Внеклассное мероприятие по русскому языку "В музее лингвистики"

Разделы: Русский язык


Учитель

Сегодня у нас интересное событие. Мы совершим экскурсию по музею лингвистики. Лингвистика – это наука о языке, поэтому в музее вы увидите множество интересных экспонатов, услышите занимательные рассказы о языке. «О языке – занимательно!» – это наш девиз. Экспонаты музея в живой форме познакомят вас со многими вопросами языка – его жизни, развития. Но сначала мы услышим ответ на вопрос: почему же сегодняшняя экскурсия посвящена русскому языку?

(выходят 4 ученика)

1. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чуткий слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песни.

2. Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно сложная Вселенная.

3. Человек знакомится с теми мыслями, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения, и обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И всё это благодаря языку.

4. Всё, что люди совершают действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство, жизнь.

(ученики уходят)

Учитель

Наш родной русский язык, великое русское слово… А знаем ли мы его и умеем ли беречь? По-настоящему ли нас увлекает изучение русского языка в нашей школе? Давайте обогащать свои знания о языке, проникать в его жизнь. А поможет нам в сегодняшней экскурсии настоящий знаток русского языка, хранитель уникального музея.

(представление хранителя музея)

Учитель

Мы оказываемся в первом зале, который называется «Фонетика».

(выходят ведущий, Иван Иванович, фотограф)

Ведущий

Одному человеку, Ивану Ивановичу, захотелось сфотографироваться.

Иван Иванович

Здравствуйте! Я хотел бы у вас сфотографироваться.

Фотограф

Пожалуйста, устраивайтесь поудобнее.

Иван Иванович

Только, товарищ фотограф, у меня рот очень большой. Нельзя ли на снимке сделать его поменьше?

Фотограф

Отчего же! Всё можно. Когда буду фотографировать, вы тихонько говорите: изюм, изю-ум.

Ведущий

Сел Иван Иванович и забыл, что нужно говорить. И вдруг вспомнил! Стал твердить.

Иван Иванович

Кишмиш, кишмиш.

(все уходят)

Учитель

Как вы думаете, понравился ли снимок Ивану Ивановичу и почему?

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило, входят ведущий, доктор и Иван Иванович)

Ведущий

Однажды Иван Иванович оказался на приёме у врача ларинголога.

Иван Иванович

Здравствуйте, доктор. У меня уже несколько дней горло болит.

Доктор

Не волнуйтесь. Сейчас проверим, что случилось. Откройте рот, скажите «а-а-а»

(все уходят)

Учитель

Скажите, пожалуйста, почему врачи, осматривая горло больного, просят произнести именно звук [а]?

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель

А прежде чем перейти в следующий зал, мы должны выполнить фонетическое задание. Прослушайте вредный совет Г.Остера и найдите фонетическую ошибку.

Если мама в магазине
Вам купила только мячик
И не хочет остальное,
Всё, что видит, покупать,
Станьте прямо, пятки вместе,
Руки в стороны расставьте,
Открывайте рот пошире
И кричите букву «А»!
И когда, роняя сумки,
С воплем: «Граждане! Тревога!»
Покупатели помчатся
С продавцами во главе.
К вам директор магазина
Подползёт и скажет маме:
«Заберите всё бесплатно,
Только пусть он замолчит».

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель

А мы уже во втором зале. Здесь представлена орфография. В этом зале мы услышим интересную историю о влюблённом глаголе и гордой частице НЕ. История эта называется «Сила любви»

(выходит ведущий, глагол и частица)

Ведущий

Гордую и упрямую Частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь.

Глагол

Я тебя люблю!

Частица

А я тебя не люблю!

Ведущий

Вот однажды НЕ говорит Глаголу.

Частица

Я отвечу тебе взаимностью, если ты докажешь, что жить без меня не можешь.

Ведущий

Вздохнул Глагол и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда он вернулся к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком.

Частица

Негодую! Ненавижу!

Ведущий

И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.

(все уходят)

Учитель

О каком орфографическом правиле шла речь в этой сказке? Расскажите его, и мы перейдём в другой зал

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель

Этот зал называется «Морфология». Здесь мы встретимся со странными безымянными экспонатами, имена которых вы должны будете назвать.

(выходят 3 девочки)

1. Начну я, самое главное из трёх, самое понятное и распространённо

е. Но вот с чем мне не повезло, так это с именем. Я даже заглядывало в словарь. Моё имя означает ВЫСКАЗАТЬ, ВЫРАЗИТЬ. То есть я высказанное, выраженное. Я было, есть и буду, причём непременною Я реально существую, в отличие от моих родственников, существую попеременно в каждом из времён – в настоящем, прошедшем или будущем. А теперь слово моим родственникам.

2. Да, мы родственники. Но, в отличие от предыдущего оратора, у меня несколько имён. Они означают, что я могло бы произойти, но только при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как собачка или верный паж, всегда частица БЫ. Я навсегда выбрало себе форму прошедшего времени, но самого-то времени, как морфологического признака, у меня нет. Ведь у того, что не существует, и времени быть не может.

3. Ну, и мне слово, наконец, дайте. Я создано для того, чтобы повелевать. Я постоянно хожу и заставляю других: сделай, посмотри, открой, отдай, заберите, посмотрите… Пусть я не существую в реальности у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем. И не моя вина в том, что не все и не сразу повинуются. Тогда я сначала прошу, побуждаю, призываю, а уж потом требую и приказываю.

(девочки уходят)

Учитель

Назовите имена этих экспонатов.

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель

А

чтобы перейти в следующий зал, нужно выполнить ещё одно задание. Послушайте вредный совет Г.Остера и назовите количество глаголов в форме повелительного наклонения.

Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома,
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай.
Ты ж во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками –
Ложкой больше зачерпнёшь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель

Тем временем мы оказываемся в последнем зале, в сказочном королевстве «Синтаксис».

(входят ведущий, король Синтаксис, Подлежащее, Сказуемое, Дополнение, Второстепенный член)

Ведущий

Однажды на приём к королю Синтаксису явилось Предложение.

1. Подлежащее МЫ

2. Сказуемое ЛЮБОВАЛИСЬ

3. Дополнение ДОМОМ

Синтаксис

Дорогое Предложение, мы очень рады, что вы посетили наше королевство с дружественным визитом (увидел форму У ДОРОГИ), а вы почему стоите? Занимайте скорее место.

4. А я не знаю, куда садиться.

Синтаксис

Как не знаете? Вы же отвечаете на вопрос ГДЕ? и обозначаете МЕСТО – садитесь на стул Обстоятельства.

4. Но я же отношусь к слову ДОМ и отвечаю на вопрос КАКОЙ? и поэтому являюсь ещё и Определением, ведь слово ДОМ – предмет, а не действие.

Синтаксис

Вот загвоздка. Это, действительно, спорный вопрос. А садитесь-ка вы на два стула!

Ведущий

Так и сидят теперь на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения. Одно значение член предложения имеет сам, а второе даёт слово, к которому он относится.

(все уходят)

Учитель

Скажите, а может ли определение быть выражено именем существительным?

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель

Вот и подошла к концу наша занимательная экскурсия по музею лингвистики. Надеюсь, что сегодня многие из вас по-новому взглянули на некоторые вопросы русского языка и заинтересовались изучением родного языка, ведь не изучая и не любя язык, человек останавливается в своём развитии.

Успехов вам, ребята, в овладении самого важного школьного предмета!

Примерные ответы для хранителя музея

Фонетика

1. Уважаемые экскурсанты, зрители, я сейчас дам лингвистическое толкование представленного здесь явления.

Иван Иванович не мог быть доволен своей фотографией, потому что забыл совет фотографа. Ведь слово ИЗЮМ сокращает ширину губ, так как [У] – звук огублённый, а произнесение слова КИШМИШ вызвало обратный эффект, так как звук [И] – неогублённый.

2. Ларингологу мы говорим «а-а-а», потому что при произнесении этого звука язык не двигается, а значит не мешает доктору осмотреть горло больного.

3. В этом вредном совете допущена фонетическая ошибка в строке «И кричите букву «А»!», потому что буквы пишут, а звуки произносят.

Орфография

1. Речь идёт о правописании частицы НЕ с глаголами. Частица НЕ пишется отдельно всегда, кроме тех случаев, когда глагол без частицы НЕ не употребляется.

Морфология

1. Речь идёт о морфологических признаках глагола: изъявительном, условном и повелительном наклонениях.

2. В стихотворении 7 глаголов повелительного наклонения.

Синтаксис

1. Действительно, в русском языке определение может быть выражено именем существительным, глаголом и т.д. И если оно не согласуется с существительным в роде, числе и падеже, его называют несогласованным.

Используемая литература:

  1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М., 1995
  2. Остер Г. Вредные советы. – М., 1996.
  3. Подгаецкая И.М. Школьный театр лингвистических миниатюр // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР., 1990., № 9.
  4. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. 6 класс. 1 полугодие. – М., 1995.