Цели:
- повторить и обобщить полученные знания по изученному материалу по теме "Первоначальные сведения о строении вещества";
- повысить интерес к изучению физики;
- воспитать чувства товарищества и взаимовыручки;
- расширить кругозор учащихся
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к игре.
Оборудование для лабораторной работы: линейки, проволока разного диаметра, карандаши, амперметр, вольтметр, ваттметр.
Ход игры
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались для того ,чтобы поучаствовать в игре "Первые шаги по дороге в мир физики". И наше мероприятие проходит в очень знаменательный для всего ученого мира год. Вам всем хорошо известно, что 2011 год - это год 300-летия гениального русского ученого М. В. Ломоносова. И сегодня мы не можем не вспомнить о его могучем, многогранном, самобытном таланте, который коснулся всех сторон науки и культуры своего времени. То, что сделал Ломоносов много раз более чем достаточно для вечной славы нашего замечательного соотечественника. (Приложение 1)
Ломоносов принадлежит не только истории. Его имя и деяния всегда будут на знамени передовой науки, направленной на служение народу. Во т и вы, семиклассники, начали постигать азы, на мой взгляд, самой интересной и трудной, но очень необходимой человеку науки, физики. И если вы будите проявлять усердие и упорство в изучении этой науки, то, как знать, может, добьётесь успехов, не менее значимых, чем поморский мальчик их Архангельской губернии М. В. Ломоносов. (Приложение 2)
Слайд 1-2
Физика - какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук.
Физика - опора и основа
Всех без исключения наук!
Ну, а мы начинаем нашу игру. Сейчас мы вам раздадим маршрутные листы, из которых вам будет понятно, какие испытания вас ожидают сегодня.
Наша игра состоит из 7 конкурсов - испытаний. В результате этой игры мы выявим самых усердных и смекалистых в изучении физики ребят. А начнём с жеребьёвки. Тот номер, который вытащит капитан команды и будет вашим порядковым номером для участия во всех конкурсных испытаниях. Приступим.
(Идёт жеребьёвка и определяется порядок участия игроков в конкурсах)
Учитель: Первый конкурс называется "Давайте познакомимся"
Слайд 3
Чтоб игру уверенно начать,
Должны друг друга лучше вы узнать.
Команде каждой мы успеха пожелаем
И слово вам предоставляем.
(Капитаны представляют свои команды, зачитывая название и девиз)
Учитель: Второй конкурс называется " Разминка"
Слайд 4 С нами загадки играют в прятки
(Каждой команде предлагается отгадать по три загадки, связанные с физическими приборами, явлениями, агрегатными состояниями вещества)
Слайды 5-16
Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся.
(запах)Поднялись врата, всему миру красота.
(радуга)
Я и туча, и туман, я ручей и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.
(вода)В белом бархате деревни, и заборы, и деревья.
А как ветер нападёт, этот бархат опадёт.
(иней)Я под мышкой посижу и что делать укажу:
Или разрешу гулять, или уложу в кровать.
(термометр)Стучат, стучат, не велят скучать.
Идут, идут, а всё тут и тут.
(часы)
Качается стрелка туда и сюда.
Укажет нам север и юг без труда.
(компас)На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперёд нам погоду узнаёт.
(барометр)На дворе переполох: с неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина, у неё теперь ангина.
(град)У избы побывал - всё окно разрисовал,
У реки погостил - во всю реку мост мостил.
(мороз)Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
(туча)Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает.
Он от матери рождён и сам её рождает.
(лёд)
(жюри подсчитывает баллы)
Учитель: Третий конкурс называется " Вопрос - ответ"
Слайд 17
"Науку всё глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет"
Фирдоуси
(Каждой команде предлагается ответить на три вопроса по теме "Первоначальные сведения о строении вещества")
Слайд 18
- Как называются частицы, из которых состоят вещества? (молекулы и атомы)
- Из каких наблюдений следует, что размеры молекул малы? (диффузия, броуновское движение, фотографии молекул)
- Одинаковы ли размеры молекул одного и того же вещества? (одинаковы)
- Одинаковы ли промежутки между молекулами?) (это зависит от температуры, строения вещества, агрегатного состояния вещества, промежутки могут быть различными)
- Одинаков ли состав молекул одного и того же вещества? (одинаков, если говорить о химически чистом веществе)
- Одинаковы ли размеры молекул разных веществ? (различны)
- Температура одного тела больше, чем температура другого . Оба тела из одного вещества. В каком теле молекулы движутся быстрее? (в том, где температура выше)
- При какой температуре замерзает лёд? (00 С)
- При какой температуре кипит вода? (1000 С)
- В какой воде соль раствориться быстрее - холодной или горячей? (в горячей, с ростом температуры процесс диффузии идёт интенсивнее)
- С одинаковой ли скоростью движутся молекулы воздуха в зимнее и летнее время? (летом быстрее)
- Лёд и водяной пар состоят из одинаковых молекул воды. Одинакова ли скорость молекул воды в твёрдом и газообразном состояниях? (молекулы водяного пара двигаются значительно быстрее)
(Жюри подсчитывает баллы)
Учитель: Четвёртый конкурс называется "Глаз - алмаз"
Слайд 19
"Наука начинается с тех пор, как начинают измерять".
Д. И. Менделеев
Слайд 20
(Каждой команде предлагается определить цену деления и показание прибора)
Учитель: Пятый конкурс называется "Лаборатория"
Слайд 21
"Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением".
М. В. Ломоносов
Слайд 22
(Каждой команде предлагается определить диаметр проволоки, используя известный им способ рядов)
Учитель: Шестой конкурс называется "Капитаны, вперёд!"
Слайд 23 Пословица недаром молвится.
Слайд 24
(В конкурсе участвуют капитаны команд, им предлагают прочитать пословицу и ответить на вопросы)
- О каком физическом явлении(понятии, законе) говорится в пословице?
- Каков её физический смысл?
- Верна ли пословица с точки зрения физики?
В чём её житейский смысл?
- 1-му капитану: Ему и беда, что с гуся вода.
- 2-му капитану: Дружба, как стекло: разобьёшь - не сложишь.
- 3-му капитану: На мешке с солью и верёвка солёная.
- 4-му капитану: Над маслом вода не всплывает, над правдой кривда не поднимается.
(Жюри подсчитывают баллы)
Учитель: Седьмой конкурс называется "Что есть что?"
Слайд 25
Как порою нелегко
Разобраться, что есть что?
Я надеяться хочу,
Что вам задание по плечу!
Слайд 26
(Каждой команде выдается таблица, в которую им необходимо вписать слова, определив , что это: тело, явление, вещество, физическая величина, единица измерения физической величины)
Тело | Явление | Вещество | Физическая величина | Единица измерения физической величины |
компас | молния | древесина | скорость | секунда |
стакан | ветер | кислород | путь | метр |
Земля | землетрясение | железо | время | грамм |
гвоздь | дождь | нефть | температура | сутки |
капля | диффузия | стекло | объём | градус |
Слайд 27
(Жюри подводит итоги конкурсов)
Учитель: Вот и подошла к концу наша игра, а дорога в мир физики для вас, семиклассники, только началась. Вы находитесь в самом начале этого пути. Хочется надеяться, что вы с удовольствием отправитесь в это интересное путешествие. Будьте любознательны, и тогда дорога будет легка, а знания , которые вы приобретёте будут прочные .
(Объявляются итоги игры, вручаются грамоты командам-победителям и призёрам )
Слайд 28