Физика
-
Развитие универсальных учебных действий на уроках физики 2012
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий». В статье даны некоторые направления развития познавательных УУД при изучении физики. Система развивающего обучения формирование УУД предлагает осуществлять в ходе учебной деятельности учащихся по решению системы учебных задач. Рассмотрен пример урока решения учебной задачи в 7-м классе по теме "Исследование силы тяжести".
-
Интегративное обучение и развитие естественно-научной культуры школьников 2012
В статье дается определение и рассматриваются аспекты интегративного обучения.
-
Интерференция света. Тайна мыльных пузырей 2012
Урок-презентация с целью выяснения смысла понятия интерференции, рассмотрения энергетических эффектов, разъяснения условий наблюдения интерференции света.
-
Урок по теме "Невесомость" 2012
Урок посвящен обобщению материала о состоянии невесомости. При его проведении используются фрагменты популярного учебного фильма, созданного учениками в рамках проектной деятельности учащихся.
-
Игра "Первые шаги по дороге в мир физики" 2012
Методическая разработка представляет собой игровой урок обобщения знаний для семиклассников по теме "Первоначальные сведения о строении вещества". По форме урок – соревнование команд. Нестандартная форма урока оживляет атмосферу учебного процесса и способствует формированию и активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. В игровой форме семиклассники обобщают и закрепляют знания, развивают навыки самостоятельной деятельности. Игру сопровождает мультимедийная презентация.
-
Театрализованный урок "Что изучает физика" 2012
Первый урок физики в 7-м классе проходит в театрализованной форме. Маг-волшебник, хранитель физических явлений, показывает ученику уголок чудесного мира физики. Используя занимательные опыты, маг-волшебник рассказывает, какие физические явления и понятия изучает физика и как они могут быть объяснены на основе тех знаний, которые ребята получат, изучая физику. Нетрадиционная форма проведения урока вызывает у учеников радость, удовлетворение, увлечённость познанием, обучение обретает подлинную силу.
-
Школьная учебная конференция повышает эффективность урока 2012
Важная проблема, волнующая всех учителей, – повышение эффективности урока. Школьная учебная конференция в некоторой степени решает эту проблему. В работе рассмотрены этапы подготовки к конференции.
-
Количество теплоты. Энергия топлива 2012
Урок призван обобщить изученный материал, подготовить учащихся к контрольной работе.
-
Открытый урок по физике на тему "Сила трения" 2012
Комбинированный урок знакомства учащихся с явлением трения, с понятием «сила трения». Учащиеся должны понять причины трения, знать характеристики силы трения, уметь приводить примеры использования физических знаний о механических явлениях и решать задачи на применение изученных физических законов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
-
Урок по физике "Механическая работа" 2012
На уроке используются новые технологии в обучении физике: системно-структурный подход, демонстрационно-технический подход, задачный метод обучения. Данные подходы способствуют наиболее полному усвоению материала по физике, заставляют ученика переходить от пассивного участника образовательного процесса к активному, что способствует более качественному усвоению материала по предмету.
-
Давление газа. Закон Паскаля 2012
Урок разработан с использованием интегративно-дифференцированного подхода, с учётом когнитивных стилей учащихся. Основная дидактическая цель – уяснить сущность давления газа на стенки сосуда.
-
Урок в 11-м классе по теме "Трансформатор. Передача электроэнергии" 2012
На уроке изучаются устройство и принцип действия трансформатора. Рассматриваются принципы построения системы производства, передачи и распределения электроэнергии.
-
Графическое представление информации на уроках физики 2012
Аналитический способ решения задач мало нагляден и требует от учащихся выполнения в уме ряда абстрактных логических операций, что не всякому под силу. Чтобы преодолеть этот недостаток, я предлагаю использование графического способа представления информации для углубления изучения материала.
-
Программа элективного курса для профильной подготовки учащихся 10-го класса "Кинематика. Динамика" 2012
Программа курса составлена для учащихся общеобразовательного 10-го класса. В программе элективного курса указаны основные знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися при изучении курса, подробно излагается учебно-тематический план, учебно-методическое обеспечение курса, кратко излагается содержание изучаемого элективного курса. По окончании обучения учащимся предлагаются творческие и конструкторские задания.
-
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 8-го кадетского класса "Физика в биологии, химии и медицине" 2012
Программа курса составлена для учащихся кадетского 8-го класса. Введение данного курса необходимо в связи со спецификой преподавания в кадетских классах МЧС России. В программе элективного курса указаны основные знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися, подробно излагается учебно-тематический план, учебно-методическое обеспечение курса. По окончании обучения учащимся предлагаются следующие творческие и конструкторские задания.
-
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда 2012
Учащиеся на уроке обнаруживают наличие силы, выталкивающей тело из жидкости, устанавливают, от каких факторов она зависит, формулируют закон Архимеда.
-
Обобщающий урок по теме "Теплота", посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова 2012
На уроке учащиеся знакомятся с биографией М.В. Ломоносова (периоды жизни и творчества, касающиеся физики и химии особенно), с его работами. У ребят развивается чувство гордости за Россию и своих соотечественников. На примере разносторонней деятельности ученого учитель показывает необходимость изучения школьных общеобразовательных предметов.
-
Сила трения 2012
Технология критического мышления позволяет создать условия, в которых учащийся приучается работать самостоятельно, порождать свои смыслы и идеи, обосновывать их, обсуждать их в дискуссии, выслушивать мнение другого, критически относиться к мнению оппонента, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других людей; учится анализировать, работать с понятиями, начинает разбираться в целях и задачах самого учебного процесса. Данную технологию использую на уроке в 7-м классе.
-
Урок-конкурс по теме "Геометрическая оптика" 2012
Урок-конкурс в 8-м или 11-м классе ставит своей задачей научить учащихся работать в команде, демонстрировать свои знания и умения при объяснении эксперимента, показать применение теории на практике. Учащиеся закрепляют навыки решения задач; формируют навыки коллективной работы; в игровой соревновательной форме показывают свои знания; развивают коммуникативные способности.
-
Разложение белого света на цвета. 8-й класс 2012
На уроке используются ИКТ, фронтальный опрос, выполняется фронтальная лабораторная работа для подготовки к изучению нового материала. На протяжении всего урока используется презентация, что способствует вовлечению ребят в работу на уроке и развитию познавательной деятельности учащихся.
-
Компетентностные задачи на уроках физики 2012
В статье даны классификации компетентностных задач по Т.А. Ивановой и В.В. Серикову. Приведены требования, предъявляемые к компетентностным задачам. Рассмотрены примеры компетентностных задач по физике.
-
Интегрированный урок "Законы механики в физике и искусстве" 2012
Цели урока: в интересной форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявление изученных закономерностей в окружающей жизни, в искусстве, расширить кругозор учащихся сведениями из истории жизни великих учёных, из истории космонавтики, из истории искусств, совершенствовать навыки самостоятельной работы.
-
Изучение предметов естественно-научного цикла на материалах катастрофы на ЧАЭС 2012
Проблемы охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, энергетической безопасности – исключительно актуальны. В этих условиях экологическое просвещение и воспитание стали необходимым фактором выживания. Тему «Ядерная энергетика и экологическая безопасность» учащиеся изучают на материалах катастрофы на ЧАЭС.
-
Формирование гуманистического мировоззрения на уроках физики 2012
Привлечение к учебному процессу произведений изобразительного искусства формирует у школьников гуманистическое мировоззрение, развивает познавательный интерес и ассоциативное мышление, способствует видению красоты мира и воспитывает чувство прекрасного. На уроке используются картины В. Перова «Тройка», И. Репина «Бурлаки на Волге». Изучается их идейно-нравственное содержание.
-
Применение информационных технологий на уроках физики. Урок "Парообразование и конденсация". 8-й класс 2012
Урок в 8-м классе призван создать условия для усвоения учебного материала. Используя проблемное обучение, формировать понятия о явлениях парообразования и конденсации, формировать представление о процессе научного познания, прививать культуру умственного труда.
-
Исследование изопроцессов в газах с помощью набора по молекулярной физике и термодинамике 2012
Предложены руководства по исследованию изопроцессов в газах с помощью набора по молекулярной физике и термодинамике. Данный набор поступил в школы в последние годы, и описание к ним отсутствует. Данная статья частично восполняет этот пробел и может быть рекомендована для проведения лабораторных работ в 10-м классе по физике.
-
Солитонное движение маятника и вытекание жидкости из пены 2012
Рассмотрена физическая модель солитонного движения маятника и ее компьютерная модель, программа которой написана на языке Visual Basic. Показано, что данная физическая модель подходит для описания реального физического явления – вытекания жидкости из столба пены.
-
Урок "Применение сообщающихся сосудов в различных областях". 7-й класс 2012
Цель урока: актуализировать и углубить знания по теме "Сообщающиеся сосуды".
-
Модель урока "Свойства кристаллических и аморфных тел" 2012
Игра, имитирующая работу редакции альманаха "Мир вокруг нас". Деятельность дифференцирована, предполагает умение слаженно работать в группе с учетом разного уровня сформированности основных компетенций. Конкурсы направлены на выполнение заданий, несущих эмоциональную и смысловую нагрузку. Большая часть материала ориентирована на знакомство с работами современных художников-дизайнеров мира, предполагается развитие интереса к применению известных свойств кристаллов в мире искусства.
-
Метод проектов на уроках физики 2012
Процесс работы над проектом стимулирует обучающихся к деятельности, к активности, развивает интерес к предмету, воображение, творческое мышление, самостоятельность, коммуникативность. Данный урок не только способствует развитию устойчивого интереса к физике, содействует углублению и расширению знаний обучающихся, но и выполняет ряд задач, направленных на формирование общих компетенций.