Театрализованный урок "Что изучает физика"

Разделы: Физика


Задачи: в нетрадиционной, занимательной форме познакомить учащихся с новым предметом; развить познавательную активность и творчество учащихся, наблюдательность и чувство юмора, расширить технический кругозор; заинтересовать ребят в изучении нового предмета

Оборудование: шарик, покрытый сажей; сосуд с водой; гальванометр; гвоздь; медный провод; яблоко; железный чайник; алюминиевый сосуд от калориметра; молочная бутылка; вареное яйцо; осколок зеркала; модель метательной машины; ванна Архимеда; игрушка-лягушка; желоб; штатив лабораторный; спирт; электрофорная машина; шарик на шелковой нити; магнит; спички; плоский конденсатор.

Ход урока

Учитель. Сегодня мы с вами начинаем изучение основ очень интересной и полезной науки – физики. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что изучает физика, как она возникла, какое большое значение она имеет для понимания явлений природы и трудовой деятельности человека.

Трудно было человеку
Миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса!
Он всего, всего боялся
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить,
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто всё узнать
Самому во всё вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он Земли науку,
Кратко «физикой» назвал
Под названьем тем коротким
Он природу распознал!

Действующие лица: ученик; Маг-волшебник, хранитель физических явлений с древних времён и до наших дней.

Ученик сидит за партой. Открывает глаза от учебника, зевает, потягивается и, глядя поверх класса, растягивая слова, произносит: «Правило левой руки, правило правой руки, правило буравчика. Тоска зелёная эта физика!»

Снова смотрит в учебник, зевает, клюёт носом. Опускает голову на руки и засыпает. Голос: «И снится ему сон»

В классе появляется, медленно приближаясь из темноты, Маг-волшебник с длинной седой бородой, в чалме и восточном халате, в тёмных очках. Взмахивает волшебной палочкой. Ученик поднимает голову, медленно поворачивается, в изумлении встаёт и отходит назад.

Маг. Ты отрок, назвал тоской зеленной древнейшую и прекраснейшую науку физику. Ту самую физику, которая дала людям электрический свет и радио, телефон и телеграф, привела в движение станки заводов и машины, подняла в воздух самолёты и ракеты. Да знаешь ли ты, что такое физика?! Я, Маг-волшебник, хранитель физических знаний, уже более двух тысяч лет собираю и храню мудрость этой науки. Пойдём же со мной, я покажу тебе лишь крошечный уголок чудесного мира физики. Но полагаю, и этого будет достаточно. Чтобы ты понял, как заблуждаешься.

Берёт ученика за руку и ведёт за собой. Ученик осматривает с удивлением столы и полки с приборами, стены, увешанные портретами великих физиков, таблицами, диаграммами и схемами.

Маг. Обрати свой взор сюда, отрок, на этот маленький шар в воде. Не скажешь ли ты мне, в какой цвет окрашен этот шар?

Ученик. Разве ты не видишь сам, что он имеет белую блестящую поверхность? Это обыкновенный никелированный шарик, опущенный в воду!

Маг. С сомнением качает головой. А не поспешен ли твой вывод, отрок?

Ученик. Смеется. Ну что же, давай посмотрим.

Старик извлекает за цепочку из воды шар Гравезанда. Вырывается возглас удивления у ученика. Шар покрыт густым матово-черным слоем сажи. Старик погружает шарик в стакан, и он опять становится блестящим.

Ученик. Занятый фокус! Надо показать его в школе ребятам. Задумывается. Вот только как его объяснить? Непонятно, почему шар меняет свой цвет.

Маг. Нет, шарик свой цвет не меняет, а физика давно уже объяснила явление, так сильно поразившее тебя. И ты бы в школе мог, наверное, его понять, когда бы наукой ни пренебрегал. Все очень просто: вода не смачивает сажу и от тончайшей воздушной пленки, облегающей шар, полностью отражается все световые лучи, падающие на него. Поэтому он и кажется нам блестящим и светлым.

Ученик. Так просто? Вот здорово! Надо обязательно показать в школе.

Маг. Идём же дальше неразумное дитя. Подводит к столу, где стоит гальванометр, от которого идут провода: к концу одного из них прикреплён гвоздь, к другому – медный провод. Провода отходят к чёрному ящику – концы воткнуты в картофелину или яблоко.

Ученик. Да это же гальванометр. Мы совсем недавно изучили. Он фиксирует наличие тока в цепи. Что же является источником? Обращается к волшебнику и пытается заглянуть под ящик.

Маг. Как ты думаешь, отрок, что находится под этим ящиком.

Ученик. Ну-ну, что-оо, может батарейка. Маг, молча, поднимает чёрный ящик.

Ученик. Раскрыв широко глаза, по слогам произносит. Яб-ло-ко! Отскочив от стола. Ты, наверное, смеёшься, старик, надо мной. Что за шутки могут быть в твоём возрасте?

Маг. Несчастный отрок! Как можно в ваши дни не знать таких простых вещей. Маг объясняет. Раствор минеральных солей, содержащихся в яблоке и разнородные проволоки образуют гальванический элемент.

Маг. Подводит ученика к другому столу, на котором собрана цепь – железный чайник, алюминиевый сосуд от калориметра и гальванометр, соединенные проводниками в последовательную цепь. В чайник налит чай, в котором растворено немного поваренной соли.

Ученик. Ты, в самом деле, кажется, волшебник.

Маг. Улыбаясь. Но это – же не я, а физика – волшебница тебя так поразила. А всё потому, что слишком мало ты с ней знаком. Здесь получился гальванический элемент. Изменение силы тока объясняется изменением сопротивления элемента, которое зависит от расстояния между электродами, «опущенными» в раствор электролита и площади их поперечного сечения. Эта площадь в опыте определяется толщиной струи.

Ученик. Вот бы нашим ребятам всё показать. Ахнули бы!

Маг. Хорошие ученики всё это знают.

Ученик. Ну да, откуда же они могут всё это знать?

Маг. Да из учебника, из книг, которые советовал вам прочитать учитель. Прочел ли ты хоть одну из них?

Ученик. Я… хотел одну прочитать, да времени как-то не хватило. Кроме того, я не знал, что это так интересно.

Маг. Так-так. Смотрит задумчиво вверх. А вот не скажешь ли мне, отрок, какой ты наибольший груз поднять способен?

Ученик. Да я килограммов восемьдесят удержу.

Маг. Мне кажется, что больше. Ведь и сейчас ты держишь на себе не меньше тридцати пудов.

Ученик. Смотрит вверх, потом на старика, пожимает плечами. Ничего я сейчас не держу. Что это ты, старик, говоришь? А-а это, наверно, у тебя от старости.

Маг. А воздух разве на тебя не давит? Ведь сотни километров его над головой у каждого из нас.

Ученик. Смеётся. Что ты, разве может он давить с такой силой? Он же совсем ничего не весит!

Маг. И снова заблуждаешься ты, отрок. Опять подводит физика тебя.

Берет свернутый гармошкой лист бумаги, поджигает его и опускает в молочную бутылку. Через 1–2 с горлышка закрывает яйцом. Горение бумаги прекращается, и яйцо начинает втягиваться в графин

Ты говоришь, что воздух ничего не весит. Показывая на бутылку. Берет за руку ученика и ведет к столу, на котором лежат экспонаты.

Маг. Наши экспонаты тесно связаны с именами замечательных ученых физиков.

Вот осколок зеркала Архимеда (показывает), с помощью которого великий ученый сжег вражеский флот на подступах к Сиракузам. Вторым экспонатом является метательная машина, которую горожане Сиракуз также использовали для отражения атак противника. Демонстрирует самодельную модель.

Ученик. Она до сих пор в действии? Удивляется.

Маг. А это знаменитая ванна Архимеда, в которой он открыл свой замечательный закон.

Ученик. Удивляется. Она прекрасно сохранилась, несмотря на свою многовековую историю.

МАГ. Снимая несколько стеклянных сосудов с экспоната, берет в руки и показывает ученику. Это – то самое яблоко, которое упало Ньютону на голову и послужило толчком для открытия закона всемирного тяготения.

Ученик. Я знаю, так хранится международный образец килограмма во Франции, в городе Севре. С этого эталона изготовлены копии для других стран.

Маг. Оказывается, ты знаешь кое-что, но все – же слишком мало.

Ученик. Хватая со стола. А чем знаменита эта лягушка?

Маг. Итальянский ученый Гальвани, готовя заболевшей жене, бульон из лапок лягушек, открыл «живое электричество». И эта одна из «знаменитых» лягушек – перед вами.

Ученик. Как все это удивительно! Да, ты прав, старик, я очень ошибался. Действительно, физика – интереснейшая наука!

Маг. Показывает опыт. Желоб закреплен в лапке штатива с наклоном. У нижнего конца желоба установлена горящая свеча. Кусок ваты, смоченный эфиром, положен на верхний конец желоба. Пламя моментально распространяется по желобу и доходит до смоченной ватки.

Ученик. Это, наверное, волшебный фокус.

Маг. Ты снова заблуждаешься. Не фокус это и не чудо. Дает объяснение этому опыту.

Эфир начинает испаряться, и так как его пары тяжелее воздуха, то они стекают по желобу вниз, доходят до пламени спиртовки и воспламеняется. Этот опыт доказывает опасность распространения паров легковоспламеняющихся горючих веществ, вблизи места их распространения.

Маг. Ведёт ученика дальше и говорит. Человек всегда задумывался над вопросом статического электричества. Посмотри, что будет происходить, если я начну вращать диски машины…

Показывает опыт: между пластинками раздвижного плоского конденсатора, присоединенного к электрофорной машине, подвешен на шелковой нити маленький шарик из станиолевой бумаги. При вращении дисков машины, шарик колеблется.

Ученик. Занятный опыт. Как все это удивительно?

Маг. Берет обыкновенную спичку и подносит к магниту: никаких действий не наблюдается, говорит: «Но посмотри что произойдет, если я зажгу спичку и дам ей обуглиться. Показывает, спичка начинает притягиваться к магниту.

Ученик. Кричит с восторгом. Здорово! Ребята не поверят!

Маг. Я мог бы показать тебе еще немало чудесных явлений физики, но мне пора. Уж новые открытия и в разных уголках Земли зовут меня, и в летопись свою я должен их вписать.

Ученик за столом в прежней позе. Медленно поднимает голову, открывает глаза, удивленно смотрит перед собой, потом на учебник. Тихо говорит: «Какой странный сон приснился». Помолчав немного, громко произносит: «А только сон ли? Пожалуй, нет, не сон. Теперь я вспоминаю, что все это когда-то по физике мы это проходили. Но я не замечал, как это интересно, но и столько пропустил мимо ушей. Придется заново садиться за учебник». Обхватывает голову руками и углубляется в чтение.

Учитель. Физика является интересной и, одновременно с этим, достаточно сложной наукой. Только постоянные усилия в изучении этой науки позволяет вам глубоко понимать содержание и смысл законов, по которым развивается наш мир. Изучение физики – это, в общем, бесконечный процесс, который можно сравнивать с движением по лестнице всегда вверх.

Вопрос «почему?» – главный вопрос в физике. Задавайте его почаще себе, учителям, товарищам. Именно те, кого вопрос «почему» мучает всю жизнь, и становятся физиками.

Итак, приглашаю Вас, дорогие ребята, в захватывающий путь по исследованию простых явлений окружающего мира методами физической науки. Желаю успеха в постижении тайн мироздания, в раскрытии смысла понятий и законов физики!

Домашнее задание. § 1-3

Физика. 7кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2010.

Рефлексия.

  1. Что нового, интересного вы узнали на первом уроке?
  2. Что понравилось на уроке? Почему?
  3. Что не понравилось?

Литература:

  1. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М.: Просвещение, 1985.
  2. Ланина И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Ланина И.Я. 100 игр по физике: Кн. для учителя, – М.: Просвещение, 1995.
  4. Тульчинский М.Е. Занимательные задачи – парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1981.
  5. Уроки физики в современной школе: Творч. поиск учителей: Кн. для учителя / Сост. Э.М. Браверман; Под ред. В.Г. Разумовского.– М.: Просвещение, 1993.