 году, они играли главную роль в деятельности инквизиции).

Тур второй: “Историческое путешествие”.

Представьте воображаемое историческое путешествие.

Сначала мы попадем в Средневековую деревню.

  1. Представьте, что вы житель средневековой деревни расскажите нам о своей жизни.
  2. Представьте, что вы житель средневекового города. Опишите один день в средневековом городе.
  3. Представьте, что вы студент средневекового университета. Расскажите о вашей жизни и учебе.

Тур третий: “Знаешь ли ты где находишься?” (Историческая карта).

Известно, что без знания карты трудно ориентироваться на местности, особенно если ты отправляешься в путешествие. Проверим, хорошо ли вы знаете карту. (На доске карта Европа в XIV – XVвв.)

Вопросы к работе с картой:

  1. Показать на карте страны – участницы Столетней войны. (Англия, Франция).
  2. Государство, образованное турками после разгрома Византийской империи. (Османская империя).
  3. Страна, в которой происходили Гуситские войны. (Чешское королевство).
  4. Показать страну, в которой происходила Реконкиста. (Отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов.) (Испания).
  5. Наиболее сильные славянские страны, попавшие под власть турок. (Болгария и Сербия).
  6. Покажите город, освобождение которого сыграло решающую роль в Столетней войне. (Орлеан).
  7. Покажите город, в котором был казнен Ян Гус. (Констанц).
  8. Покажите место сражения, в котором была решена судьба Сербии в 1389 году. (Косово поле).
  9. Какое государство возглавило борьбу с Тевтонским орденом. (Королевство Польша).
  10. Где находилась резиденция главы католической церкви. (Рим – папская область).
  11. Какое государство не стало централизованным в средние века. (Священная Римская империя – Германия).

Тур четвертый: “Крылатые выражения”.

Объясните крылатые выражения.

  1. “Ходить в Каноссу”. (Германский император в XI веке, выступивший против папы, был отлучен от церкви. Он должен был вымаливать прощение, стоя на коленях перед Каноссой, где в замке находился папа. Употребляется в случае униженного выманивания чего-либо.)
  2. “Бросить перчатку” (Выражение пошло со времен средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку принимал вызов. Сейчас употребляется в значении “вызвать на спор, состязание”.)
  3. Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фургона. Содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и горестно воскликнули: “Что с возу упало, то пропало”. (Эта поговорка возникла в средние века, когда земля и все что находилось на ней принадлежало феодалу. Если падал товар с воза, он переходил в собственность владельца земли).

Тур пятый: “Люди и события”.

Задание: С именем какого исторического деятеля связано то или иное событие (показать стрелками).

1.Карл Великий 1.Гуситские войны
2.Жанна д?Арк 2.Образование Франской империи
3.Иоганн Гуттенберг 3.Освобождение Орлеана от осады англичан
4.Уот Тайлер 4.Восстание крестьян в Англии
5.Ян Жижка 5.Начало книгопечатания

Задание: С именем, какого исторического деятеля связана та или иная дата (показать стрелками).

1.622 год 1.Ян Гус
2.863 год 2.Мухаммед
3.1066 год 3.Папа Иннокентий III
4.1198-1216 год 4.Кирилл и Мефодий
5.1415 год 5.Вильгель Завоеватель

 Тур шестой: “Исторические задачи”

Задачи:

  1. Кому принадлежит это высказывание: “Если изменю своему слову, какими глазами буду смотреть на свой народ, который я всегда учил говорить правду?” (отрывок из речи Яна Гуса на Констанцском соборе).
  2. Кому принадлежит это высказывание: “Мы, папы, призваны господствовать над вами, народами, и царствовать” (Иннокентий III, Папа римский).
  3. Вставьте вместо пропусков в средневековый стишок название “семи свободных искусств”

“__________ говорит, ___________ учит истине, ________украшает речь, ____________, поет, ________ считает, _________ изучает звезды, ___________ описывает землю.”

  1. “Как доказать?” Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготовляли фальшивые документы – грамоты, которые должны были служить обоснованием прав монастыря или барона на ту или иную деревню, чтобы избежать подобных подделок, в некоторых странах в средние века документы о передаче земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента. Предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа? (Лист разрезали по средине зигзагообразной линией, одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца)
  2. На рисунках изображены два храма определите, какой из них романский, а какой готический. По каким признакам вы это установили?

      

Рисунок 1                Рисунок 2

Тур седьмой: “Знаешь ли ты, исторические термины?”

Дать определение понятиям: натуральное хозяйство, сословная монархия, феодал, сословие, повинности, оброк, барщина, иерархия, церковная десятина, гуманизм, товарное хозяйство, зависимые крестьяне.

Тур восьмой: “Загадки хроноса” (Знаешь ли ты, даты?)

1054 год, 1096 -1099 годы, 1265 год, 1337 год, 1358 год, 1302 год.

Тур девятый: “Конкурс мудрецов”

Разгадай “чайнворд” (см. приложение № 2)

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

Вернемся к нашей задаче: выявить основные черты средневекового общества (учащиеся с помощью понятий изученных в курсе средних веков заполняют схему)

См. Приложение 3

  • Учитель делает выводы.
  • Учитель раздает листы: учащиеся записывают фамилии и проставляют баллы.
  • Победившей команде - вручаются медали и каждому учащемуся, выставляется оценка.

Литература:

  1. В.В.Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев. Поурочное   планирование курса истории средних веков как системы учебных задач . //пиш №7 2000Г.
  2. В.Ф. Юсупова. Западная Европа  в период расцвета Средневековья  (урок-игра или внеклассное мероприятие по истории). //пиш №8 2004Г.
  3. История средних веков. М. “Высшая школа” 1964г.
  4. А.А. Вагин. Методика преподавания истории в средней школе. М. “просвещение” 1968 г.
  5. М.В. Короткова. дидактические материалы по истории средних веков. 6 класс. м. “экзамен” 2004г.
  6. В.А. Ведюшкин, Н.И. Шевченко. методические рекомендации к учебнику “истрия средних веков” М. “Просвещение” 2006г.
  7. История. внеклассные мероприятия 5-11 классы. волгоград “Учитель” 2005г.
  8. Программно-методические материалы. история 5-9 классы. м. “Дрофа” 2004г.
  9. Предметные недели в школе. истрия. выпуск 2. Волгоград “Учитель” 2005г.
  10. Сборник нормативных документов. история. м. “Дрофа” 2004г.
  11. Нестандартные уроки истории 5-6 классы. Волгоград “Учитель” 2004г.
  12. В.А. Ведюшкин. История средних веков в 6 классе. м. “Просвещение” 2006г.
  13. С.Г. Смирнов. Задачник по истории средних веков. м. “Ммирос” 1995г.
  14. Н.А. Горбачен. Тесты по истории для 6 класса средней школы. м. Юнвес 1997г.
  15. Е.Е. Вяземский, о.ю. стрелова. методика преподавания истории в школе. М.”Владос” 2000г.
  16. Г.М Донской. Задания для самостоятельной работы по истрии средних веков. м. “Просвещение” 1987г.
  17. А.И.Кравченко. Обществознание 6класс.М. “Русское слово” 2005г.