Цели:
- образовательная: показать практическую значимость знаний;
- воспитательная: формировать коммуникативные качества личности;
- развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, память, внимание, воображение, восприятие.
Задачи:
- организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по правописанию о, ё после шипящих и ц; -н-, -нн- в прилагательных и причастиях, отглагольных прилагательных; (это наиболее ошибкоопасные места при написании текстов любых жанров)
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческих характер, через подбор заданий;( стараться подобрать такие задания, которые были бы интересны учащимся, но в то же время работали на развивающую цель урока)
- создать атмосферу сотрудничества и доброжелательности;(что способствует созданию “ситуации успехе”)
- реализовать повторенные знания в творческой работе (реализация творческих и коммуникативных способностей учащихся).
Предварительная работа: повторение правописания о, ё после шипящих и ц; -н-, -нн- в прилагательных и причастиях, отглагольных прилагательных (либо как домашнее задание, либо на предыдущем уроке).
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие учителя.
2. Введение в тему урока.
- Чтение письма Татьяны к Онегину. (А.С. Пушкин “Евгений Онегин”)
- Что прозвучало в моем исполнении?
- Умеете ли вы писать письма? Что лучше короткое смс или душевное письмо от близкого человека, которое можно хранить и перечитывать? (чтение хорошего письма в доказательство при необходимости)
- А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать. Тогда не хватали открытку, чтобы вывести в ней торопливо…и счастья в личной жизни! Тогда перипетии этой личной жизни доверяли тщательно отобранным словам, уважая себя и корреспондента, перебеливали черновик, чтобы поиск слова, выразившего боль и радость, остался тайной писавшего, а читающий воспринял бы найденное – единственное.
- Многие произведения сохранили образцы этого искусства и сам процесс письма. Например, роман “Бедные люди” Достоевского написан в форме переписки.
- Что же нужно знать для того, чтобы написать письмо? На доске оформлено в виде схемы, каждое слово написано на конверте, внутри которого задание. Приложение №1
- Вот видите, какими знаниями нужно обладать, чтобы написать небольшое письмо. Вот мы и займемся повторением того, что вы уже, конечно же, знаете. Но, как утверждает пословица, повторенье – мать ученья.
3. Повторение и закрепление.
Закрепление правописания о, ё после шипящих и ц.
- Задание от раздела “лексика”. Словарная работа. Берется конверт с доски. Задание: подберите синонимы к слову письмо( эпистола, послание, корреспонденция). Подберите прилагательные к этому же слову.(деловое, любовное, дружеское; душевное, открытое, злое, интересное, фантастическое, трепетное, содержательное, информационное и т.д.)
- Как вы думаете умение писать письмо можно отнести к искусству? Эпистолярный жанр. Эпистолярный ая, ое [фр. эpistolaire < греч. — см. эпистола - послание].
1. Относящийся к частной переписке, письмам. 2.Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму переписки. Э. роман (роман в письмах).
- Задания от раздела “орфография”.
а) Демонстрируется надпись: Привет, девч_нки. Какую букву нужно написать? А почему, как вы думаете, в этом слове очень часто делают ошибку? Какая орфограмма в этом слове?
( О, ё после шипящих в разных частях речи и слова.)
б) Твоему другу срочно нужно сдать зачёт по данному правилу. А он не успел повторить. И попросил тебя сделать шпаргалку. Помоги ему, но время у тебя только минута. Поменяйтесь листочками. Попробуйте разобраться, что написал друг и рассказать правило.
в) А это моя шпаргалка. Обобщение в игре “Верите ли вы?”.Это упражнение требует огромной концентрации внимания, определенных логических умозаключений, сообразительности. Приложение №2
г) Задание: рассмотри данную карточку и скажи, что общего в этих словах? Внимание! В каждом столбике одна ошибка. Карточка 1 на столах у каждого. Это задание вырабатывает орфографическую зоркость. Приложение № 3.
- Задание от раздела “Морфемика”. Объясни различия в написании слов.
Объясните различие в написаниях: бечёвка – алычовка (настойка) дешёвка – грушовка дешёвый – ковшовый лужок – поражён лишён – смешон лучом – печём ножовая (пила) – ножевая (рана) ножон – жён печёнка – собачонка плечом – нипочём причём – ключом стрижом (птица) – стрижём тушёнка – рубашонка этажом – стражем |
образец рассуждения: в корне бечёв- существительного бечёвка после шипящей под ударением пишем ё; в суффиксе –ов- в слове алычовка под ударением пишем о |
е) сделай вывод и дополни предложение: правописание -о-,-ё- после шипящих зависит от …., но нужно помнить …
Закрепление правописания -н-, -нн- в прилагательных и причастиях.
Задание: определи орфограмму и заполни “молчащую” таблицу. Это задание актуализирует знания учащихся. После заполнения или во время его идет объяснение. (Таблица на партах. Работа в парах)
Тест-тренинг. Работа с цифровыми образовательными ресурсами. CD-диск “Фраза”, наверное имеется в каждой школе, поскольку поставлялся централизованно с мультимедийной библиотекой. Тест-тренинг памяти и орфографического чутья, где почти на уровне интуиции нужно принять решение (в контексте данного урока, а вообще эти тесты формируют навыки грамотного письма).
Итак, мы повторили с вами орфограммы, на которые делают ошибки очень часто в любых текстах, в том числе и в письме. А что характерно для писем? Что обязательно в них присутствует? Зачин, концовка, в которых звучат слова “здравствуйте”, “до свидания”, за которыми идут обращения, требующие знаков препинания.
Закрепление знаний некоторых правил пунктуации и стилистики.
- Задание от раздела “Пунктуация”. Семантическая задача, предполагающая развитие возможности видеть лексическое и грамматическое соотношение слов (и даже не важно знаком стихотворный текст или нет). На партах в маленьких конвертах лежит разрезанный на слова стихотворный текст.
Возьмите данные слова,
Их правильно сложите,
Найдите обращенье в них
И знаком отделите.
- Задание индивидуальное
- Найди и выпиши обращения из переписки Тургенева или какого-либо другого писателя (милая, любезная моя спутница, любезнейший и глубокоуважаемый, милостивый государь, мой дорогой и уважаемый друг, почтеннейший, милый наш друг;
- придумай обращения, которые были бы приятны твоему другу;
- запиши обращения, которые вызывали бы неприятные ощущения.
Что же такое обращение?(обращение - ……)
Какая интонация характерна для обращений? (звательная)
Каково её происхождение?(--------)
Как обращается в письме один человек к другому, можно судить об отношении пишущего к адресату, о чувстве, которому он испытывает к нему. (проверка задания по работе с письмами Тургенева), (проверка задания по придумыванию обращений, которые приятны)
Часто употребляем обращения - имена с уменьшительно-ласкательными, а бывает уничижительными суффиксами и именами в усеченном виде Вань, Петь, Зин. (проверка задания по придумыванию обращений, которые неприятны)
Приветливое обращение, свидетельствуя об уважении к адресату речи, придает всему разговору дружелюбный характер, тогда как грубое, развязное; способно надолго испортить настроение собеседнику.
Помните! Отсутствие обращения - это знак неуважения к собеседнику
Говорят, что для любого человека нет звуков более приятных, чем произношение его собственного имени.
Кроме знаний правил и пунктуации, конечно же, нужно знать правила построения предложений и текста. А что такое текст? Признаки текста?
- Задание от раздела “Синтаксис”: можно ли назвать данные предложения текстом. Докажи.
Л.Петрушевская “Пуськи бятые”
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
И Калуша волит:
- Оее,оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась,сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка за напушкой:
- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
(Выдуманные Петрушевской слова по своему строению очень похожи на русские глаголы, прилагательные и наречия. Эти слова связаны нормальными для русского синтаксиса отношениями. В нем соблюдена логичность и последовательность. Предложения связаны с помощью повтора слов.)
Письмо, как и любое другое сочинение, представляет собою текст. Процесс создания письма сложен. Он требует большого жизненного опыта и опыта пишущего. А если этого нет, то письмо может иметь вид следующего послания: “Привет! Пишу тебе из дома. Вот решил написать тебе. У нас всё как всегда. Скоро будет смотр художественной самодеятельности. В зимние каникулы мы ездили на елку в столицу. Там мне очень понравилось. Ну, ладно, кончаю писать. Ну, пока.”
Захочется ли сохранить такое письмо. А почему? Сформулируем главные правила письма. Помни: письмо – это труд души, обращенный к другому человеку. Адресат ждет от вас писем, полных дружеского расположения и участия.
1. Обращаясь к адресату, называй по имени и выражай своё отношение к человеку.
2. Старайся быть интересен собеседнику.
3. Проявляй внимание к тому, кому пишешь.
4. Будь эмоционален.
5. Старайся доставлять своим письмом радость.
4. Обобщение урока.
Итак мы вспомнили с вами…(продолжи)
5. Этап рефлексии.
Я хотела бы, чтобы вы некоторое время подумали о том, что здесь происходило и высказали своё мнение.
- Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) … и захотелось …
- Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я …
- Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) …
6. Творческое задание (вариант - домашнее задание)
А теперь напиши письмо мне. Темы две: Ну и урок был сегодня…(прочесть с интонацией восхищения и интонацией разочарования). Можно использовать слова: девчонка, весенний, солнечный, поражен, причем, смешон, хорошо, ещё, торжественный, сочувствие, несказанный и, конечно, многие другие. Используй памятку при написании.
Памятка.
Прежде чем писать, восстановите мысленно путь, пройденный за день. Пусть перед вашим внутренним взором встанет “множество любопытных и заманчивых вещей”: чьих-то лиц, мимолетных фраз, чьих-то добрых и недобрых взглядов и спорных суждений. Призовите себе на помощь двух верных помощников: Внимание и Воображение, восстановите их с помощью самые памятные участки пройденного пути. Не забывайте об индивидуальном ритмостиле. Кому-то по душе быстрая, легкая ходьба, где дыхание прерывисто и неравномерно, а оставленная на бумаге фраза пульсирует, рвется… Кто-то выбирает нескорый шаг, с ровным дыханием, с выверенной и стройной фразой. Экспериментируйте, ищите свой творческий почерк