Цели:
- способствовать формированию умения давать лексическое толкование слову, употреблять синонимы, фразеологические обороты в речи;
- cпособствовать развитию речи, развивать познавательный интерес к предмету;
- воспитывать любовь к родному слову.
Оборудование:
- плакат, словари: “Словарь: русского языка” под редакцией Ожегова, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический словарь;
- мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
На доске плакат со словами А.Пушкина: ,,Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений”.
Перед уроком класс делится на группы 1 команда, 2 команда, эксперты, болельщики.
Вступительное слово учителя: Ребята, как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, и ко времени. “Хромое слово – хромая речь” – гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или услышанное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать толкование слов, выражений, постоянно расширять свой запас слов.
Мы изучили с вами материал по теме “Лексика” Сегодня обобщим усвоенное вами посредством игры.
Представляются команды, эксперты, зрители
Объясняются условия игры: за быстрый и правильный ответ команда получает по 1 баллу за каждое задание во всех раундах. Команда экспертов следит за правильностью ответов и выставляет баллы. Команда зрителей тоже участвует в игре.
РАУНД I
1. Продолжите фразу:
“Синонимы – это…”
“Омонимы – это …”
(Эксперты оценивают ответы.)
2. Подобрать синонимы к слову умный.
После выполнения задания на экране появляются синонимы:
понятливый
толковый
сметливыйсмышленый
мудрый
рассудительный
разумный
3. Отгадать загадки:
– Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
– Какую соль не кладут в суп?
– Из какого крана не льется вода?
– Какой лук не кладут в суп?
– Какой губкой нельзя мыться?
– Какой кистью не выкрасить стену?
РАУНД II
1. Заменить заимствованные слова исконно русскими:
Презентация – представление
Шоу – зрелище
Позитивный – положительный
Имидж – облик
Санкция – разрешение, указание.
Коммуникабельный – общительный
(После ответов команд на экране появляются правильные ответы.)
2. Употребить в словосочетаниях слова в прямом и переносном значениях:
Каменный – (каменное здание, каменное лицо).
Строить – (строить планы, строить мосты).
3. Найти фразеологизмы, близкие к значению быстро бежать: Сломя голову. Возносить до небес. Ищи ветра в поле. Зарубить на носу. Что есть духу. Держать язык за зубами. Во все лопатки. Делать из муки слона. Со всех ног. Идти в ногу.
(На экране показываются правильные ответы.)
РАУНД III
1. Отгадать загадки: с 3-х попыток.
А)
- он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека (1 попытка);
- его советуют искать в поле (2 попытка);
- на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (3 попытка).
Отгадка: ветер
Б)
- его вешают, приходя в уныние;
- его задирают, зазнаваясь;
- его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Отгадка: нос
2. Составить предложения с многозначными словами: кнопка, кисть.
3. "Испорченный телефон".
Первому члену 1 команды показывается карточка со словом “книга”, остальные члены в наушниках. Все по очереди дают лексическое толкование слова. Эксперты следят, чтобы не было повторов в толковании слова.
Первому члену 2 команды показывается карточка со словом “яйцо”, остальные члены команды в наушниках. Все по очереди дают лексическое толкование слова. Эксперты следят, чтобы не было повторов в толковании слова.
По окончании игры подводятся итоги.
Команде – победительнице выставляется “5”.
Команде – участнице “4”.
Оценивается работа экспертов, зрителей.
Заключительное слово учителя:
Дорогие ребята! Вы хорошо поработали, желаю вам дальнейших успехов в обогащении своего словаря.
Много читайте, подружитесь со словарями.