Цель:
- Повторить всё, что изучено о числительном в 6 классе, проверить навык применения знаний на практике, закрепить правописание числительных.
- Расширить знания учащихся об истории родного села.
- Привить интерес к данной части речи.
Ход урока
Организационный момент
Учитель:
- Здравствуйте. Садитесь.
Актуализация
Тема сегодняшнего урока: «Повторение пройденного о числительном в 6 классе».
Поставьте учебную задачу на этот урок. Изучить имя числительное как часть речи, примеры определения числительного. Урок наш пройдет на краеведческом материале, т.е. мы обратимся к истории нашего села, к знаменательным ее событиям.
Учитель:
- Что же вам известно о числительных.
Ученик:
- Числительное произошло от слова «число». По частоте употребления числительные занимают 8-ое место.
Учитель:
- Да в наше время эта часть речи особенно актуальна. Потому что везде и во всем человека окружают числа. Без числительных немыслима наука сама жизнь.
Учитель:
- Изучая любую часть речи, что мы должны выяснить?
Ученик:
- Значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.
Учитель:
- Обратите внимание на доску.
Работа с текстом
Текст №1
Калейкино – село в Альметьевском районе. В этом году нашему селу исполнилось 266 лет. В 1999 году проживало 966 жителей, в том числе татар – 57%, русских – 40 %. На сегодняшний день здесь трудятся 900 человек и проживают 1500 пенсионеров.
Учитель:
- Найдите числительные в данных предложениях.
- Открыли тетради, запишите тему, число. Один ученик выйдет к доске.
Словарная диктовка (запись числительных словами)
Двести шестьдесят шесть жителей, в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году, девятьсот шестьдесят шесть.
Учитель:
- Сейчас я раздам вам карточки. Используйте опорные слова, вы должны составить рассказ. Прочитайте составленный текст, правильно выговаривая окончания числительных.
Карточка №1
За 5 лет, с 1995 по 2000 год, изменения в АО имени Н.Е. Токарликова: 17 тракторов, 19 комбайнов, 3 автомашины, 6 лет назад, колбасный цех.
Учитель:
- На какой вопрос отвечает числительные (Сколько? Какой?).
- Исходя из вопроса определите, на какие две группы делятся числительные (на количественные и порядковые).
Карточка №2
9550 голов крупного рогатого скота, 900 дойных коров, 6000 голов свиней, 8000 га зерновые, 7500 кормовые культуры.
Объяснить орфограмму.
Учитель:
- Вы заметили, что числительные могут обозначаться одним словом, несколькими словами. Как их можно назвать по этому признаку?
(простые и составные числительные).
Выступления учащихся на тему «Знатные люди села»
Вы должны были подготовить рассказ о знатных людях нашего села. Кто хочет рассказать?
Ученик:
- В нашем селе живут и трудятся знатные люди, ветераны труда. На этом стенде вы видите фотографию Ранима Габбасовича Исхакова. Трудовую деятельность он начал с 1971 года. В 1983 году удостоен звания «Заслуженный зоотехник РТ».
Текст №2
С особой благодарностью говорят односельчане о Кузьмине Анатолии Ивановиче. С 1985 года он работает трактористом. В 1998, 2001 годах он занимал I место на конкурсе «Батыр полей».
Работа по таблице
Учитель:
- Сейчас повторим правописание числительных от 5 до 20 и 30 на конце.
- От 50 до 80, от 500 до 800 в середине.
Физкультминутка
Учитель читает числительные.
Работа по учебнику
Выполняется упражнения по учебнику на стр. 150. Прочитайте зашифрованные слова: СМОР1А, ПО2Л, ЭЛЕЗК, 100л, ВИТРИНА, ПАЗОТ, 05, 100РОНА, 100ЯНКА, ПИ100ЛЕТ, 7Я, 100П, 100Н, 40А.
Учащиеся сообщают некоторые сведения из истории числительных, которые помогают избежать орфографических ошибок.
Постепенное слияние слов дало нам числа: одиннадцать, тринадцать, в которых – дцать входит вместе с бывшим предлогом на в суффикс.
Один + на + дцать – одиннадцать
Два + на + дцать – двенадцать.
Аукцион
Кто больше назовет фильмов, в названии которых встречаются числительные.
Учитель:
- Вспомните и запишите загадки, пословицы, названия художественных произведений.
Загадки:
- Два кольца, два конца и посередине гвоздик (ножницы).
- Сто одежек и все без застежек (капуста).
- Два братца через дорогу живут (глаза).
Пословицы:
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Определите синтаксическую роль числительных в данных предложениях:
- Пять и семь – двенадцать.
- Пятьдесят четыре тома стояли под стеклом.
- Семеро ребят отправились в поход.
Что обозначают числительные?
На какие вопросы отвечают?
О синтаксической роли числительных (они могут быть разными членами предложения).
Итог
Домашнее задание
на «3» – выполнить упражнение №151
на «4» – составить предложение с числительными о нашем селе
на «5» – написать сочинение на тему «Имя числительное».
Литература:
- Журнал «Успех», 2003 г.
- Журнал «Наука и школа», 1999 г.
- «Уроки русского языка в 7 классах» (часть 2), 2000 г. Крамаренко Н.О.
- Дидактический материал по русскому языку для 7 класса, Москва «Просвещение», 2000.