Цели урока:
- Познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
- Повторить орфограмму “О, Е и Ё после шипящих в разных частях речи”
- Формировать умения находить орфограмму “Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий”
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение предыдущего материала
Учитель: Скажите, пожалуйста, о словах какой части речи вы говорили на прошлом уроке.
Ученики: О причастии.
Учитель: А какие ещё части речи вы знаете?
Ученики: Существительное, прилагательное, глагол, наречие и другие.
Учитель: Я не случайно вас об этом спросила. Знание частей речи вам пригодится при выполнении первого задания нашего урока. Посмотрите на экран. Компьютер сегодня активный участник урока. Он будет давать вам задания, и помогать в проверке выполненного. Итак, на экране появилось первое задание.
Графически объяснить выбор
гласной тихий ш..пот, |
Записываем в тетрадь и графически обозначаем.
(После записи предлагается прокомментировать записанное, вспомнить, какие правила применялись для выполнения задания).
Учитель: А теперь проверьте, все ли вы записали. На экране появляется правильная запись с графическим обозначением.
Графически объяснить выбор
гласной тихий шёпот, |
(После проверки учитель предлагает учащимся оценить свою работу)
Учитель: А скажите, пожалуйста, почему в двух последних словах компьютер не вставил пропущенные буквы и выделил словосочетания синим цветом?
(Ученики должны узнать причастия).
Учитель: Назовите разряд причастий.
Ученики: Страдательные причастия прошедшего времени.
Учитель: А может кто-то скажет, какие буквы надо писать после шипящих в данных причастиях.
(Ученики дают разные ответы, но близкие к правильному).
Учитель: Конечно, сразу сказать сложно, правы вы или нет. Ведь правила правописание гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастиях прошедшего времени вы еще не знаете. Итак, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
(После попыток учащихся сформулировать тему, на экране появляется запись темы урока).
Тема урока: Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
Цель нашего урока заключается в том, чтобы познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Учитель: Так как же нам быть со словами. Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно записать гласные после шипящих в существительных, прилагательных и глаголах.
Ученики: Ставили ударение и выделяли морфемы.
Учитель: Давайте применим данные требования и к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?
Освещ?нный |
Выкраш?нная |
Ученики: Оно падает на разные морфемы.
Учитель: Кто же попробует сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
(Дети формулируют.)
Учитель: Проверьте себя. Открываем учебники на стр. 167 (автор Баранов, Ладыженская).
Учитель: Применяем данное правило к словам и получаем…
(На экране появляется правильная запись, дети сравнивают свои выводы с этой записью).
Освещ?нный |
Выкраш?нная |
III. Работа с текстом
На экране слайд с темой урока. На партах у каждого лежат листочки с тексом. Сначала текст читает учитель, затем дети про себя, а затем кто-то из детей вслух.
Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором.
Учитель: Определите, к какому типу относится данный текст.
(Если сразу не отвечают, что это описание, то прибегнуть к подсказке).
А какие части речи помогают сделать текст более выразительным?
Ученики: Прилагательные и причастия.
Учитель: Найдите и выпишите из текста слова, которые соответствуют теме урока, объясняя орфограмму.
(На экране появляется слайд с правильно выполненным заданием)
освещённый |
Учитель: Проверьте правильность выполнения вами задания. Оцените работу своего товарища. (Взаимопроверка).
IV. Работа с учебником.
Упражнение 140. Списать и вставить буквы, объясняя, сверяя с записью на экране. Объяснить написание пропущенных букв:
На выкрашенной в зелёный цвет веранде, скрученной проволокой, очищенным воздухом, остриженный наголо, сильно рассержен, лишён таланта |
увлечённый делом, потушен к утру, испечённая булочка, сожжённую бумажку, подслащённую воду. |
V. Подведение итогов
Учитель: Чему учились? Что помогало?
(По ходу ответов детей на экране появляется запись с выводами урока).
Подведем итоги: Учились писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Помогала постановка ударения. |
VI. Игра
Учитель: Мы с вами славно поработали, а теперь давайте поиграем. Ведь всем известно, что лучше всего закрепить полученные знания, играя. Всем известна игра “Крестики – нолики”. Возьмите игровые поля, там написаны слова с пропущенными буквами. Вставив пропущенные буквы, вы должны найти, по диагонали, по вертикали или по горизонтали все вставленные буквы одинаковые и зачеркнуть их.
(На экране появляется возможный вариант).
Поиграем! “Крестики – нолики”
трубачом |
пищей |
шов |
стрижёт |
Врачом |
освещена |
посаженный |
освещённый |
девчонка |
(Дети получают разные варианты игровых полей)
Пищ..вой |
Кирпич..м |
Экипаж..м |
Вооруж..нный |
Напереч..т |
Приближ..нный |
Свинц..вый |
Ш..рох |
Береж..т |
Ж..лтый |
Чертеж..м |
Реч..нка |
Обиж..нный |
Ещ.. |
Окруж..нный |
Холщ..вый |
Плюш..вый |
Ш..пот |
VII. Домашнее задание: § учебника на странице 167, упражнение 142.