Цели: воспитание чувства любви к родному городу, гордости за свой край; развитие творческих способностей учащихся.
Задачи: пополнить знания учащихся о своём городе, расширить кругозор учащихся, создать условия для развития творческих способностей школьников.
Ход занятия
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались на необычное занятие, посвящённое нашему любимому городу Ленинску-Кузнецкому.
А начнем мы занятие отрывком из стихотворения О. Фокиной:
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист, как ни каменист он,
Не потянись за чернозёмом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
Подумайте, что хотел сказать автор этих строк? (дети отвечают)
Учитель: Хорошо! Молодцы! Итак, начнём с разминки. (учитель задаёт вопросы все отвечают)
- Как назывался наш город раньше? (Кольчугино, называвшегося по фамилии русского переселенца, который в 1880-х гг. обнаружил выходы каменного угля и заложил Кольчугинские копи). В 1922 г. село Кольчугино, превратившееся к тому времени в крупный рабочий посёлок, переименован в Ленино. В 1925 г. преобразован в город Ленинск-Кузнецкий Томской губернии. Определение Кузнецкий дано для отличия от ряда других городов, имевших то же название Ленинск.
- Как называется река, которая является основным водотоком города? (Иня)
- Назовите название главной улицы города. (проспект Кирова)
- Что являлось причиной возникновения нашего города? (добыча угля на территории нашего города).
- Назовите год основания нашего города. (6 июня 1925 год) (каждый ответивший получает жетон с надписью «я люблю свой город»)
Учитель: Молодцы! А теперь следующее задание посложнее, для настоящих эрудитов узнаем как вы справитесь с трудными задачами, их две. (задания для всех, время ограниченное)
Эрудиты, эрудиты!
Все пути для вас открыты,
Все дороги вам видны
1-е задание: Надо собрать из частей картинку и сказать, что за здание на неё изображено. (1 минута)
2-е задание: Назовите известных людей г. Ленинска-Кузнецкого
3-е задание: Что изображено на гербе города Ленинска-Кузнецкого
Учитель: Проверим первое задание. Что за здание? (Дворец спортивной гимнастики). (Ленинск-Кузнецкий Дворец спортивной гимнастики один из самых лучших в России, он не раз принимал спортсменов на соревнования российского уровня и международного).
Второе задание: (А. П. Шилин и З. М. Туснолобова - герои Советского Союза, М. Е. Филатова – олимпийская чемпионка по гимнастике). Чем они прославили наш город?
Примерный рассказ о каждом. Афанасий Петрович Шилин. Имя этого человека известно каждому горожанину. Для совсем юных и гостей города знакомство с ним начинается на площади Победы, где возвышается бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза.
После окончания средней школы № 2, Шилин некоторое время работал на шахте им. 7 Ноября, а в 1942 году был призван в армию и направлен в Томское артиллерийское училище, по окончании которого был направлен на фронт.
26 октября 1943 г. Шилин во главе взвода форсирует Днепр и с захваченного плацдарма корректирует артогонь наших батарей по врагу. Фашисты окружили наблюдательный пункт, и Шилин вызывает огонь на себя. Благодаря этому фашисты были отброшены, и нашим войскам удалось укрепиться на плацдарме. Товарищи извлекли Афанасия из под обломков здания в тяжёлом состоянии и переправили в госпиталь.
За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После выздоровления – вновь на фронт.
Второй подвиг он совершил в Польше. 14 января 1945 г. с правого берега р. Пилица, нашим войскам преграждал путь огонь немецких дзотов. Шилин – впереди наступающих. Но корректировать огонь наших батарей нечем – рация вышла из строя. И тогда он решил блокировать дзоты своими силами. На подмогу гарнизону дзотов подоспели фашисты, завязалась рукопашная. Противник не выдержал и отступил, но в это время Шилин упал от пулевого ранения. Превозмогая боль, подготовил связку гранат, подобрался к дзоту и бросил в амбразуру. Взрыва не слышал – потерял сознание. О второй Звезде он узнал в госпитале.
Третье задание. (Герб Ленинска-Кузнецкого - символ города, отражающий преемственность его исторических традиций, отображающий богатство края, основную направленность жизнедеятельности жителей города.)
ГЕРБ
Общая форма герба нашего города Ленинска-Кузнецкого традиционно геральдическая. Верхняя половина герба представляет собой символическое изображение угольного предприятия. Она представлена в виде шурфа с валом, окрашенного в синий цвет, выстроенного в виде букв Л и К. В нижней части герба изображена золотая шестерня, символизирующая развитую промышленность и индустрию города Ленинска-Кузнецкого, а чёрный цвет символизирует огромные запасы каменного угля на территории нашего города.
Учитель: Ну что ж! Справились, хорошо вы подготовились к занятию!(отдает учащимся жетоны)
А сейчас проверим домашнее задание. Вы писали сочинения на следующие темы: «Чем я могу пригодиться своему городу, когда вырасту», «Если бы я был мэром нашего города». (Учащиеся зачитывают по желанию сочинения. На доске учитель записывает, перечисляя, что предлагают сделать для города дети и выдаёт жетоны с надписью «Я люблю свой город»)
Учитель: Вот сколько добрых и славных дел мы сможем сделать для нашего города!
Учитель: К нам в гости пришёл Городовичок (ученик в костюме).
Городовичок: Здравствуйте! Здравствуйте! Как много вы рассказали о своем городе! А знаете ли вы места Ленинска-Кузнецкого, фотографии которых вы видите на доске?
Дети называют достопримечательности города:
- Аллею шахтерской славы, площадь Победы
- ЦДК, сквер памяти героев кольчугинского восстания
- памятник А.П. Шилину,
- памятник героям – победителям в Отечественной войне 1941-1945 г.г, часовню памяти погибших шахтёров.
За правильные ответы дети получают жетоны.
Городовичок: Молодцы! А теперь ответьте:
- Чем может гордиться каждый ленинск-кузничанин? (нашими угольными предприятиями)
- Назовите шахту, которая положила начало Кольчугинскому руднику? (шахта «Успех» 1883г.)
- Как называлась первая крупная шахта нашего рудника? («Капитальная» 1915 г.)
- Назовите шахты, которые вы знаете. (шахта им. «7 ноября», шахта им «Кирова», шахта «Комсомолец», «Костромовская»)
- Какие ещё предприятия есть в нашем городе? (завод «Красный октябрь», «Кузбассэлемент», Хлебокомбинат, кирпичный завод)
Городовичок: А сейчас мы узнаем, как вы знаете и любите свою школу:
- В каком районе находится ваша школа? (в центральном)
- На какой улице она находится? (ул. Энгельса)
- Какой год считается годом рождения нашей школы? (1936г.)
- Что вы сейчас можете сделать для своей любимой школы, чтобы она всегда была любимой и красивой?
(ответы детей и вручение жетонов)
Городовичок: Теперь мы знаем, что вы настоящие ленинск-кузничане.
Учитель: Молодцы! Как много вы уже рассказали о своём городе! Спасибо Городовичок, будем ждать встречи с тобой, когда станем взрослыми.
Ребята, Вы за свои правильные ответы получали жетоны с надписью «Я люблю свой город!» эти жетоны имеют форму цветка. У меня изготовлен букет, который имеет листья, а цветов нет. Кто добавит цветы в букет?!
(Дети прикрепляют к букету цветы)
Учитель: Этот букет украсит нашу школу и свой город нам хочется так украсить, чтобы он стал ещё красивее. А мы своими знаниями и трудом сделаем его лучше!