Разделительные Ъ и Ь

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторить орфограмму “Буквы Ъ и Ь разделительные”;
  • совершенствовать умения, сопоставлять фонетическую и орфографическую записи слов;
  • развивать внимание учащихся, повышать интерес к предмету.

Оборудование: магнитофон, снежинка, таблицы, жетоны, картинки (солнышко, тучка).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Психологический настрой и мотивирование на успех в работе.

– Здравствуйте, ребята! Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Настройтесь на работу. Спасибо. Ребята, за правильный ответ вы будете получать жетон. В конце урока подведем итог: за 4 жетона – оценка “4”, за 5 жетонов – оценка “5”.

II. Нестандартное начало, сюрпризный момент

Играет музыка.

Учитель: Ребята, к вам в гости пришла метелица.

Метелица: Здравствуйте, девочки и мальчики! Я только что прилетела из сказочного зимнего леса! Принесла вам снежинку. В ней для вашего внимания – интересное задание. Вам снежинку оставляю, задание выполнить желаю.

Ш. Актуализация

Учитель: Давайте все вместе прочитаем слова на снежинке /чтение вслух/.

Учитель: Ребята, лексическое знание всех слов вы знаете? Объясните значение слова предъюбилейный. Скоро наш поселок будет отмечать юбилей – 60-летие, и будет это в ноябре 2007г., значит, сейчас не только предновогодняя пора, но и предъюбилейная. Уже началась подготовка этой замечательной дате: заканчивается строительство жилого дома, началось строительство спортивно-оздоровительного комплекса. А нашей школе в феврале исполнится 55 лет. Родители, и мы, учителя, ждем от вас только “4” и “5”.
Еще раз прочитаете слова на снежинке. Подумайте, на какие две группы их можно разделить?
Так, может, вы подскажите тему урока?
Правильно! “Разделительные Ъ и Ь знаки”. (Дети записывают тему в тетради.)

IV. Распределяем слова в II столбика.

Ь

соловьи
семья
копье
вьюга
веселье

Ъ

подъезд
объяснил
предъюбилейный
подъем

Учитель: Ребята, представьте, что метелица вернулась и унесла с собой ъ и ь. Они кричали, но мы их не услышали. Почему?
Прочитайте эти слова без ъ и ь. Что же получилось? (Потеряли смысл, изменилось лексическое значение слова: семья семя.)
Так какую же роль играют ъ и ь?
Что они разделяют?
Вспомните правило правописания ь.

V. Выполняем разбор по составу слова соловьи2

VI. Дифференцированная работа

I  группа – графически изображает орфограмму "Буква Ь разделительная".

II группа – §40

Ребята работают с таблицей, которую составила I группа.

VII. Обращаемся к словам второго столбика, читаем и разбираем по составу слово подъезд.

– Когда пишется ъ?

VIII. Самостоятельно заполните “слепую” схему правописания ъ (по аналогии с таблицй № 1).

IX. Физминутка (гимнастика для глаз).

Учитель: Отгадайте загадку:

Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)

– Посмотрите на новогодние часики. Они без строк – Метелица унесла их.

1. Посмотрите глазками (быстро) на цифру 12, 6, 3, 9 и т.д.
2. Закройте глазки, откройте.
3. Поработайте глазками вместо стрелок:

– по часовой стрелке:
– против часов стрелки.

X. Работа с учебником “Русский язык” Практика”

Обращаем внимание, как графически выделяется орфограмма (стр.159). “Буквы Ъ и Ь разделительные”. Составление фонетического и орфографической записи слов (упражнение 479, 481).

XI. Закрепление

1. Буквенный диктант с взаимопроверкой

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ъ ь ъ ь ъ ь ъ ъ

Объявил, воробьи, съел, печенье, льет, серьезный, объект, двухъярусный, сузить, переезд.

2. Самостоятельная (дифференцированная) работа

Задание группе 1: Записать слова во множественном числе, выделяя орфограмму.

Кол –
Друг –
Дерево –
Колос –
Перо –

Задание группе 2: Незнайкин диктант: исправьте ошибки, выделите орфограмму.

Сел кашу.
Пю воду.
Веду семку.
Забил коля.

XII. Подведение итогов

– Какие орфограммы повторили на уроке?

– Когда пишется ъ, ь?

Подсчитываем жетоны. Выставление оценок.

XIII. Рефлексия (получение обратной связи)

– Ребята, сегодня на уроке вы хорошо поработали. Я благодарю вас за работу. Мне с вами было интересно, а вам? Ребята если вам было интересно и понятно, подарите мне солнышко, а если вы испытывали затруднение, не очень интересно – подарите тучку.