Цель урока:
- углубить знания учащихся об основных целях, направлениях внешней политики России в эпоху Екатерины II, её итогах;
- выявить причины участия России в разделах Речи Посполитой, борьбе против французской революции;
- способствовать развитию аналитических, коммуникативных, интеллектуальных умений учащихся в процессе участия в дискуссии и представлении своих творческих работ (презентаций) перед одноклассниками;
- на примере походов А.В. Суворова, побед русской армии воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
Понятийный минимум: «Восточный барьер», Кючук - Кайнарджийский мир, «Греческий проект», Ясский мирный договор, Польский вопрос.
Важные события:
- 1768–1774 гг. – русско-турецкая война.
- 1770 г. – Чесменское сражение.
- 1783 г. – Георгиевский трактат, присоединение Крыма к России.
- 1772, 1793, 1795 гг. – разделы Речи Посполитой.
- 1787–1791 гг. – русско-турецкая война.
- 1790, 1795, 1798 гг. – антифранцузские коалиции.
Внутрипредметные связи: 1789 г. – Велика французская революция.
Оборудование урока:
- Карта «Российская империя в XVIII веке»,
- учебник А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII – XIX века»,
- презентация к уроку (выполнена в программе Power Point),
- портреты выдающихся полководцев,
- выставка литературы, посвящённой внешней политике России во второй половине XVIII века.
План урока:
- Политическая обстановка в Европе во второй половине XVIII века.
- Русско-турецкие войны XVIII века.
- Русская военная школа XVIII века.
- Изменение карты России и её внешнеполитического положения к концу XVIII века.
Ход урока:
- Организационный момент. Проверка домашнего задания.
- Постановка проблемного задания.
- Проблемно-поисковый этап.
- Решение проблемного задания. Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
О громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали.
А.С. Пушкин
I.
Проверка домашнего задания.
Так как на предыдущем уроке учащиеся подробно познакомились с новым материалом, можно провести только фронтальную работу, чтобы подготовить ребят к изучению темы данного урока.
- Какие внешнеполитические проблемы остались России в наследство от предыдущих времён, какие появились новые?
- Какой была внутренняя ситуация в стране в период решения главных внешнеполитических задач? Внутренняя ситуация способствовала или тормозила внешнеполитическую поступь империи?
Объявление темы, целей урока (Слайд 1).
II.
Проблемное задание (Слайд 2).
- Что, на ваш взгляд, способствовало грандиозным успехам внешнеполитической деятельности Екатерины II?
- Какую роль в победах русского оружия сыграли выдающиеся полководцы и рядовые солдаты?
III.
1. Политическая обстановка в Европе во второй половине XVIII века.
(Слайды 3-4).
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника на странице 194-195, а затем отвечают на вопросы:
- Какие внешнеполитические задачи стояли перед Российской империей в XVIII веке?
- Как изменилась расстановка сил на международной арене?
- Какое государство стало главным противником России на данном этапе?
После ответов учащихся подводятся итоги.
2. Русско-турецкие войны XVIII века.
Учащиеся знакомятся с ходом русско-турецких войн с помощью компьютерной «Энциклопедии по истории России» (Слайды 5-7), записывают годы, повод, основные события, итоги войн. При необходимости учитель добавляет недостающую информацию.
Примерный вариант записей в тетрадях:
Основные задачи внешней политики России на юге:
- Борьба за выход к южным морям.
- Укрепление южных границ.
- Завоевание и хозяйственное освоение богатых южных земель.
I. 1768—1774 гг. – 1-я русско-турецкая война.
Повод – Турция потребовала вывода русских войск из Речи Посполитой и отказа России от покровительства диссидентам (православным и протестантам) на территории Польши. Главный инициатор этих требований – Франция (основной противник России в Европе с 60-х гг.), которая проводила политику укрепления «Восточного барьера» - пограничных с Россией государств (Швеции, Речи Посполитой, Османской империи).
Основные события:
c 1769 г. |
|
1770 г. |
|
1771 г. |
|
1772 г. |
|
1774 г. |
|
10 июля 1774 г. |
|
1783 г. |
|
II. 1787–1791 гг. – 2-я русско-турецкая война (Слайды 11-12).
Повод – занятие русскими войсками Крыма и вхождение его в состав России, а также Георгиевский трактат.
1787 г. |
|
1788 г. |
|
1789 г. |
|
1790 г. |
|
1791 г. |
|
По итогам рассмотрения данного вопроса учащиеся делают выводы о результатах внешней политики России на южном направлении.
3. Русская военная школа XVIII века
(Слайды 13-19).
Этот вопрос рассматривается на основе подготовленных учащимися сообщений и презентаций о великих полководцах XVIII века: А.В. Суворове, П.А. Румянцеве, Ф.Ф. Ушакове, Г.А. Потёмкине. Затем ребята делают вывод о вкладе этих полководцев в победы России на внешнеполитической арене.
4. Изменение карты России и её внешнеполитического положения к концу XVIII века
(Слайды 20-21).Рассказ учителя заканчивается дискуссией о разделах Речи Посполитой.
Учитель:
Швеция, Речь Посполитая, Османская империя представляли собой так называемый «восточный барьер». Как видно по карте, Речь Посполитая соединяла в этом барьере два звена. Именно на Польше столкнулись интересы Франции, Австро - Венгрии, России, Пруссии и Османской империи. У каждой из стран были свои цели. Так, Франция стремилась втянуть Швецию и Османскую империю в войну с Россией. «Всё, что в состоянии ввергнуть эту империю в хаос… выгодно моим интересам», - говорил Людовик XV.
Фридрих II требовал раздела Речи Посполитой. Екатерина II была заинтересована в сохранении единого Польского государства, но в сфере влияния России. Современные польские учёные тоже пришли к выводу, что в разделах Польши повинна Пруссия. Разделы Речи Посполитой являются составной частью не только польской, но и всей европейской политики.
Современные историки отмечают в качестве причин драматических событий не только объективные обстоятельства, связанные с расстановкой сил на международной арене, но и несостоятельность шляхетской демократии, оказавшейся не способной защитить от разделов своё государство.
В 1772 г. состоялся первый раздел Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией.
Великая французская революция ускорила разделы Польши. Вместе с Англией и Австрией Россия стала решающей силой в противодействии революционной Франции. Был разработан план интервенции. В борьбе против Франции согласилась участвовать Пруссия при условии очередного раздела Польши. Польский вопрос оказался напрямую связан с общеевропейской политикой.
В 1793 г. – второй раздел между Пруссией и Россией.
В 1794 году в Польше вспыхнуло мощное народное восстание во главе с Тадеушем Костюшко, в котором принимали участие аристократия, шляхта, население городов и крестьянство. Его цель состояла в воссоздании единого и сильного Польского государства. Низы польского общества выступили с антифеодальных позиций, против крепостного права, что сразу же внесло раскол в ряды восставших. Екатерина II рассматривала события в Польше как часть общеевропейской смуты, в Польшу были введены войска во главе с А.В. Суворовым. Восстание было подавлено, Костюшко взят в плен и заключён в Петропавловскую крепость.
В 1795 г. Австрия, Пруссия и Россия произвели третий раздел Польши, которая как государство перестала существовать. Австрия и Пруссия поделили собственно польские земли с Краковом и Варшавой. К России отошли Западная Белоруссия, Литва, Курляндия и часть Волыни. Земли, которые когда-то принадлежали Руси, воссоединились в составе Российской империи.
В современной Польше широко известны слова, принадлежащие ксендзу Станиславу Сташицу: Пасть может великая нация, погибнуть – только никчёмная».
Вопросы для дискуссии (Слайд 10-11):
- Что произошло с Польшей в 1795 году: падение или гибель? Своё мнение обоснуйте.
- Какой из разделов Польши вы считаете наиболее трагичным и почему?
- Как вы оцениваете позицию Российской империи в событиях, связанных с разделами Польши?
- Русское просвещённое общество того времени было настроено против разделов, многие считали их позором для России. Выскажите свою позицию.
- В.О. Ключевский, размышляя об этих событиях, высказал такую позицию: «Призрак Речи Посполитой, вставая из её исторической могилы, производил впечатление живой народной силы. Может быть, чтобы избегнуть вражды с народом, следовало сохранить его государство». Выскажите своё мнение: возможен ли был этот вариант развития событий? Была ли альтернатива разделам Польши?
(Подводятся итоги дискуссии).
IV.
Решение проблемной ситуации.
Подведение итогов урока.
V.
Д/з: §17, в. 1-4, стр. 204.
Опережающее творческое задание: подготовить проекты-презентации о достижениях культуры второй половины XVIII века (можно выполнять в группах).
Дидактические материалы к уроку: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6.