Русский язык
Урок развития речи. VI класс
Цели урока:
- Обучающая: определить требования к сочинению на заданную тему, соотнести их с изученными базовыми понятиями.
- Развивающая: формирование коммуникативных умений учащихся при анализе прогнозируемого текста в процессе работы над картиной.
- Воспитательная: создавать среду (в основе которой педагогический потенциал Русского Севера), способствующую усвоению культурного наследия “малой родины”.
Домашнее задание перед проведением урока:
- Познакомиться с жизнью и деятельностью С.Г. Писахова.
- Подумать над словарем на тему “Пейзаж”.
- Повторить изученное о средствах художественной выразительности
- Повторить изученное о типах речи.
Оформление доски:
- Портрет С.Г. Писахова.
- Репродукция картины С.Г. Писахова “Берег Белого моря”.
- Проверка домашнего задания.
- Знакомство с картиной
Ход урока
Учащиеся монологически рассказывают о Писахове – художнике
(С.Г. Писахов – архангельский сказочник (1879 – 1960). Родился в Архангельске и прожил здесь, на Поморской улице, 80 лет.
Но известность к нему впервые пришла как к художнику-пейзажисту. Писахов любил родной север. Когда бывал в Риме, Париже тосковал по русской зиме, по снегу
Любовь к северу он выражал и в сказочном творчестве и в картинах).
- Что изображено на картине?
- Какое настроение вызывает эта картина, какие чувства пробуждает?
- Какое впечатление производит на вас картина?
- Нравится ли вам эта картина?
- В каком жанре написана эта картина? Дайте определение этого жанра.
- Повторение теоретических понятий
- Какой тип речи вы используете в сочинении? Почему?
(Этот вопрос является проблемным для учащихся 6-ого класса)
Материалы для размышления:
- Каково содержание картины? Назовите ее детали
Учитель: Мы должны анализировать картину в единстве содержания и средств живописи, которые использовал художник. Достаточно ли будет ответить на вопросы “Какие?”, описывая детали картины?
Учащиеся отвечают на проблемный вопрос:
При описании картины надо описывать не только ее содержание. Необходимо отметить, какие средства живописи использовал при этом художник.
Таким образом, основным типом речи при описании картины будет описание. Рассуждение и повествование как типы речи могут быть элементами в работе.
Учитель ставит цель урока: при подготовке к сочинению сделать анализ картины в единстве содержания и формы.
- От чего будет зависеть выбранный стиль речи в сочинении?
- Какова будет тональность сочинения?
- Определите тему сочинения
- Как вы определите основную мысль сочинения
(Тема сочинения – предмет изображения на картине)
(Русский Север – величав и прекрасен)
- Практическая часть
- Языковая программа прогнозируемого текста
- Слово учителя. Мы описываем не просто уголок природы, а произведение живописи. Какие искусствоведческие термины мы можем использовать в сочинении? (Живопись, пейзаж, мазки, гармония красок, композиция картины…)
- Сочинение - это текст в единстве содержания форм. Думаем над планом сочинения
- Задание творческим группам: подобрать предложения, раскрывающие тему сочинений по “горизонтали”
Задание: подобрать языковой материал к описанию содержания картины, то есть ее деталей.
(Работа по творческим группам)
Дети называют детали картины и подбирают языковой материал к их описанию
Подбираем ключевые слова, которые помогут нам выстроить “вертикаль”, то есть раскрыть тему сочинения, его основную мысль.
(Составление сложного плана по ключевым словам и словосочетаниям)
- Подведение итогов урока.
Устно (по желанию ученика) описание репродукции картины.
(На втором уроке учащиеся пишут обучающее сочинение по картине С.Г. Писахова “Берег Белого моря”)