Цели урока:
- Совершенствовать навыки комплексного анализа текста.
- Развивать умение аргументированной монологической и диалогической речи.
- Воспитывать уважение к памятникам архитектуры, любовь к Родине.
Оборудование:
Текст Евгения Осетрова из книги “Живая
Древняя Русь” (для каждого ученика).
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово
Ребята, в России много памятников архитектуры, связанных с историей, традициями и верой наших предков. Одним из таких святых мест является храм Покрова на Нерли. (Фото храма на экране)
Лебедь белая, безмолвица,
От грехов меня отмой!
Кто в России не помолится
Красоте твоей родной?!
(Б. Чичибанин)
А давайте представим Древнюю Русь… XII век… Идут корабли к Боголюбову. Взмывают над водой упругие весла. Плывут иноземные послы к Владимирскому князю Андрею… (Фото кораблей)
И вот на их глазах вырастает, словно свеча, легкий храм, сияющий ослепительной белизной. (Фото храма)
Корабли подходят к пристани. Приближенный к князю боярин встречает гостей, поздравляет с благополучным прибытием и приглашает всех отслужить благодарственный молебен. (Песня на слова А. Блока “Девушка пела в церковном хоре”)
Гости не могли скрыть восхищения как от внешнего, так и внутреннего вида храма. И как-то грустно было расставаться с этим чудесным творением человеческих рук.
Так было в XII веке. А какие чувства испытывают наши современники, оказавшись перед древним памятником архитектуры?
Об этом мы узнаем из текста Евгения Осетрова, с которым и будем сегодня работать.
2. Постановка задач урока.
Итак, тема урока “Текст и его строение”. Ребята, давайте поставим перед собой задачи (применить изученный материал на практике, провести комплексный анализ текста).
3. Чтение текста.
Текст я взяла из книги Е.Осетрова “Живая Древняя Русь”, он был предложен на ЕГЭ в прошлом году. Слушаем текст (чтение выразительное, эмоциональное).
На экране текст
4. Работа в группах. (Парты расставлены попарно, чтобы ребятам удобно было совещаться.)
Ребята, перед уроком вы сами поделились на группы, у вас свои задания. Ознакомившись с Памяткой “Как работать в группе”, начнём работу.
Памятка на экране
(Тихо звучит “Адажио” Т. Альбинони)
5. Анализ текста. Давайте послушаем, что у вас получилось.
- Какова тема текста?
(“Лирическая поэма из камня”; “Храм Покрова на Нерли”; “Связь времён на примере древнейшего памятника”.)
- Давайте озаглавим текст.
(“Поэма из камня”; “Лебедь-храм”;…Мы считаем, что тема и название совпадают.)
- Чьи слова вы бы взяли эпиграфом к тексту Е.Осетрова? Почему?
На экране слова
1. Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить,
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть. (Константин
Бальмонт)
2. Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости… (Николай Рерих)
3. Мы пришли с тобой и замерли,
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова…
Что не камень, а из света весь,
Из любовей, из молитв, -
Вот и с Вечностью сведались:
И возносит, и знобит… (Б. Чичибанин)
(Мы предлагаем взять слова Б.Чичибанина, т. к. они очень созвучны с текстом Осетрова и подчёркивают основную мысль текста: великие памятники архитектуры создавались с любовью, с верой в то, что они, будут памятью народа. Перед храмом Покрова и тот, и другой авторы испытывали волнение, восхищение, радость, гордость.)
- Что вы можете сказать о композиции текста?
(Зачином является первый абзац. В нем выражена ключевая мысль текст... Далее идет основная часть – это последующие абзацы. В них мы видим рассуждения с элементами описания, которые поясняют основную мысль, убеждают в справедливости выдвинутой идеи. Замыкает текст концовка. Это последнее предложение. Его можно считать выводом в рассуждении автора.)
- Сколько микротем в тексте? Какие цитатные тезисы этого текста вы составили?
(Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. Лирическую поэму из камня, именуемую Покровом на Нерли, надо перечитывать многократно. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами. Вы оглядываете окрестность, где всё дышит миром и спокойствием, и думаете: на свете есть счастье….)
- А какого типа речи текст?
(Смешанного: рассуждение с элементами описания. Есть тезис (это первое предложение), доказательствами является очень красочные описательные фрагменты: “благородные пропорции белого храма” и т.д. Интересно то, что каждая микротема заканчивается выводом.)
- К какому стилю речи принадлежит текст? (Публицистический, потому что ярко выражена авторская позиция – великие памятники культуры способны преображать человека. Задача этого текста: воздействовать на чувства сознание современного человека. Текст носит призывной характер, он убедительный, эмоциональный.)
- Ребята, четвертая группа провела наблюдение над лексикой текста. Пожалуйста.
(Лексика по преимуществу нейтральная. Автор использует слова со значением оценки (“точно и естественно” вписано, “белоснежный лебедь”, “прелесть”, “умиротворяющим”); лексические повторы, устойчивое сочетание (“час от часу”); синонимы, в т.ч. контекстуальные:
Храм, строение, сооружение, Покров на Нерли;
Холм – бугор; пейзаж – природа, окрестность,
Местность; волны – речные потоки;
Антонимы – “один раз – многократно”.)
- Какие тропы и стилистические фигуры использовал автор? Зачем?
(Чтобы сделать текст образнее, ярче, эмоциональнее, автор использовал эпитеты: “благородные пропорции”, “луговое раздолье”, “духмяные травы”, “неоглядные просторы”; метафоры: “строение вписано”, “душевное спокойствие приходит”, развернутая метафора “лирическая поэма из камня”, “река жизни”; олицетворение: “лучи играют”, “храм плывет”, “века пронеслись”, сравнение: “храм, как белоснежный лебедь”, стилистическая фигура: градация из 10-го предложения есть инверсия.)
- Какими морфологическими средствами пользовался автор?
(Глаголы повелительного наклонения (“отправляйтесь, вглядитесь” – помогают вести диалог с читателем; глаголы настоящего времени (“растут, уносит…) подчеркивают, что действие происходит сейчас. 3) глаголы в форме 2-го лица ед.ч. создают “эффект присутствия” 4) повтор местоимения “вы, вам” создает ощущение доверительного разговора с читателем”.)
- 4-ая группа провела наблюдения за синтаксическим строем текста. Ваши выводы.
(Автор употребил простые предложения (3,5,8); СПП с одним придаточным (6-е с придаточным изъяснит., 7-е с придаточное времени, 12-е с опред., 14-е с прид. определит.), а также СПП с несколькими придаточными и разными видами подчинения (это 1, 2, 4, 13, 15). Почти все предложения осложнены или причастным или деепричастными оборотами, или вводными словами. Такой синтаксический строй делает текст изобразительным, эмоциональным, помогает передать красоту пейзажа, выразить восторг от увиденного, а также стремится заинтересовать, заставить поразмышлять.)
- Назовите способ связи предложений в тексте. (Цепная с фрагментами параллельной: лексические повторы; синонимы….)
- Сформулируйте идею текста. (Памятники культуры, сама русская природа положительно влияют на человека, прекрасно преображают его, дают ощущение полноты жизни.)
- Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова? (Восторга, радости, гордости.)
- А какие выводы из текста вы сделали для себя? (Любить Родину, с уважением относиться к памятникам культуры, интересоваться историей, учиться видеть красоту. И еще увидеть храм, прикоснуться к нему.)
- Ребята. Как вы думайте, мы справились с поставленной задачей?
Подведение итогов работы в группах. Самооценка учащихся.
- Ребята, а теперь посмотрите на экран, подумайте и поставьте себе оценку за урок. Поднимите руки те, кто поставил себе “5”, а кто оценил свою работу на “4”?
- Мы не расстаемся с вами с текстом Е.Осетрова. Я предлагаю 3-х уровневое домашнее задание. 1 ур. – рецензия на этот текст; 2 ур. – аннотация на весь текст “Поэма из камня”; 3 ур. – списать, расставив пропущенные буквы и знаки препинания.
- Ребята! Я сегодня попыталась приобщить вас к великой Красоте, чтобы через эту красоту вы осознали, что мы с вами, живущие на этой хрупкой планете Земля, составляем единый союз с поколениями ушедшими и грядущими.
И в заключении предлагаю послушать песню на слова поэта Серебряного века Николая Гумилёва, которому завтра исполняется 120 лет со дня рождения. (Звучит песня “Храм твой, господи”.)
Урок окончен, спасибо за работу, ребята, а гостям спасибо за внимание.
Текст
(1) Если вам в жизни приходится (не)легко если скорбь и печаль овл...дели вашим сер?цем отправляйтесь в заливные клязьминские луга, туда где на холме среди деревьев стоит храм Покрова. (2) Вгл..дитесь в благородные пропорции белого храма отражающегося свыше восьми веков в водах и вы увид..те, как точно и естестве(н, нн)о вписа(н,нн)о строение в окружающий пейзаж – луговое средне(русское) раздолье где р..стут духмяные травы лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков…
(3) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия ол..цетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом мес?ности.
(4) Заблуждается тот кто увид.. в храм один раз считает что знает его. (5) Лирическую поэму из камня именуемую Покровом на Нерли, надо перечитывать многократно. (6) И тогда может быть во всей полноте вы поймете в чем прелесть этого (не)большого сооружения гармонирующего с окружающей природой.
(7) На ра(с, сс)веете когда над заречными лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. (8) Храм возвышается среди волн как бело(снежный) лебедь. (9) Текут речные потоки. (10) Дни и ночи месяцы и годы столетия уносит река жизни. (11) Сменяются пок..ления, а лебедь–храм плывет и плывет среди неоглядных просторов. (12) Любуясь Покровом на Нерли думаешь об истории.. храма о веках что пронеслись над его стенами…
(13) Очень хорош Покров на Нерли летом когда косари выходят на пойму когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. (14) По скоше(н, нн)ой луговине вы минуете реку Нерль поднимаетесь на высокий холм где стоит храм. (15) Вы оглядываете окрестность где все дыш..т миром и спокойствием и думаете что на свете есть счастье…
Евгений Осетров
Карточка 1.
Какова тема текста?
Карточка 2.
- Озаглавьте текст.
- Чьи слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е.
Осетрова?
• Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить,
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть. (Константин Бальмонт)
• Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости…(Николай Рерих)
• Мы пришли с тобой и замерли,
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова…
Что не камень, а из света весь,
Из любовей, из молитв, -
Вот и с Вечностью сведались:
И возносит, и знобит… (Б. Чичибанин)
Какими морфологическими средствами
пользовался автор?
- Какого типа речи текст?
- Сформулируйте идею текста.
- Какие выводы из текста вы сделали для себя?
Карточка 3.
- Какова тема текста?
- Что вы можете сказать о композиции текста?
- Сколько микротем в тексте? Запишите цитатные тезисы этого текста.
- Назовите способ связи предложений в тексте.
- Какие выводы из текста вы сделали для себя?
Карточка 4.
- Определите тему текста.
- Понаблюдайте над лексикой текста.
- Объясните значение слов (смотрите словарь): полноты бытия; лазоревые цветы; духмяные травы.
- Какая лексика по преимуществу используется (нейтральная, общественно-политическая)
- Найдите слова со значением оценки.
- Есть ли лексические повторы, устойчивые сочетания?
- Найдите синонимы, в том числе контекстуальные; антонимы. - Понаблюдайте за синтаксическим строением текста. Какие предложения использует автор? Для чего?
- Какой вывод из текста вы сделали для себя?