Цели:
- обучающая: введение понятия “Индукция магнитного поля”; формирование умений и навыков применять электронные таблицы для расчетов.
- развивающая: развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы, планировать свою деятельность; развитие речи обучающихся через организацию диалогового общения на уроке; развитие и поддержка внимания обучающихся через смену учебной деятельности; развитие рефлексивной деятельности.
- воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание культуры абстрактного мышления и активности мышления; воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
(Задача: создание благоприятного психологического настроя).
Вступительное слово учителя.
2. Повторение пройденного материала (10 мин)
(Задача: организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить к восприятию нового материала;
методы обучения – беседа, практический;
приёмы обучения – постановка вопросов основных, дополнительных, наводящих, обсуждение ответов учеников, решение теста, самоконтроль и контроль учителя)
– Для чего предназначены электронные таблицы?
Предполагаемый ответ (ПО): электронные таблицы предназначены для организации табличных расчетов на компьютере.
– Где и как можно использовать электронные таблицы?
ПО: в различных сферах деятельности человека, которые связаны с расчетами – это профессия бухгалтера, конструктора, математика.
Познакомимся с одним из примеров применения электронных таблиц в школе: решение теста и самопроверка знаний.
Обучающиеся выполняют электронный тест, составленный в Microsoft Excel (Приложение 2). Проверка знаний осуществляется учениками и учителем по оценке, выставленной компьютером.
Фронтальная беседа
Слайд 2, см. Приложение 1
– Определите направление тока, протекающего по проводнику.
ПО: ток по проводнику течет в направлении от N к М.
– Какое правило вы использовали при ответе?
ПО: правило буравчика.
– Сформулируйте правило буравчика.
– В какой точке магнитное поле тока, протекающего по проводнику, действует на магнитную стрелку с наибольшей силой?
ПО: в точке А.
– Дайте объяснение своему ответу.
ПО: магнитное поле тока, протекающего по проводнику действует с наибольшей силой вблизи проводника, а точка А расположена ближе к проводнику.
3. Изучение нового материала (15 мин)
(Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, приемы обучения – демонстрация, обсуждение результатов, показ презентации, рассказ, работа с учебником)
Мотивация:
Демонстрация опыта с магнитами.
Постановка проблемного вопроса: Какой величиной можно охарактеризовать магнитное поле? (Рассуждения обучающихся.)
Учитель вводит понятие “Магнитная индукция”.
В ходе беседы устанавливается, что это за
величина.
Слайд 3 (смена картинки идет после ответа обучающегося)
Обучающийся находится перед экраном и демонстрирует свои ответы с помощью указки, руки.
– Куда направлены магнитные линии?
ПО: от северного полюса магнита к южному полюсу.
– Куда направлена сила, действующая на проводник с током?
ПО: сила, действующая на проводник с током, направлена вниз.
– Каким правилом вы воспользовались при нахождении ответа?
ПО: правило левой руки.
– Сформулируйте правило левой руки.
Слайд 4
Комментарий учителя: к коромыслу весов прикреплен проводник, помещенный в магнитное поле постоянного магнита, на чаше весов находится гиря. Весы находятся в равновесии.
После того, как через проводник пропустить ток равновесие весов нарушится, в связи с действием на проводник силы, направленной вниз.
– Как уравновесить весы?
ПО: положить на чашу весов дополнительную гирю.
Слайд 5
– Как определить величину силы, действующей на проводник с током?
ПО: определить силу можно по весу гирьки, которую добавили на чашу весов, для уравновешивания силы .
Рассказ учителя:
Опыты показывают, что модуль этой силы зависит от самого магнитного поля – более мощный магнит действует на данный проводник с большей силой. Кроме того, сила действия магнитного поля на проводник пропорциональна длине l этого проводника и силе тока I в нем. Отношение же есть величина постоянная, и зависит только от поля. Она и может служить его количественной характеристикой. Эта величина и принимается за модуль вектора магнитной индукции: .
В учебнике найдите определение, чему равен модуль вектора магнитной индукции.
В системе СИ единица магнитной индукции называется тесла (Тл) в честь югославского электротехника Николы Тесла (учитель дает краткую характеристику данного ученого). По полученной формуле можно установить взаимосвязь между единицей магнитной индукции и единицами других величин СИ: 1Тл = 1 .
4. Закрепление изученного материала (10 мин)
(Задача: использовать полученную формулу
при решении задач,
методы обучения – репродуктивный, практический;
приемы обучения – словесные, наглядные,
практические)
Работа обучающихся в тетрадях с комментированным решением задачи и самопроверкой.
Учитель с помощью презентации демонстрирует каждый этап решения задачи Слайд 6.
На практике электронные таблицы используются для расчетов.
Работа обучающихся на компьютере в табличном редакторе Microsoft Excel для решения физической задачи. Текст задачи Слайд 7.
Анализируя текст задачи, обучающиеся составляют план ответа по следующим вопросам (Приложение 3):
– Какие величины даны в условии задачи?
– Определить количество столбцов таблицы, их названия.
– В какие ячейки будем вводить данные?
– В какую ячейку будем вводить формулу для расчета искомой величины?
– Правило ввода формул в ячейку.
– Выразить из формулы вектора магнитной индукции искомую величину.
При выполнении обучающимися задания на компьютерах учитель осуществляет фронтальный контроль, дает анализ решенной задаче.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия (7 мин)
(Задача: получить информацию о степени удовлетворенности обучающихся от урока)
Подведение итого урока учителем, выставление оценок.
Рефлексия “Продолжи предложение” (карточка для рефлексии находится на столе у каждого ученика)
Сегодня на уроке я понял(а), что …
Я увидел(а) на уроке …
Я ухожу с урока с чувством…
Такой урок интересен тем, что…
Я хотел(а) бы, чтобы такие уроки…
6. Домашнее задание (1 мин)
Домашнее задание: §46, упр.37 (2).
Карточки с условием задачи
Решите задачу с помощью электронной таблицы в
табличном редакторе Microsoft Excel
С какой силой действует магнитное поле
индукцией 10 мТл на проводник длиной 0,1 м, если
сила тока в проводнике 50 А?
Карточки с вопросами для анализа
этапов решения задачи
с помощью электронных таблиц в табличном
редакторе Microsoft Excel
– Какие величины даны в условии задачи?
– Определить количество столбцов таблицы, их
названия.
– В какие ячейки будем вводить данные?
– В какую ячейку будем вводить формулу для
расчета искомой величины?
– Правило ввода формул в ячейку.
– Выразить из формулы вектора магнитной
индукции искомую величину.
Карточки для рефлексии
“Продолжи предложение”
Сегодня на уроке я понял(а), что …
Я увидел(а) на уроке …
Я ухожу с урока с чувством…
Такой урок интересен тем, что…
Я хотел(а) бы, чтобы такие уроки…