Школьная учебная конференция повышает эффективность урока

Разделы: Физика


Важная проблема, волнующая всех учителей – повышение эффективности урока. Снижения уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и скукой.

Стремление к разнообразию учебного процесса, пробуждению интереса учащихся к занятиям, организации учебы в школе так, чтобы она соответствовала требованиям современной жизни, направляет мысль творческих учителей на настойчивые поиски новых форм организации уроков. Известно, что без разнообразия форм и видов работы на уроке, без их связи с жизнью невозможно выполнить главную задачу урока: обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, создав условия для творческого труда с максимально возможной производительностью.

Школьная учебная конференция как вид учебных занятий по физике имеет сравнительно небольшую историю. У конференции и урока много общего, в то же время она обладает рядом специфических особенностей.

Конференции, как и уроки, в основном проводятся со всем классом в часы, отведённые для предмета по расписанию, руководящая роль сохраняется за учителем; на конференции, как и на уроке, работа класса в целом сочетается с индивидуальной работой учащихся.

Отличаются конференции от уроков тем, что новые знания учащиеся приобретают за пределами школьного учебника, из дополнительной литературы, Интернета и других источников, используемых во время подготовки к конференции, и из докладов, с которыми выступают другие учащиеся.

На конференцию могут быть приглашены школьники из других классов, учителя, работники библиотек.

Руководящая роль на конференции, конечно принадлежит учителю, как председателю конференции, но хорошо, если из среды школьников назначены сопредседатели. Они организуют выступление учащихся с сообщениями и их обсуждение, дополнения, уточнения. Учитель же обобщает результаты конференции, оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся.

Образовательное значение конференции состоит в том, что в процессе подготовки учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с разными источниками информации.

Конференция способствует выявлению наклонностей и способностей учащихся, развитию у них интересов к научным и техническим знаниям. Велико значение конференции для развития инициативы, активности и самостоятельности учащихся, а также для воспитания у них чувства ответственности перед своей командой, перед классом в целом.

В процессе подготовки своих сообщений учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с наглядностью и приборами, умениями пользоваться подготовленными пособиями во время своего доклада, демонстрировать рисунки, слайды. Готовить презентации по выбранной тематике.

Неоценимо значение конференции в развитии устной речи учащихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал.

Успех конференции определяется, прежде всего качеством её подготовки. Подготовка к конференции включает следующие этапы:

– определение темы конференции,
– определение задач конференции,
– определение круга вопросов (темы докладов), которые целесообразно вынести на конференцию,
– определяется время и место проведения конференции, \
– изучаются учителем соответствующие источники информации, которые можно рекомендовать учащимся,
– рассматриваются и отбираются заявки школьников,
– консультации учащихся.

План конференции, тематика выступлений вывешивается в кабинете заранее.

За несколько дней до конференции следует прослушать сообщения учащихся (особенно, если ученик не уверен в себе), помочь им выразить мысли своими словами, поработать над дикцией. Не следует допускать чтение доклада по написанному тексту, но можно разрешить пользоваться планом, тезисами к докладу.

После каждого выступления классу предлагается обратиться к выступающему с вопросами, внести исправления и дополнения. Желательно, чтобы в процессе прослушивания сообщений слушатели записывали темы, основные положения. Это способствует повышению внимания к докладу. Повышению внимания способствует также постановка лектором 1–3 вопросов классу по содержанию прослушанного. За правильный ответ ученик получает фишку. По количеству набранных фишек определяем самого активного и внимательного слушателя. Кроме этого повышается ответственность учащихся за работу на конференции и контроля над уровнем усвоения обсуждаемых вопросов.

Слушатели перед началом конференции получают карточку, где должны указать фамилию ученика, который, с их точки зрения, сделал самое интересное сообщение. Таким образом, определяем лучшего докладчика.

После прослушивания и обсуждения необходимо обобщить всё, что узнали учащиеся на конференции. Это можно осуществить методом беседы и посредством краткого резюме учителя, постановления конференции.

Примером ученической конференции может быть конференция на тему: «Наука ковала победу».

Школьная конференция по физике
«НАУКА КОВАЛА ПОБЕДУ!»

«Этот день мы приближали как могли»

Цели конференции:

  • Познакомить участников конференции с жизнью учёных , которые своими разработками приближали день Победы,
  • Воспитывать чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и всего народа.
  • На исторических примерах воспитывать волю к победе.
  • Развивать интерес к физике, химии, военной технике и отечественной истории.
  • Отрабатывать коммуникативные умения школьников.

Организаторы:

  • Кабинет физики.
  • Кабинет информатики.
  • Библиотека.

На конференцию приглашаются:

  • Учащиеся 10-а класса.
  • Учащиеся 8-а класса.
  • Учитель истории Кононенко З.П.
  • Методист районной библиотеки
  • Учителя школы.

Поданные заявки рассмотрены 1 апреля
Отобраны заявки 8 апреля
Подготовка стендовых докладов 15 апреля

Материальное обеспечение.

– диски с записями песен о Великой Отечественной войне,
– компьютер с проектором,
– иллюстративный материал о Великой Отечественной войне,
– портреты учёных и конструкторов,
– плакат «Эта победа навечно в наших сердцах»,
– фишки,
– карточки с эмблемой конференции.

Председатель конференции: Осичкина Л.Ал.
Сопредседатели : Решетникова К. и Осичкина В.
Ответственные секретари: Васильева Ал. и Беланова С.
Фотокорреспондент: Попов Ал.
Звукооператор Скосарева Ел.

Время проведения Конференции – 13 апреля в 13ч 15мин.
Место проведения – кабинет физики.

План Конференции

1 Организационный момент.  
2 Вступительное слово учителя.  
3 Ход конференции.  
4. Выступления приглашенных.  
5. Заключительное слово учителя. Подведение итогов
( постановление конференции).
 
6. Награждение.  
7. Разное.  

Постановление Конференции.

– Участники конференции познакомились с деятельностью учёных, которые приближали день Победы и безмерно им благодарны.
– Для интерактивного музея «Эврика» сделать подборку «Наука – фронту».
– Регулярно заполнять колонки стенда «Этюды об учёных» в кабинете физики.
– Подготовить праздничный плакат для школьной библиотеки.
– При подготовке выступлений, докладов, рефератов шире использовать книжный фонд библиотек и Интернет-ресурсы.
– Для успешного овладения монологической речью, ораторским искусством, более чётким выражением своих мыслей необходимо качественно и добросовестно каждому работать в мини-группах.
– Материалы конференции разместить на сайте школы.