Имя числительное как часть речи. Повторение пройденного в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Повторить всё, что изучено о числительном в 6 классе, проверить навык применения знаний на практике, закрепить правописание числительных.
  • Расширить знания учащихся об истории родного села.
  • Привить интерес к данной части речи.

Ход урока

Организационный момент

 Учитель:

  • Здравствуйте. Садитесь.

Актуализация

Тема сегодняшнего урока: «Повторение пройденного о числительном в 6 классе».

Поставьте учебную задачу на этот урок. Изучить имя числительное как часть речи, примеры определения числительного. Урок наш пройдет на краеведческом материале, т.е. мы обратимся к истории нашего села, к знаменательным ее событиям.

Учитель:

  • Что же вам известно о числительных.

Ученик:

  • Числительное произошло от слова «число». По частоте употребления числительные занимают 8-ое место.

Учитель:

  • Да в наше время эта часть речи особенно актуальна. Потому что везде и во всем человека окружают числа. Без числительных немыслима наука сама жизнь.

Учитель:

  • Изучая любую часть речи, что мы должны выяснить?

Ученик:

  • Значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.

Учитель:

  • Обратите внимание на доску.

Работа с текстом

Текст №1

Калейкино – село в Альметьевском районе. В этом году нашему селу исполнилось 266 лет. В 1999 году проживало 966 жителей, в том числе татар – 57%, русских – 40 %. На сегодняшний день здесь трудятся 900 человек и проживают 1500 пенсионеров.

Учитель:

  • Найдите числительные в данных предложениях.
  • Открыли тетради, запишите тему, число. Один ученик выйдет к доске.

Словарная диктовка (запись числительных словами)

Двести шестьдесят шесть жителей, в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году, девятьсот шестьдесят шесть.

Учитель:

  • Сейчас я раздам вам карточки. Используйте опорные слова, вы должны составить рассказ. Прочитайте составленный текст, правильно выговаривая окончания числительных.

Карточка №1

За 5 лет, с 1995 по 2000 год, изменения в АО имени Н.Е. Токарликова: 17 тракторов, 19 комбайнов, 3 автомашины, 6 лет назад, колбасный цех.

Учитель:

  • На какой вопрос отвечает числительные (Сколько? Какой?).
  • Исходя из вопроса определите, на какие две группы делятся числительные (на количественные и порядковые).

Карточка №2

9550 голов крупного рогатого скота, 900 дойных коров, 6000 голов свиней, 8000 га зерновые, 7500 кормовые культуры.

Объяснить орфограмму.

Учитель:

  • Вы заметили, что числительные могут обозначаться одним словом, несколькими словами. Как их можно назвать по этому признаку?

(простые и составные числительные).

Выступления учащихся на тему «Знатные люди села»

Вы должны были подготовить рассказ о знатных людях нашего села. Кто хочет рассказать?

Ученик:

  • В нашем селе живут и трудятся знатные люди, ветераны труда. На этом стенде вы видите фотографию Ранима Габбасовича Исхакова. Трудовую деятельность он начал с 1971 года. В 1983 году удостоен звания «Заслуженный зоотехник РТ».

Текст №2

С особой благодарностью говорят односельчане о Кузьмине Анатолии Ивановиче. С 1985 года он работает трактористом. В 1998, 2001 годах он занимал I место на конкурсе «Батыр полей».

Работа по таблице

Учитель:

  • Сейчас повторим правописание числительных от 5 до 20 и 30 на конце.
  • От 50 до 80, от 500 до 800 в середине.

Физкультминутка

Учитель читает числительные.

Работа по учебнику

Выполняется упражнения по учебнику на стр. 150. Прочитайте зашифрованные слова: СМОР1А, ПО2Л, ЭЛЕЗК, 100л, ВИТРИНА, ПАЗОТ, 05, 100РОНА, 100ЯНКА, ПИ100ЛЕТ, 7Я, 100П, 100Н, 40А.

Учащиеся сообщают некоторые сведения из истории числительных, которые помогают избежать орфографических ошибок.

Постепенное слияние слов дало нам числа: одиннадцать, тринадцать, в которых – дцать входит вместе с бывшим предлогом на в суффикс.

Один + на + дцать – одиннадцать

Два + на + дцать – двенадцать.

 Аукцион

Кто больше назовет фильмов, в названии которых встречаются числительные.

Учитель:

  • Вспомните и запишите загадки, пословицы, названия художественных произведений.

Загадки:

  • Два кольца, два конца и посередине гвоздик (ножницы).
  • Сто одежек и все без застежек (капуста).
  • Два братца через дорогу живут (глаза).

Пословицы:

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Определите синтаксическую роль числительных в данных предложениях:

  • Пять и семь – двенадцать.
  • Пятьдесят четыре тома стояли под стеклом.
  • Семеро ребят отправились в поход.

Что обозначают числительные?

На какие вопросы отвечают?

О синтаксической роли числительных (они могут быть разными членами предложения).

Итог

Домашнее задание

на «3» – выполнить упражнение №151

на «4» – составить предложение с числительными о нашем селе

на «5» – написать сочинение на тему «Имя числительное».

Литература:

  • Журнал «Успех», 2003 г.
  • Журнал «Наука и школа», 1999 г.
  • «Уроки русского языка в 7 классах» (часть 2), 2000 г. Крамаренко Н.О.
  • Дидактический материал по русскому языку для 7 класса, Москва «Просвещение», 2000.