Деловая игра “Выборы” является составной частью курса “Основы политологии и права” и носит обучающий характер, призвана способствовать росту правовой культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав.
Задачи деловой игры:
1. Развитие у учащихся:
- политической и правовой культуры,
- гражданской зрелости и ответственности,
- самостоятельности мышления,
- личного отношения к рассматриваемым проблемам.
2. Формирование навыков:
- участия в избирательном процессе,
- лидерства.
3. Вовлечение в данный процесс по возможности большего количество участников:
- 7-8 классы: только на уровне появления интереса, без непосредственного привлечения, т.к. ими данный курс не изучен (обучение в гимназии начинается с седьмого класса),
- 9 классы: непосредственное и самое активное участие,
- 10-11 классы: реализация уже имеющегося опыта, его активизация и закрепление,
- наряду с учащимися в выборах участвуют работники образовательного учреждения.
4. Развитие ученического самоуправления.
ПРАВОВАЯ БАЗА
Деловая игра “Выборы” осуществляется на основе действующего законодательства, изучение которого является составной частью процесса деловой игры “Выборы”
- Конституция Российской Федерации (12.12.1993).
- Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон Российской Федерации от 18 мая 2005 года №51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 года №19-Ф3 “О выборах Президента Российской Федерации”.
- Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон Российской Федерации от 2006 года “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)”.
- Федеральный закон Российской Федерации от 26 апреля 2007 года №64-Ф3 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации”, а также в целях обеспечения реализации законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах”.
Также в ходе подготовки к деловой игре “Выборы” учащиеся изучают образцы агитационной литературы прошлых муниципальных, региональных, всероссийских выборов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ
1. От каждого класса выбирается по 1 человеку – в состав избирательной комиссии.
Функции членов избиркома:
- контроль за правовой основой игры,
- регистрация кандидатов,
- составление списков избирателей; в списки избирателей включаются учащиеся 9-11 классов, работники образовательного учреждения,
- подготовка избирательных бюллетеней,
- подготовка избирательного участка,
- подведение результатов голосования.
2. Формирование инициативных групп и выдвижение кандидатов на должность старосты. Для качественного проведения деловой игры желательно наличие трех-четырех кандидатов от класса.
3. Требования к кандидату:
- гражданин России;
- учащийся 9 класса Сергиево-Посадской гимназии;
- письменное согласие баллотироваться, заявление в избирательную комиссию, в котором должны быть указаны следующие данные:
- фамилия, имя, отчество
- дата рождения,
- образование,
- место учебы, должность;
- обязательная организация встреч с избирателями.
4. Кандидат и его инициативная группа составляют программу.
5. Кандидат и его инициативная группа собирают подписи в поддержку кандидата (для регистрации кандидата в его поддержку необходимо собрать не менее 20 подписей избирателей; число подписей в поддержку кандидата может изменяться в зависимости от количества кандидатов). На подписном листе избиратель лично указывает фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес, вид и № документа и ставит подпись.
6. В избирательную комиссию предоставляются:
- заявление кандидата с выражением согласия баллотироваться на должность;
- подписные листы в поддержку кандидата;
- заявление кандидата с просьбой о регистрации;
- программа.
7. На основании этих данных избирательная комиссия регистрирует кандидата и выдает разрешение на проведение предвыборной агитации или дает обоснованный отказ.
8. Принципы агитации:
- свободное проведение в соответствии с федеральными законами,
- возможность агитации “за” и “против”,
- равный доступ кандидатов к средствам массовой информации (ученическая газета, школьное радио),
- запрет на участие в агитации членов избирательной комиссии, должностных лиц,
- сроки агитации: начало в день регистрации кандидата, завершение за сутки до дня голосования,
- до начала распространения в избирательную комиссию представляется экземпляр агитационных материалов,
- запрет проведения агитации среди учащихся 7-8-х классов,
- запрещено проведение агитации, порочащей честь и достоинство других кандидатов или членов их инициативных групп.
9. Виды агитации (все формы и методы агитационной работы, разрешенные законодательством):
- обязательно: организация встреч с избирателями
- лозунги,
- плакаты,
- выпуск газеты,
- фотоматериалы,
- видеоматериалы,
- аудиоматериалы,
- символика,
- календари
- проведение круглых столов, диспутов с другими кандидатами или их представителями
10. Избирательная комиссия готовит место для проведения выборов.
11. Выборы проводятся на основе мажоритарной избирательной системы.
12. Выборы проводятся в субботу с 9.00 до 14.00 (учебное время).
13. Избиратели получают бюллетень при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорт или ученический билет, для девятиклассников, не достигших 14 лет). Членами избирательной комиссии сведения заносятся в списки избирателей. Избиратели ставят свою подпись в избирательном списке.
14. По завершении голосования члены избирательной комиссии проводят подсчет голосов и составляют протокол о результатах голосования.