Приоритетной целью программы модернизации российского образования является обеспечение его высокого качества. В современном представлении понятие “качества образования” не сводится только к набору знаний и навыков, а связывается с понятием “качество жизни”, раскрывающимся через такие категории как:
- “здоровье”;
- “социальное благополучие”;
- “самореализация”.
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию, так как оно либо расстраивается и утрачивается, либо формируется и развивается в процессе обучения. Среди факторов, формирующих здоровье, большое значение имеют “школьные факторы”. Их доля влияния на показатели здоровья составляет 20%1. Среди “школьных факторов” есть такие, которые формируются непосредственно педагогом в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса. Это методы и технологии обучения и воспитания детей и система оценивания знаний учащихся. Таким образом, проблема здоровьесбережения учащихся в процессе обучения является актуальной в современных условиях образования.
________________
1
Материалы 1 городской конференции по здоровьесберегающим технологиям в образовательной среде в рамках программы организации центров содействия и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях, Еремина Е.И. – Директор Департамента образования мэрии г. Тольятти к.п.н. и д.э.н., Издательство “Мегаполис-Р”, г. Тольятти, 2003 г. Материалы 1 городской конференции по здоровьесберегающим технологиям в образовательной среде в рамках программы организации центров содействия и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях, Еремина Е.И. – Директор Департамента образования мэрии г. Тольятти к.п.н. и д.э.н., Издательство “Мегаполис-Р”, г. Тольятти, 2003 г.В процессе своей педагогической деятельности я исхожу из предположения (гипотезы), что создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся.
Целью своей работы я считаю: достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей.
Для достижения заявленной цели полагаю
необходимым решение следующих задач:
Методологической основой моей педагогической деятельности является:
Педагогика. В условиях классно-урочной системы школьного обучения доминирующими остаются традиционные формы и методы работы. С целью оптимизации УВП на уроках применяются игровая, информационная, компетентностно-ориентированная технологии, элементы технологии саморазвивающего обучения Г.К.Селевко, коллективный способ обучения (А.Г.Ривин), здоровьесберегающие образовательные технологии (Н.К.Смирнов).
Психология. Педагогическая система строится в соответствии с понятием психолого-педагогического статуса школьника и его содержания на разных этапах школьного обучения Битяновой М.Р. В своей работе я опираюсь на предложенную Бурцевой О.Ю., профессором психологии, классификацию ОУНов, согласно которой выделяются три группы общеучебных умений и навыков: интеллектуальные, организационные и коммуникативные.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы мною проделана следующая работа:
1. Анализ нормативных документов и методических
материалов в соответствии с темой;
2. Диагностика уровня сформированности ОУН,
ключевых компетенций учащихся;
3. Анализ результатов психологических
диагностик;
4. Разработка и проведение занятий в соответствии
с принципами здоровьесбережения в отдельных
(экспериментальных) классах;
5. Проведение повторной диагностики,
сравнительный анализ результатов обучения в
экспериментальных и в неэкспериментальных
классах.
Теоретическое обоснование
Решение образовательной задачи – формирование ключевых компетенций учащихся, осуществляется в курсе обучения истории в два этапа. Первоначально (5-7 класс) на основе исторического знания происходит формирование ОУН, а затем (8-11 класс) происходит становление ключевых компетенций. Однако сам по себе образовательный результат не может быть самоцелью, он становится значимым для ребенка и для общества только в том случае, если достигнут при сохранении здоровья ученика. А это значит, что учитель должен использовать адекватные возрастным и психолого-физиологическим особенностям школьников методы работы, и организовать проведение уроков в соответствии с принципами здоровьесбережания.
Моя педагогическая деятельность строится на основе диагностики:
- уровня сформированности общеучебных умений и
навыков учащихся в 5-7-х классах,
- уровня сформированности ключевых компетенций в
8-11-х классах;
- диагностики уровня школьной тревожности;
- диагностики познавательных интересов учащихся.
Диагностика образовательных результатов осуществляется в начале и в конце учебного года через наблюдение учителя за работой учащихся, самооценку сформированности ОУН самими школьниками, тестирование уровня ключевых компетенций старшеклассников.
Психологический мониторинг проводится психологом по запросам учителя по следующим параметрам:
- диагностика уровня тревожности по отношению к школе (методика Филлипса);
- диагностика для учащихся, испытывающих трудности в обучении (“Оценка нервно-психического напряжения” Т.А.Немчин);
- уровень познавательного интереса школьников (Мониторинг учебных предпочтений школьников с помощью художественных метафор).
Его результаты используются мной в работе.
Определение ключевых компетентностей дано в Концепции компетнтностно-ориентированного образования в Самарской области “…это результат общего образования, означающий готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели”. А в соответствии с государственным образовательным стандартом целями исторического образования являются:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности, умения работать с различными источниками информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с различными исторически сложившимися, культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе, участия в межкультурном взаимодействии.
Достижение этих целей может быть осуществлено не только через содержание учебного предмета “История”, но и выбор форм и методов преподавания, которые позволят обучать детей эффективно и обеспечить сохранение здоровья.
В течение последних трех лет я работаю с детьми разных возрастных категорий: и с пятиклассниками и учащимися старшей школы. Это предполагает разные подходы в организации учебной деятельности школьников. Происходит постепенное усложнение видов деятельности, изменение роли ученика от объекта к субъекту образовательной деятельности.
Если в 5-6-х классах основными методами работы являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы, то по мере роста детей и формирования ОУН в 7-8 классах доминирующее положение занимает частично-поисковый и исследовательский методы. Эта разница в применяемых методах и формах работы объясняется необходимостью учета возрастных особенностей школьников в процессе обучения, а значит обеспечения здоровьесбережения в условиях учебно-восптательного процесса.
Другим необходимым условием сохранения здоровья школьников является организация урока в соответствии с санитарно-гигиеническими принципами. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, и предупреждать преждевременное наступление утомления. К критериям уровня рациональной организации урока относятся:
- санитарно-гигиенические условия в классе;
- количество видов учебной деятельности и частота их чередования;
- количество видов преподавания их чередование;
- наличие на уроке моментов оздоровления учащихся;
- психологический климат на уроке2.
______________
2 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002.
Реализация принципов здоровьесбережения школьников на уроке.
Рассмотрим модель комбинированного урока (как самой распространенной формы урока в условиях классно-урочной системы) организованного в соответствии с принципами здоровьесбережения учащихся.
Этап урока |
Критерий здоровьесбережения |
Время проведения |
Вид учеб.деятельности |
Вид преподавания |
Подготовка к уроку |
проветренность кабинета, оформление доски | |||
1. Постановка целей и задач урока |
грамотная, эмоциональная речь учителя (внешняя мотивация) | 1-2 мин. | слушание | словесный |
2. Проверка дом. задания |
задания в соответствии с возрастом;
использование нескольких видов деят-ти; внешняя мотивация уч-ся |
9-10 мин. | рассказ, ответы на вопросы, работа по карточкам, тестирование, рецензирование ответов учащихся | слушание, оценивание |
3. Объяснение нов. материала |
методы, соответствующие возрасту; изложение в соответствии принципами научности, доследовательности, доступности. | 10-12 мин. | активное слушание, самостоятельная работа, работа с источниками | наглядный, использование возможностей ИТ, проблемный рассказ |
4. Физкульт. минутка | 3-4 доступных упражнения, повторение 3-4 раза | 3-4 мин. | дети проводят самостоятельно | учитель организует, контролирует деятельность детей. |
5. Обобщение полученных знаний, оценивание, комментирование дом. задания | 8-10 мин. | самостоятельная работа, беседа, составление таблицы | беседа, совместное заполнение таблицы | |
6. Рефлексия | в соответствии с возрастом 5-6 класс- обозначение цветом своего состояния, 7-9 класс – методом окончания фразы. | 3-4 мин | анализ, самоанализ | анализ, самоанализ |
Урок, организованный в соответствии с принципами здоровьесбережения, на мой взгляд, должен состоять из следующих элементов.
Обеспечение условий успешного обучения |
Мотивация учащихся постановка проблемы |
Решение проблемы |
Рефлексия |
- выполнение норм СанПиН - психологически комфортная обстановка - физкультминутка |
- проверка домашнего задания как основа
новых знаний - внутренняя мотивация (зачем это нужно мне?) - внешняя мотивация (похвала, поддержка учителя) |
- объявление нового материала - обобщение изученного - обучение приемам самостоятельного обучения (ОУН) - самостоятельная работа учащихся |
- обеспечение удовлетворенности своей
деятельностью; - определение причин неудач - учебная рефлексия – что я узнал? психологическая рефлексия – как я себя чувствую |
Рассмотрим эту систему на конкретных примерах:
5 класс Содержание учебного курса наглядно показывает особенность исторического знания вообще и в курсе 5-го класса в частности. Она выражается в том, что ребенок имеет дело не с конкретным объектом, а с его реконструкцией и поэтому для усвоения материала он должен опираться на свое образное мышление, воображение, “вживание в историческую ситуацию”, а этому способствует широкое применение наглядности. В ходе урока будут использоваться объяснительно-иллюстративный, проблемно-объяснительные методы. Объяснение может быть подкреплено не только богатым иллюстративным материалом, но возможностями информационных технологий – электронным учебником, просмотром фильмов и “путешествиями” по музеям и выставочным залам мира.
В 5-м классе дети сталкиваются с проблемой адаптации к условиям основной школы. Психологическая комфортность учащихся в этом случае достигается за счет преемственности форм и методов работы учителя начальной школы и учителя-предметника. К привычным для детей методам работы мною добавляется обязательная рефлексия учащимися своего состояния и отношения к проведенному уроку. Сначала дети осуществляют ее в простейшей форме - цветом. Это позволяет учителю проанализировать урок с позиции психологической комфортности и определить нужный темп урока, выделить группу детей, нуждающихся в дополнительных занятиях. Для таких детей проводятся индивидуальные и групповые занятия, позволяющие ликвидировать пробелы в знаниях. А для детей, имеющих высокий познавательный интерес, проводятся факультативные занятия, позволяющие углубить знания учащихся по отдельным вопросам учебного курса. К концу первого триместра, когда период адаптации учащихся в основном закончен и мной проведена диагностика сформированности ОУН школьников, происходит коррекция форм и методов работы для конкретного класса.
В 6-7-м классе наблюдаются изменения в психологических характеристиках школьников. В 11-12 лет меняется мироощущение ребенка. Теперь доминирующим для него становится мнение сверстников, стремление занять свое место в подростковой группе. И эти изменения должны быть учтены при организации урока. Для этой возрастной группы целесообразно использовать работу в группах, в парах. Это помогает детям научиться прислушиваться к суждениям других, выражать и отстаивать собственное мнение, оценивать свои достоинства и недостатки. Эти психологические особенности возраста могут быть использованы при изучении практически любого материала в курсе истории. На уроке теперь применяются частично-поисковый и исследовательский методы работы. Рефлексия на уроке с 6-го класса усложняется. В конце урока дети проводят анализ своего состояния и прошедшего урока через продолжение заранее подготовленных на доске фраз - “ Урок мне понравился потому, что…..”, “Я доволен собой на уроке потому, что….”. Рефлексия в 6-7-х классах выполняет те же функции, что и ранее.
Как правило, к концу 8-го класса у большей части учеников происходит формирование достаточного уровня ОУН и дети осознанно их применяют в учебной деятельности. Другими словами, общеучебные умения и навыки переходят на новый качественный уровень – становление ключевых компетенций. Одновременно происходят психологические изменения, свойственные возрасту 14-летнего ребенка: формирование предпосылок критического мышления, авторитет взрослых в их глазах резко падает, и ничто не воспринимается ими на веру. В этих условиях целесообразно использовать элементы проблемного обучения и вводить проектную деятельность.
Выбор мною метода проектов как метода педагогической деятельности объясняется тем, что он позволяет достичь качественного образовательного результата и одновременно является здоровьесберегающим способом организации УВП.
Как правило, в старшей школе учащиеся уже имеют опыт проектной деятельности, и сами предлагают темы для своей работы в соответствии с интересами и возможностями. Таким образом, достигается еще один образовательный результат – повышение познавательной активности детей и рост интереса к учебному предмету. Все вышесказанное наглядно иллюстрирует осуществление мной одного из условий здоровьесберегающей педагогики – использование форм и методов работы на уроке, соответствующих возрастным психолого-возрастным особенностям детей.
Диагностика и результативность деятельности.
В начале года проводится определение уровня сформированности ОУН. Я использую опросники Бурцевой О.Ю. и учащимися проводится самоанализ общеучебных умений и навыков. Сравнительный анализ результатов оценки ОУН учителем и учениками позволяют получить реальную картину. Показатели уровня тревожности по отношению к школе (методика Филлипса) вычленяются мной из данных школьного психолога по следующим шкалам: страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний.
В 8-9-м классе используются тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей, разработанные Министерством образования и науки Самарской области. Тесты адаптированы мной под учебный предмет “история”.
В каждом классе есть группа детей, требующих особого внимания. Для того чтобы выяснить причины затруднений детей, проводится индивидуальная диагностика “Оценка нервно-психического напряжения” (Т.А. Немчин). Диагностика проводится школьным психологом по индивидуальному запросу учителя. Один раз в год для определения отношения к учебному предмету и учителю проводится мониторинг учебных предпочтений школьников с помощью техники художественных метафор.
Объект изучения |
Методика изучения |
Результаты |
Динамика |
|
2005-2006 | 2006-2007 | |||
1. Уровень тревожности по отношению к школе | методика Филлипса | |||
1. Страх ситуации контроля знаний | 5 кл. – 52,5% | 6 кл. – 41,5% | - 11% | |
2. Страх самовыражения | 5 кл. – 37,5% | 6 кл. – 21% | -16,5% | |
1. Страх ситуации контроля знаний | 7 кл. –17% | 8 кл. –11,3% | -5,7% | |
2. Страх самовыражения | 7 кл. – 19,3% | 8 кл. – 19,3% | -14,7% | |
2. Познавательная активность | мониторинг учебных предпочтений уч-ся (отношение к истории ) | “штурм горной вершины ” - 28% “Лесная дорога” - 18,5%; “туман ” - 16,5%; “болото – 18,5% “пустыня ” - 18% |
“штурм горной вершины” - 34% “Лесная дорога 30,5%; “туман” - 12,5%; “болото” - 10,5% “пустыня” 12,5% |
позитивное отношение +18% нейтральное –4% негативное – 13,5% |
3. ОУН | Бурцева О.Ю. Уровень сформированности
ОУН уч-ся коммуникативные |
5 кл. – 76,5% | 6 кл. – 84,5% | +8% |
организационные | 5 кл. – 58,5% | 6 кл. – 66% | +7,5% | |
интеллектуальные | 5 кл. – 52% | 6 кл. – 63% | +11% | |
коммуникативные | 7 кл. – 78,3% | 8 кл. – 86% | +7,7% | |
организационные | 7 кл.– 66% | 8 кл. – 73,6% | +7,6% | |
интеллектуальные | 7 кл. – 64% | 8 кл. – 74,3% | +10,3% | |
2004-2005 | 2005-2006 | |||
4. Уровень ключевых компетенций уч-ся | решение проблем | 10 кл. – 82,5% | 11 кл.– 92,5% | +10% |
работа с информацией | 10 кл. – 89% | 11 кл. – 96% | +7% | |
коммуникативные | 10 кл. – 89% | 11 кл. – 96% | +7% |
Сравнительный анализ результатов учебной деятельности в классах, в которых систематически соблюдались заявленные принципы организации урока с классами, в которых такая работа не была системной, показал, что процесс формирования ОУН и ключевых компетенций происходи быстрее и у большей части класса в коллективах со здоровьесберегающей организацией учебного процесса. Кроме того, повышается познавательный интерес учащихся и активность при проведении внеклассных мероприятий и конкурсов.
Данные сравнительного анализа результатов учебной деятельности в классах, где проходил эксперимент с классами, не участвующими в эксперименте.
Критерии сравнения |
6 класс (эксперимент) |
6 класс (вне эксперимента) |
||
результаты |
динамика |
результаты |
динамика |
|
уровень ОУН | ||||
коммуникативные | 84,5% | +8% | 80% | +4% |
организационные | 63% | +11% | 59% | +6% |
интеллектуальные | 66% | +7,5% | 62% | +5% |
уровень тревожности по отношению к школе | ||||
страх ситуации проверки знаний | 41,5% | -11% | 45% | -8% |
страх самовыражения | 21% | - 16,5% | 25% | -7,8% |
уровень ключевых компетенций | 11-й класс (эксперимент) | 11-й класс (вне эксперимента) | ||
решение проблем | 92,5% | +10% | 90% | +5% |
работа с информацией | 96% | +7% | 96% | +4% |
коммуникативные | 96% | +7% | 95% | +3% |
Таким образом, результаты учебной деятельности школьников наглядно демонстрируют, что обеспечение условий здоровьесбережения на уроке оптимизируют процесс формирования ключевых компетенций учащихся.