Сочинение по картине С.Г. Писахова "Берег Белого моря"

Разделы: Русский язык


Русский язык

Урок развития речи. VI класс

Цели урока:

  1. Обучающая: определить требования к сочинению на заданную тему, соотнести их с изученными базовыми понятиями.
  2. Развивающая: формирование коммуникативных умений учащихся при анализе прогнозируемого текста в процессе работы над картиной.
  3. Воспитательная: создавать среду (в основе которой педагогический потенциал Русского Севера), способствующую усвоению культурного наследия “малой родины”.

Домашнее задание перед проведением урока:

  1. Познакомиться с жизнью и деятельностью С.Г. Писахова.
  2. Подумать над словарем на тему “Пейзаж”.
  3. Повторить изученное о средствах художественной выразительности
  4. Повторить изученное о типах речи.

Оформление доски:

  1. Портрет С.Г. Писахова.
  2. Репродукция картины С.Г. Писахова “Берег Белого моря”.
  3. Ход урока

    1. Проверка домашнего задания.
    2. Учащиеся монологически рассказывают о Писахове – художнике

      (С.Г. Писахов – архангельский сказочник (1879 – 1960). Родился в Архангельске и прожил здесь, на Поморской улице, 80 лет.

      Но известность к нему впервые пришла как к художнику-пейзажисту. Писахов любил родной север. Когда бывал в Риме, Париже тосковал по русской зиме, по снегу

      Любовь к северу он выражал и в сказочном творчестве и в картинах).

    3. Знакомство с картиной
  1. Что изображено на картине?
  2. Какое настроение вызывает эта картина, какие чувства пробуждает?
  3. Какое впечатление производит на вас картина?
  4. Нравится ли вам эта картина?
  5. В каком жанре написана эта картина? Дайте определение этого жанра.
    1. Повторение теоретических понятий
  1. Какой тип речи вы используете в сочинении? Почему?

(Этот вопрос является проблемным для учащихся 6-ого класса)

Материалы для размышления:

    • Каково содержание картины? Назовите ее детали

Учитель: Мы должны анализировать картину в единстве содержания и средств живописи, которые использовал художник. Достаточно ли будет ответить на вопросы “Какие?”, описывая детали картины?

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос:

При описании картины надо описывать не только ее содержание. Необходимо отметить, какие средства живописи использовал при этом художник.

Таким образом, основным типом речи при описании картины будет описание. Рассуждение и повествование как типы речи могут быть элементами в работе.

Учитель ставит цель урока: при подготовке к сочинению сделать анализ картины в единстве содержания и формы.

  1. От чего будет зависеть выбранный стиль речи в сочинении?
  2. Какова будет тональность сочинения?
  3. Определите тему сочинения
  4. (Тема сочинения – предмет изображения на картине)

  5. Как вы определите основную мысль сочинения

(Русский Север – величав и прекрасен)

    1. Практическая часть
  1. Языковая программа прогнозируемого текста
  2. Задание: подобрать языковой материал к описанию содержания картины, то есть ее деталей.

    (Работа по творческим группам)

    Дети называют детали картины и подбирают языковой материал к их описанию

  3. Слово учителя. Мы описываем не просто уголок природы, а произведение живописи. Какие искусствоведческие термины мы можем использовать в сочинении? (Живопись, пейзаж, мазки, гармония красок, композиция картины…)
  4. Подбираем ключевые слова, которые помогут нам выстроить “вертикаль”, то есть раскрыть тему сочинения, его основную мысль.

  5. Сочинение - это текст в единстве содержания форм. Думаем над планом сочинения
  6. (Составление сложного плана по ключевым словам и словосочетаниям)

  7. Задание творческим группам: подобрать предложения, раскрывающие тему сочинений по “горизонтали”
    1. Подведение итогов урока.

Устно (по желанию ученика) описание репродукции картины.

(На втором уроке учащиеся пишут обучающее сочинение по картине С.Г. Писахова “Берег Белого моря”)