Обобщающий урок-игра по русскому языку. Клуб знатоков "Что? Где? Когда?" . 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • обобщение изученного материала по русскому языку в 5-6 классах;
  • обучение умению приводить в систему языковые явления;
  • конструирование предложений и мини-текстов.

Оформление доски: эпиграф: “Язык всем знаниям и всей природе ключ, во всех словах содержится картина”. Г. Р. Державин.

На доску выносятся баллы, полученные командами в конкурсах.

I. Приветственное слово учителя.

Уважаемое жюри! Уважаемые участники! Уважаемые гости и болельщики!

Мы рады приветствовать вас на нашем КВНе. Этот урок является заключительным уроком по русскому языку в 6 классе. Разрешите представить вам наше авторитетное жюри…

Наши участники должны блеснуть знаниями, проявить находчивость, смекалку и сплочённость.

Максим Горький сказал, что “язык - это оружие, как ружьё у солдата. Чем лучше оружие, тем сильнее воин”. Вот и мы посмотрим, насколько вы сильные воины.

II. Представление команд.

III. Первый конкурс. Разминка.

Вопросы.

1. Какой буквы не было в кириллице? (А. Земля. Б. Слово. В. Червь. Г. Небо). (Г).

2. Кто является автором словаря, вышедшего в 1949году? (А. Даль. Б. Ушаков. В. Ожегов. Г. Щерба). (В).

3. К какой части речи относится слово “сколько”? (А. Местоимение. Б. Числительное. В. Существительное. Г. Союз) . (А).

4. Укажите степень сравнения прилагательного в предложении: “Петя умнее Маши”. (А. Простая сравнительная). (Б).

5. Кого считают основоположником русского литературного языка? (А. Державина. Б. Ломоносова. В. Пушкина. Г. Лермонтова). (В).

6. Кто является автором “Толкового словаря живого великорусского языка”? (А. Ожегов. Б. Ушаков. В. Якобсон. Г. Даль). (Г).

7. Какого грамматического признака не имеет имя существительное? (А. Падеж. Б. Степень сравнения. В. Склонение. Г. Нарицательность). (Б).

IV. Подведение итогов первого конкурса.

Слово учителя. Уважаемые участники!

Чтобы лучше узнать соперников, задайте по одному вопросу команде противника. (Несложные вопросы были подготовлены заранее. Эти вопросы и ответы не оцениваются).

V. Второй конкурс.

Слово учителя.

В. Г. Белинский говорил, что “человек боится только того, чего не знает. Знанием побеждается великий страх”. Вот и мы надеемся, что вы с помощью своих знаний бесстрашно будете двигаться вперёд. Условия конкурса. Вопросы по теме “Имя существительное”. На обсуждение даётся одна минута. Участники могут записывать вопросы.

Вопросы.

1. Могут ли существительные “вода, грязь, масло” употребляться во множественном числе? Приведите примеры. (Да. Минеральные воды, лечебные грязи, технические масла).

2. Какого рода существительные “тюль, шампунь, какаду, шимпанзе”? Составьте словосочетание. (Мужской род. Красивый тюль, мягкий шампунь, зелёный какаду, большой шимпанзе).

3. Назовите несколько одушевлённых существительных среднего рода. (Дитя, существо, чудовище, животное, насекомое).

4. Почему слова кувшин – кувшинка, графин – графиня не являются родными антонимами, как слова мальчик – девочка? (У них разные лексические значения).

5. Какого рода слова забияка, староста? Составьте с ними словосочетания. (Общего рода. Вредный (-ая) забияка, строгий (-ая) староста).

VI. Подведение итогов второго конкурса.

VII. Третий конкурс.

Слово учителя.

Перед началом третьего конкурса мне хотелось привести слова Д.С. Лихачёва. “Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо”. Вот так и мы, шаг за шагом проходим препятствия, встречающиеся у нас на пути. Следующий конкурс связан с темами “Имя прилагательное”, “Местоимение”, “Глагол”.

Вопросы.

1. Назовите как можно больше пословиц с качественными прилагательными-антонимами. (“Худой мир лучше доброй ссоры”, “Волос долог ум короткий”, “За одного битого двух небитых дают”).

2. Поставьте в творительном падеже: 40 секунд, 90 километров, 400тетрадей, 73 метра. Чем отличаются склонения порядковых и количественных числительных? (Сорока секундами; девяноста километрами; четырьмястами километрами; семьюдесятью тремя метрами. У количественных числительных изменяются все слова, у порядковых – только последнее).

3. Какое местоимение не имеет именительного падежа? (Возвратное местоимение себя).

4. Образуйте совершенный вид от глаголов говорить, ловить, брать, приходить, ложиться. (Сказать; поймать; прийти; лечь).

5. Образуйте повелительное наклонение глаголов вылезать, ехать, лечь. (Вылезай (не “вылазь”); поезжай (не “едь”, “ехай”); ляг (не “ляжь”).

6. Объясните, когда следует употреблять глагол “одеть”, а когда – “надеть”. (Одевают кого-нибудь).

VIII. Подведение итогов третьего конкурса.

IX.Слово учителя.

Зачитывается стихотворение.

Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова - словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту…

О чём это стихотворение? (О силе и важности слова). В каком разделе языка изучается слово как отдельная единица? (Лексика). А в каком изучаются устойчивые сочетания слова? (Фразеология). Следующий конкурс связан с лексикой и фразеологией.

X. Четвёртый конкурс.

1. Какого происхождения слова сундук, свёкла, базар – русские или заимствованные? (Заимствованы из тюркского языка).

2. Представьте, что вы авторы толкового словаря. Вам нужно составить словарную статью, в которой бы вы объяснили значение слов: гардероб, крыло, земля. Это слова многозначные. (Капитаны вытягивают карточки со словами). (Гардероб – 1) шкаф для одежды; 2) помещение в общественном здании, предназначенном для хранения одежды; 3) вся носильная одежда одного человека. Крыло – 1) орган, при помощи которого летает и помогает себе в передвижении птица или насекомое; 2) часть самолёта; 3) вращающаяся часть ветряной мельницы; 4) боковая пристройка. Земля – 1) земной шар, государство, народ; 2) суша; 3) поверхность суши; 4) земельное владение; 5) страна.

3. Назовите как можно больше фразеологизмов со словами рука, нос, язык. (Выигрывает тот, кто назовёт, как можно больше фразеологизмов).

4. К данным пословицам подберите близкие по значению:

а) Близок локоть, а не укусишь (Видит око, да зуб неймёт).

б) Взялся за гуж, не говори, что не дюж (Назвался груздем, полезай в кузов).

в) Не было счастья, да несчастье помогло (Нет худа без добра).

5. Гонка за лидером. За минуту нужно объяснить, как можно больше фразеологизмов. Допускается объяснение одним словом. (Примеры фразеологизмов см. в статье А. И. Никерова “Внеклассные занятия по лексике в 6 классе”).

XI. Подведение итогов.

XII. Творческий заключительный (пятый) конкурс.

Слово учителя.

Мы приближаемся к финалу. Это задание покажет вашу творческую силу. В. Г. Короленко говорил, что слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, которым он обладает, другим людям.

В течение трёх минут сочините миниатюру, которая бы раскрывала смысл пословицы. Капитаны выбирают карточку с предложением.

А) Не спеши языком, торопись делом.

Б) Славен человек не словами, а делами.

В) Зазнайка хорош, да цена ему грош.

XIII. Подведение итогов. Вручение дипломов.