Урок – творческая комната по русскому языку "Жанры публицистического стиля"

Разделы: Русский язык


Тема: Жанры публицистического стиля.

Цели:

  • Образовательные:
    • систематизировать знания о жанрах публицистического стиля;
    • научить аргументированно излагать усвоенный материал и применять их в новых условиях;
    • научить самооценке своей работы.
  • Развивающие:
    • совершенствовать навыки и умения самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства каждого ученика на основе свободного выбора;
    • развить диалогическую и монологическую речь;
    • развить память, воображение, мышление.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувства сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, бережного отношения к природе, чувства любви к “малой” Родине и планете Земля.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: творческая комната.

Оборудование: запись на доске “Жанры публицистического стиля”, о.т “Сведения о публицистическом стиле”, о.к. для индивидуальной работы № 1, 2, 3, 4; плакаты “Сохраним планету Земля”, рисунки учащихся на тему “Бережем природу – бережем Родину”, видеозапись “Славные дни в Ожогино”; (фрагмент) телевизор, магнитофон – аудиокассета с песнями Марии Стручковой, ансамбля “Нотр-Дам”; ЛОСы “Языковые средства”, газета “Хотугу кыым”, тест для самопроверки каждого ученика.

ХОД УРОКА

I. Организационно-мотивационный этап

1. Слово учителя

– Сегодня у нас творческая комната, где вы покажете свои теоретические знания о жанрах публицистического стиля, их переносите на практику – напишите сочинения, итог м вашей работы будет свежевыпущенная стенная газета на тему … Ее вы придумайте в ходе занятия, объявляется конкурс на лучший заголовок газеты на экологическую тему. Это может быть экология вашей души, окружающей среды, планеты и т.д. выберите сами – это ваше право.
Все мы с нетерпением ждем почту, чтобы получить свежую газету; при этом нас интересуют такие вопросы: ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

2. Эвристический вопрос: Отвечает ли газета на эти вопросы?

Суждения ребят.

II. Сбор – старт. (КТД) + индивидуальная работа

1. Целепологание. Организация деятельности (создание рабочих групп).

– Для успешной работы вы, пожалуйста, разделитесь на три рабочие группы по желанию: выберите “теоретиков”, “журналистов”, “художников”. И главное, выберите один из жанров публицистического стиля.

  • 1 группа “Теоретики”: Яркова Саша, Анисимов Костя, Кайгородова Таня, Соломов Рома.
  • 2 группа “журналисты”: Заровняева Рита, Слепцов Кеша, Полушкина Анжела, Стручкова Инга, Стручкова Галя.
  • 3 группа “Художники”: Слепцова Аля, Садовникова Аня, Садовникова Надя.

Ваша задача: Каждая группа рассматривает теорию, рассказывает или читает сочинения; аргументирует ответы на основе анализа, синтеза.

2. Психотренинг. (Музыка группы “Нотр-Дам”)

– Представьте, что вы теплым летним днем на солнечном лугу. На ваши чистое-чистое голубое небо, вы сами – могучие деревья, сросшиеся корнями глубоко в землю … Вы питаетесь энергией от земли, уверены в себе, поднимаетесь высоко, чувствуя тепло со всех сторон, вы развиваетесь … и нет конца вашему росту!
Так вот вы и себя почувствуйте уверенно и пожалуйста, с рабостью оунитесь в мир творчества! Желаю удачи!!!

III. Мозговой штурм

1. Самостоятельная работа каждой группы своей по своим заданиям.

2. Работа в группах (обсуждение, обмен)

3. Взаимопередача (ВТ)

4. Социализация – защита теории.

1. Информационная заметка. Соломов Рома – теоретик специфические черты: лаконичность, точность, информативность, доказательность, оценочность речи, стандартированность.

    Компоненты:

    1. Источник информации
    2. ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
    3. В связи с …
    4. С какой целью и как?
  • Заровняева Рита – сочинение – заметка. Конкурс “Лидер-2006”
  • Слепцов Кеша – сочинение – путевая заметка “Поездка в Ожогино” во время чтения сочинения – показ видео-фрагмента о поездке в Ожогино из видеофильма “Славные дни в Ожогино”.
  • Заровняева Рита (доказывает сама)
  • Я сама учительница, ЧТО? ГДЕ? КОГДА? В связи с … С какой целью.

2. Интервью. Анисимов Костя – “теоретик”

В основе – беседа с 1-м человеком: вопрос и ответ: наличие вопросительных предложений, обращения, местоимения.

Композиционная схема:

I. Вступление. Кто берет интервью
II. Основная часть. С кем ведется? Какова тема?
III. Заключение.

Надо:

1) Отыскать интересного человека
2) Изучить предмет беседы.
3) Тщательно продумать основные и дополнительные работы.
4) Точно правдиво передать мысли собеседника (проверит все названия даты, имена, фамилии и цифры).

3. “Журналист” – Слепцова Лина берет интервью у учителя Бережновой К.К.

В-1. Как и по какому плану идет экологический месячник в эти дни? Ответьте, пожалуйста.
В-2. Какие классы, более активно участвуют в нем и какими результатами?
В-3. Каково ваше мнение о ходе проводимых мероприятий? Что бы вам еще хотелась предложить?
В-4. Есть ли недостатки? Каковы ваши пожелания?
Спасибо за интересные ответы, очень благодарны!

4. Репортаж – “теоретик”

  • живость, лаконичность, внутренняя напряженность изложения;
  • разнообразие приемов художественного изображения (элементы описания, характеристики, диалог);
  • средства с помощью которых достигается эффект присутствия: “я вижу”, “я наблюдаю”…

Журналист – Галя Стручкова – репортаж “Пожарная тревога в школе”

5. Статья – Кайгородова Таня – “теоретик”

Небольшой объем , краткость, определенная проблема( на нравственную тему),актуальность. Журналист- Полушкина Анжела “ Нужна ли нам школьная форма?”

6. Очерк – Соломов Рома

События и факты, юбилейные даты, передача теоретических сведений, диалоги, собственно-прямая речь, цитаты “к тому же…”, авторская оценка, большое внимание к персонажу.

Журналист – Стручкова Инга с сочинением – очерком “Первый учитель Абыя”

IV. Последействие

КТД.

1. Придумывание заголовка (из всех предложенных вариантов после обсуждения, выбрали – вариант Гали Стручковой “Души прекрасные порывы”).

2. Индивидуальная работа

3. Комментирование рисунков “художников”, оформление газеты.

Рисунок 1. “Не загрязняйте чистый воздух” – Слепцова Аля.

“Я думаю, что много бед приносят окружающей среде обычные наши котельные; из их труб черным дымом в небо устремляются самосжигающие пыли черного угля. Поэтому я считаю их загрязнителями чистого воздуха. Это мое отношение подтверждает нарисованный мною рисунок.

Рисунок 2 – Аня Слепцова.

“Я нарисовала много цветов, бабочек, различных букашек, чистое небо, солнечный яркий день. Это символизирует о том, что как прекрасна вокруг наша природа и не надо ее мусорить, обливать грязью. Пусть так и будет всегда! Пусть все живут в согласии!”

Рисунок 3 – Стручков Дима “Охрана природы – охрана Родины”

“Я нарисовала красивого беззащитного слоненка, который смотрит на нас странными глазами. Это означает то, что мы люди представляем опасность животному миру. Поодаль нарисовала птичку – рядом человек с ружьем, Это значит, что человек злоупотребляет природой, стреляет и убивает сверхнормы животный мир. Надо нам, наконец, понять, что человек – главный фактор в отношении с природой. Если мы поймем, что охрана природы есть охрана родины, в итоге мы сохраняем нашу планету для будущих наших потомков.

V. Чтение учеником стихотворения местного поэта Николая Слепцова – Радиста (музыка песни)

VI. Рефлексия

1. Заполнение таблицы” Жанры публицистического стиля”

2. Устный вывод о проделанной работе

3. Оценивание своей работы по “ Тесту” (по 5-балльной системе). Критерии: “5” – 29–30; “4” – 28–26; “3” – 25–20.
При этом учитываются:

  • самостоятельное изучение, подготовка материала;
  • сообщение, выступление;
  • аргументация, рассуждение;
  • рецензирование работ товарищей;
  • творческая работа, сочинение.

4. Окончательное оформление стенгазеты (прикрепляют “теорию”, сочинения).