Тема: Жанры публицистического стиля.
Цели:
- Образовательные:
- систематизировать знания о жанрах публицистического стиля;
- научить аргументированно излагать усвоенный материал и применять их в новых условиях;
- научить самооценке своей работы.
- Развивающие:
- совершенствовать навыки и умения самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства каждого ученика на основе свободного выбора;
- развить диалогическую и монологическую речь;
- развить память, воображение, мышление.
- Воспитательные:
- воспитывать чувства сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, бережного отношения к природе, чувства любви к “малой” Родине и планете Земля.
Тип урока: обобщающий.
Форма урока: творческая комната.
Оборудование: запись на доске “Жанры публицистического стиля”, о.т “Сведения о публицистическом стиле”, о.к. для индивидуальной работы № 1, 2, 3, 4; плакаты “Сохраним планету Земля”, рисунки учащихся на тему “Бережем природу – бережем Родину”, видеозапись “Славные дни в Ожогино”; (фрагмент) телевизор, магнитофон – аудиокассета с песнями Марии Стручковой, ансамбля “Нотр-Дам”; ЛОСы “Языковые средства”, газета “Хотугу кыым”, тест для самопроверки каждого ученика.
ХОД УРОКА
I. Организационно-мотивационный этап
1. Слово учителя
– Сегодня у нас творческая комната, где вы
покажете свои теоретические знания о жанрах
публицистического стиля, их переносите на
практику – напишите сочинения, итог м вашей
работы будет свежевыпущенная стенная газета на
тему … Ее вы придумайте в ходе занятия,
объявляется конкурс на лучший заголовок газеты
на экологическую тему. Это может быть экология
вашей души, окружающей среды, планеты и т.д.
выберите сами – это ваше право.
Все мы с нетерпением ждем почту, чтобы получить
свежую газету; при этом нас интересуют такие
вопросы: ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
2. Эвристический вопрос: Отвечает ли газета на эти вопросы?
Суждения ребят.
II. Сбор – старт. (КТД) + индивидуальная работа
1. Целепологание. Организация деятельности (создание рабочих групп).
– Для успешной работы вы, пожалуйста, разделитесь на три рабочие группы по желанию: выберите “теоретиков”, “журналистов”, “художников”. И главное, выберите один из жанров публицистического стиля.
- 1 группа “Теоретики”: Яркова Саша, Анисимов Костя, Кайгородова Таня, Соломов Рома.
- 2 группа “журналисты”: Заровняева Рита, Слепцов Кеша, Полушкина Анжела, Стручкова Инга, Стручкова Галя.
- 3 группа “Художники”: Слепцова Аля, Садовникова Аня, Садовникова Надя.
Ваша задача: Каждая группа рассматривает теорию, рассказывает или читает сочинения; аргументирует ответы на основе анализа, синтеза.
2. Психотренинг. (Музыка группы “Нотр-Дам”)
– Представьте, что вы теплым летним днем на
солнечном лугу. На ваши чистое-чистое голубое
небо, вы сами – могучие деревья, сросшиеся
корнями глубоко в землю … Вы питаетесь энергией
от земли, уверены в себе, поднимаетесь высоко,
чувствуя тепло со всех сторон, вы развиваетесь …
и нет конца вашему росту!
Так вот вы и себя почувствуйте уверенно и
пожалуйста, с рабостью оунитесь в мир творчества!
Желаю удачи!!!
III. Мозговой штурм
1. Самостоятельная работа каждой группы своей по своим заданиям.
2. Работа в группах (обсуждение, обмен)
3. Взаимопередача (ВТ)
4. Социализация – защита теории.
1. Информационная заметка. Соломов Рома – теоретик специфические черты: лаконичность, точность, информативность, доказательность, оценочность речи, стандартированность.
Компоненты:
- Источник информации
- ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
- В связи с …
- С какой целью и как?
- Заровняева Рита – сочинение – заметка. Конкурс “Лидер-2006”
- Слепцов Кеша – сочинение – путевая заметка “Поездка в Ожогино” во время чтения сочинения – показ видео-фрагмента о поездке в Ожогино из видеофильма “Славные дни в Ожогино”.
- Заровняева Рита (доказывает сама)
Я сама учительница, ЧТО? ГДЕ? КОГДА? В связи с … С какой целью.
2. Интервью. Анисимов Костя – “теоретик”
В основе – беседа с 1-м человеком: вопрос и ответ: наличие вопросительных предложений, обращения, местоимения.
Композиционная схема:
I. Вступление. Кто берет интервью
II. Основная часть. С кем ведется? Какова тема?
III. Заключение.Надо:
1) Отыскать интересного человека
2) Изучить предмет беседы.
3) Тщательно продумать основные и дополнительные работы.
4) Точно правдиво передать мысли собеседника (проверит все названия даты, имена, фамилии и цифры).
3. “Журналист” – Слепцова Лина берет интервью у учителя Бережновой К.К.
В-1. Как и по какому плану идет экологический месячник в эти дни? Ответьте, пожалуйста.
В-2. Какие классы, более активно участвуют в нем и какими результатами?
В-3. Каково ваше мнение о ходе проводимых мероприятий? Что бы вам еще хотелась предложить?
В-4. Есть ли недостатки? Каковы ваши пожелания?
Спасибо за интересные ответы, очень благодарны!
4. Репортаж – “теоретик”
- живость, лаконичность, внутренняя напряженность изложения;
- разнообразие приемов художественного изображения (элементы описания, характеристики, диалог);
- средства с помощью которых достигается эффект присутствия: “я вижу”, “я наблюдаю”…
Журналист – Галя Стручкова – репортаж “Пожарная тревога в школе”
5. Статья – Кайгородова Таня – “теоретик”
Небольшой объем , краткость, определенная проблема( на нравственную тему),актуальность. Журналист- Полушкина Анжела “ Нужна ли нам школьная форма?”
6. Очерк – Соломов Рома
События и факты, юбилейные даты, передача теоретических сведений, диалоги, собственно-прямая речь, цитаты “к тому же…”, авторская оценка, большое внимание к персонажу.
Журналист – Стручкова Инга с сочинением – очерком “Первый учитель Абыя”
IV. Последействие
КТД.
1. Придумывание заголовка (из всех предложенных вариантов после обсуждения, выбрали – вариант Гали Стручковой “Души прекрасные порывы”).
2. Индивидуальная работа
3. Комментирование рисунков “художников”, оформление газеты.
Рисунок 1. “Не загрязняйте чистый воздух” – Слепцова Аля.
“Я думаю, что много бед приносят окружающей среде обычные наши котельные; из их труб черным дымом в небо устремляются самосжигающие пыли черного угля. Поэтому я считаю их загрязнителями чистого воздуха. Это мое отношение подтверждает нарисованный мною рисунок.
Рисунок 2 – Аня Слепцова.
“Я нарисовала много цветов, бабочек, различных букашек, чистое небо, солнечный яркий день. Это символизирует о том, что как прекрасна вокруг наша природа и не надо ее мусорить, обливать грязью. Пусть так и будет всегда! Пусть все живут в согласии!”
Рисунок 3 – Стручков Дима “Охрана природы – охрана Родины”
“Я нарисовала красивого беззащитного слоненка, который смотрит на нас странными глазами. Это означает то, что мы люди представляем опасность животному миру. Поодаль нарисовала птичку – рядом человек с ружьем, Это значит, что человек злоупотребляет природой, стреляет и убивает сверхнормы животный мир. Надо нам, наконец, понять, что человек – главный фактор в отношении с природой. Если мы поймем, что охрана природы есть охрана родины, в итоге мы сохраняем нашу планету для будущих наших потомков.
V. Чтение учеником стихотворения местного поэта Николая Слепцова – Радиста (музыка песни)
VI. Рефлексия
1. Заполнение таблицы” Жанры публицистического стиля”
2. Устный вывод о проделанной работе
3. Оценивание своей работы по “ Тесту” (по
5-балльной системе). Критерии: “5” – 29–30; “4” –
28–26; “3” – 25–20.
При этом учитываются:
- самостоятельное изучение, подготовка материала;
- сообщение, выступление;
- аргументация, рассуждение;
- рецензирование работ товарищей;
- творческая работа, сочинение.
4. Окончательное оформление стенгазеты (прикрепляют “теорию”, сочинения).