Цели урока:
- Систематизировать, обобщить, закрепить знания учащихся по истории средних веков.
- Формирование у учащихся убеждения в связанности предметов, целостности мира
- Развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ, продолжить формирование умений работать с исторической картой, формулировать выводы.
- Способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.
Тип урока: закрепление знаний и умений учащихся.
Форма проведения: игра-турнир.
Оборудование:
- Плакаты с заданиями.
- Карта.
- Тексты с заданиями.
- Исторические картины.
- Рисунки учащихся.
- Презентация (см. Приложение № 1)
План урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя. Объявление целей урока и правила игры.
- Проведение игры.
- 1-й тур: Разминочный “Что? Где? Когда?”
- 2-й тур: Историческое путешествие.
- 3-й тур: Знаешь ли ты где находишься? (карта)
- 4-й тур: Крылатые выражения.
- 5-й тур: “Люди и события”
- 6-й тур: Исторические задачи.
- 7-й тур: “Знаешь ли ты исторические термины?”
- 8-й тур: Загадки хроноса.
- 9-й тур: Конкурс мудрецов.
- Подведение итогов, выставление оценок.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя. Объявление целей урока и правила игры.
-Итак, мы закончили изучать историю Средних веков, еще один из периодов Всеобщей истории.
Во все времена и всегда в человеке ценились не только отвага, смелость, щедрость, честь и достоинство, но и такие качества, как любознательность, ум, смекалка.
Сегодня мы проводим турнир, на котором вы должны показать свои знания по истории средних веков. Главной задачей этого турнира будет: выявить, повторяя изученный материал, основные черты средневекового общества.
Правила игры.
В турнире участвуют команды (каждый ряд – команда), но отвечать будет каждый за себя.
Ответы оцениваются разноцветными жетонами:
- Красный – полный ответ (например: рассказ), 2 балла.
- Зеленый – краткий ответ, 1 балл.
- Черный – штрафной балл “- 1 балл”, за неправильный ответ, за нарушение дисциплины.
Победит та команда, которая наберет больше баллов (сумма баллов всех членов команды). Оценки выставляются индивидуально.
Итак, начнем. Но сначала вернемся к главной задаче.
- Чтобы все поставить на свои места вспомним, что такое общество? Отвечают учащиеся, учитель раздает жетоны. (Это совокупность людей объединенных исторически сложившимися формами совместной жизни и деятельности).
- Давайте вспомним, на какие сферы делится общество? (Это нам известно из обществознания) Ответ учащихся:
- Экономическую - производство необходимых для людей вещей и распределение их.
- Политическую – управление, государство.
- Социальную – повседневные взаимоотношения людей.
- Духовную – культура, религия, наука, образование.
Чтобы выявить черты средневекового общества мы должны дать краткую характеристику всех сфер общества, характерные для средних веков. В конце урока мы с помощью основных понятий заполним схему: основные сферы общества.
Определимся с временными рамками, т.е. выявим какой отрезок времени мы должны охарактеризовать (конец V – XVвв).
Начнем турнир
- Проведение игры.
Тур первый: Что? Где? Когда? (разминочный).
Учитель задает вопросы, на которые по желанию отвечают учащиеся.
Вопросы:
- Как называется эпоха массовых перемещений племен, приведших к гибели Западной Римской империи? (Великое переселение народов конец IV – VII век)
- Где вспыхнуло крестьянское восстание Жакерия и почему оно получило такое название? (На северо-востоке Франции в 1358 году. Жаками презрительно называли крестьянскую бедноту французские феодалы).
- Как звали Папу Римского, который выступил с призывом к крестовым походам? Когда и где это произошло? (Урбан II, французский город Клермон, 1095 год).
- Как звали короля, которого Папа Римский Лев III провозгласил императором, когда это было? (Карл Великий, 800 год).
- Какое крестьянское восстание произошло в период Столетней войны в Англии, когда? (Под предводительством Уота Тайлера, 1381год).
- Как в период средневековья назывался парламент во Франции, когда он был создан? (Генеральные Штаты, 1302г).
- Каким правилом поведения подчинялся каждый рыцарь? (Кодекс рыцарской чести).
- Мир какой цивилизации расширился после подчинения Византии турками? Когда это произошло? (Исламская цивилизация, 1453 год – падение Константинополя).
- Какой стала Франция в конце XV века? (централизованное государство с сильной королевской властью).
- Какое государство создали на территории Малой Азии турки? (Османское государство).
- Кто был руководителем и организатором военных отрядов табаритов? Как его называли враги? (“страшный слепец”, Ян Жижка).
- О ком идет речь?
“И я вошла, и я сказала: - Здравствуй.
Пора, король, во Францию, домой!
И я опять веду тебя на царство,
И ты опять обманешь, Карл Седьмой!”
(народная героиня Франции Жанна д?Арк)
- Кто такие вольные стрелки? (Беглые английские крестьяне, стрелявшие в дичь в королевских лесах и нападавшие на феодалов).
- Кто такой король фальшивомонетчик? (Так поданные прозвали французского короля Филиппа IV Красивого (1285-1314г), который ради покрытия своих долгов прибегнул к порче королевской монеты, заменив в ней часть серебра дешевыми металлами, что привело к обесцениванию монеты).
- Кто такие “псы господни”? (Члены ордена доминиканцев, который основал Доминик де Гусман в 1216 году, они играли главную роль в деятельности инквизиции).
Тур второй: “Историческое путешествие”.
Представьте воображаемое историческое путешествие.
Сначала мы попадем в Средневековую деревню.
- Представьте, что вы житель средневековой деревни расскажите нам о своей жизни.
- Представьте, что вы житель средневекового города. Опишите один день в средневековом городе.
- Представьте, что вы студент средневекового университета. Расскажите о вашей жизни и учебе.
Тур третий: “Знаешь ли ты где находишься?” (Историческая карта).
Известно, что без знания карты трудно ориентироваться на местности, особенно если ты отправляешься в путешествие. Проверим, хорошо ли вы знаете карту. (На доске карта Европа в XIV – XVвв.)
Вопросы к работе с картой:
- Показать на карте страны – участницы Столетней войны. (Англия, Франция).
- Государство, образованное турками после разгрома Византийской империи. (Османская империя).
- Страна, в которой происходили Гуситские войны. (Чешское королевство).
- Показать страну, в которой происходила Реконкиста. (Отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов.) (Испания).
- Наиболее сильные славянские страны, попавшие под власть турок. (Болгария и Сербия).
- Покажите город, освобождение которого сыграло решающую роль в Столетней войне. (Орлеан).
- Покажите город, в котором был казнен Ян Гус. (Констанц).
- Покажите место сражения, в котором была решена судьба Сербии в 1389 году. (Косово поле).
- Какое государство возглавило борьбу с Тевтонским орденом. (Королевство Польша).
- Где находилась резиденция главы католической церкви. (Рим – папская область).
- Какое государство не стало централизованным в средние века. (Священная Римская империя – Германия).
Тур четвертый: “Крылатые выражения”.
Объясните крылатые выражения.
- “Ходить в Каноссу”. (Германский император в XI веке, выступивший против папы, был отлучен от церкви. Он должен был вымаливать прощение, стоя на коленях перед Каноссой, где в замке находился папа. Употребляется в случае униженного выманивания чего-либо.)
- “Бросить перчатку” (Выражение пошло со времен средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку принимал вызов. Сейчас употребляется в значении “вызвать на спор, состязание”.)
- Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фургона. Содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и горестно воскликнули: “Что с возу упало, то пропало”. (Эта поговорка возникла в средние века, когда земля и все что находилось на ней принадлежало феодалу. Если падал товар с воза, он переходил в собственность владельца земли).
Тур пятый: “Люди и события”.
Задание: С именем какого исторического деятеля связано то или иное событие (показать стрелками).
1.Карл Великий | 1.Гуситские войны |
2.Жанна д?Арк | 2.Образование Франской империи |
3.Иоганн Гуттенберг | 3.Освобождение Орлеана от осады англичан |
4.Уот Тайлер | 4.Восстание крестьян в Англии |
5.Ян Жижка | 5.Начало книгопечатания |
Задание: С именем, какого исторического деятеля связана та или иная дата (показать стрелками).
1.622 год | 1.Ян Гус |
2.863 год | 2.Мухаммед |
3.1066 год | 3.Папа Иннокентий III |
4.1198-1216 год | 4.Кирилл и Мефодий |
5.1415 год | 5.Вильгель Завоеватель |
Тур шестой: “Исторические задачи”
Задачи:
- Кому принадлежит это высказывание: “Если изменю своему слову, какими глазами буду смотреть на свой народ, который я всегда учил говорить правду?” (отрывок из речи Яна Гуса на Констанцском соборе).
- Кому принадлежит это высказывание: “Мы, папы, призваны господствовать над вами, народами, и царствовать” (Иннокентий III, Папа римский).
- Вставьте вместо пропусков в средневековый стишок название “семи свободных искусств”
“__________ говорит, ___________ учит истине, ________украшает речь, ____________, поет, ________ считает, _________ изучает звезды, ___________ описывает землю.”
- “Как доказать?” Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготовляли фальшивые документы – грамоты, которые должны были служить обоснованием прав монастыря или барона на ту или иную деревню, чтобы избежать подобных подделок, в некоторых странах в средние века документы о передаче земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента. Предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа? (Лист разрезали по средине зигзагообразной линией, одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца)
- На рисунках изображены два храма определите, какой из них романский, а какой готический. По каким признакам вы это установили?
Рисунок 1 Рисунок 2
Тур седьмой: “Знаешь ли ты, исторические термины?”
Дать определение понятиям: натуральное хозяйство, сословная монархия, феодал, сословие, повинности, оброк, барщина, иерархия, церковная десятина, гуманизм, товарное хозяйство, зависимые крестьяне.
Тур восьмой: “Загадки хроноса” (Знаешь ли ты, даты?)
1054 год, 1096 -1099 годы, 1265 год, 1337 год, 1358 год, 1302 год.
Тур девятый: “Конкурс мудрецов”
Разгадай “чайнворд” (см. приложение № 2)
- Подведение итогов. Выставление оценок.
Вернемся к нашей задаче: выявить основные черты средневекового общества (учащиеся с помощью понятий изученных в курсе средних веков заполняют схему)
- Учитель делает выводы.
- Учитель раздает листы: учащиеся записывают фамилии и проставляют баллы.
- Победившей команде - вручаются медали и каждому учащемуся, выставляется оценка.
Литература:
- В.В.Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев. Поурочное планирование курса истории средних веков как системы учебных задач . //пиш №7 2000Г.
- В.Ф. Юсупова. Западная Европа в период расцвета Средневековья (урок-игра или внеклассное мероприятие по истории). //пиш №8 2004Г.
- История средних веков. М. “Высшая школа” 1964г.
- А.А. Вагин. Методика преподавания истории в средней школе. М. “просвещение” 1968 г.
- М.В. Короткова. дидактические материалы по истории средних веков. 6 класс. м. “экзамен” 2004г.
- В.А. Ведюшкин, Н.И. Шевченко. методические рекомендации к учебнику “истрия средних веков” М. “Просвещение” 2006г.
- История. внеклассные мероприятия 5-11 классы. волгоград “Учитель” 2005г.
- Программно-методические материалы. история 5-9 классы. м. “Дрофа” 2004г.
- Предметные недели в школе. истрия. выпуск 2. Волгоград “Учитель” 2005г.
- Сборник нормативных документов. история. м. “Дрофа” 2004г.
- Нестандартные уроки истории 5-6 классы. Волгоград “Учитель” 2004г.
- В.А. Ведюшкин. История средних веков в 6 классе. м. “Просвещение” 2006г.
- С.Г. Смирнов. Задачник по истории средних веков. м. “Ммирос” 1995г.
- Н.А. Горбачен. Тесты по истории для 6 класса средней школы. м. Юнвес 1997г.
- Е.Е. Вяземский, о.ю. стрелова. методика преподавания истории в школе. М.”Владос” 2000г.
- Г.М Донской. Задания для самостоятельной работы по истрии средних веков. м. “Просвещение” 1987г.
- А.И.Кравченко. Обществознание 6класс.М. “Русское слово” 2005г.