Цель:
- Раскрытие физической сущности явления электромагнитной индукции
- Создать условия для дальнейшего развития умений сравнивать, анализировать и делать выводы,
- Способствовать воспитанию коммуникативных навыков через организацию работы в группе
Задачи:
1. Образовательная:
- изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
- рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
- показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
- способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.
2. Развивающая: совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся, коммуникативные свойства речи; ознакомление с примером обобщения и систематизации изученного; формирование умения обобщать материал (по вопросам: электромагнитная индукция, закон электромагнитной индукции, развитие кругозора учащихся;
3. Воспитательная: воспитывать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся, основанная на усвоении и учении применять полученные знания в повседневной жизни; формировать отношения учащихся к ценности физических знаний для человека, к ценности научного подхода к изучению явлений окружающего мира.
Организационный этап | |||||
Цели | Методы и содержание | Методы стимулирования | Критерии оценки ответов учащихся | Ожидаемый результат | |
Цель педагога: создание рабочей
атмосферы урока, разделить учащихся на группы,
концентрация внимания уч-ся на результат Цель для уч-ся: подготовка рабочего места, определение цели урока, знакомство с ожидаемым результатом |
Приветствие, приготовление
необходимого оборудования и материалов для
работы на уроке: учебник, тетрадь Ученики приветствуют учителя, рассаживаются по творческим группам, проверяют готовность рабочего места. Мотивация учебной деятельности. (Слайд 1 с сотовым телефоном). Ребята поднимите руку, кто всегда носит с собой мобильный телефон. А теперь те, кто постоянно не носит, но пользуется довольно часто. Для чего чаще всего используют мобильник? Да, он стал необходимой вещью. Можно позвонить, поиграть : но всё это требует затрат энергии. Хорошо, если есть возможность подзарядить телефон, а если нет? Ваши предложения. Спасибо, но это не все возможные варианты. (Слайд 2 с зарядным устройством). На данном слайде показано зарядное устройство, которое позволяет зарядить телефон без какого-либо источника тока. В розетку его включать не нужно. Как вы думаете, за счет чего оно работает? Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, как работает данное устройство, какое явление в нем происходит. Как вы думаете, что нового мы должны узнать, изучая какое-то явление? На доске написана тема: "Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея". И требования государственного стандарта: - уметь описывать и объяснять физическое явление; - приводить примеры практического использования физического явления. |
Похвала. | У кого полная готовность к уроку, и активное участие в беседе в конце урока будет оценка. | Полная готовность к уроку, определение цели самостоятельно | |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу | |||||
Цель педагога: определение уровня
усвоения знаний, полученных на прошлом уроке,
повторение свойств, характеристик магнитного
поля его действия на проводник с током.
совершенствования умений по определению связи с
новой темой, Цель для уч-ся: актуализация знаний, полученных на прошлом уроке, определение связи с новой темой, самопроверка. |
Название явления состоит из двух частей: электро- и магнитная. Для того чтобы всем было понятно давайте вспомним то, что уже изучали: - Что такое электрический ток? На рисунке изображен полосовой магнит, линии магнитного поля которого пронизывают проволочный контур. Предложите способы изменения магнитного потока через контур. | 1. Подсчет бонусов или баллов; 2. Устное поощрение |
По критериям за устные, письменные ответы | Вовлечение всех учащихся в работу на
уроке. Самооценка учащихся своих ответов или ответов друг друга; |
|
Изучение нового материала | |||||
Цель педагога: развитие
коммуникативной и информационной компетенции
уч-ся через организацию поисковой деятельности.
Изучения понятия электромагнитная индукция, ее
практическое применение Цель для уч-ся: продолжить умения работать в группах. Умение выделять главное из второстепенного. проводить эксперименты доказывающие явление электромагнитной индукции, знать ее практическое применение. Познакомиться с историей жизни, открытий М. Фарадея |
Достигнуть цели мы можем разными
способами: послушать мое объяснение, прочитать
параграф в учебнике, исследовать самостоятельно
в ходе эксперимента. В каком случае вам будет
интереснее работать? Именно по этой причине мы с вами разделились на группы. Вспомните правила работы в группах: - Задание у вас общее, но каждый может выбрать ту его часть, которая лично ему интереснее. Общий результат зависит от каждого. - Работая над проблемой вместе, мы учимся слушать и слышать друг друга, убедительно доказывать и опровергать, терпимо воспринимать критику, внимательно и деликатно относится друг к другу. Ученики получают групповое задание. Читают, распределяют задание в группе, приступают к выполнению. Ученикам, выполнявшим экспериментальное задание, предлагается отчитаться по результатам их работы. При отчете задание читать не нужно. В чем заключается опыт? Каковы результаты? Группы отчитываются по 1 заданию. Обобщаются выводы учеников и общий результат записывается в тетрадь: "1. Явление заключается в том, что в замкнутом контуре возникает электрический ток при изменении магнитного потока, пронизывающего данный контур". Давайте проверим, верен ли, сделанный нами вывод. К какому мнению пришли ученые, выполнявшие подобные эксперименты? Предлагается выступить ученикам, выполнявшим историческое задание. Делается вывод о том, что полученные нами результаты совпадают с выводами Фарадея. (Слайд с портретом Фарадея). Группы отчитываются по заданию 2. Обобщаются выводы учеников и общий результат записывается в тетрадь: "2. Явление открыто Майклом Фарадеем в 1831 году". Мы уже знаем, как называется явление, как оно происходит. А где оно применяется? В тетради: "3.Явление применяется: Группы отчитываются по заданию 3. Предлагается выступить ученикам, работавшим с рисунками. (Слайды с рисунками - фонарь Фарадея, велосипедный генератор постоянного тока, ручная зарядка для телефона). На основе явления электромагнитной индукции были созданы мощные генераторы электрической энергии, оно вызвало появление и бурное развитие электротехники и радиотехники. |
Словесное поощрение, Отвечающий получает - оценку. За дополнение отвечающего учащийся так же получает оценку |
Заполнение карты бонусов Положительная характеристика выступающего - 1 бонус При характеристике необходимо одобрение всей группы в подтверждение выступающего |
||
Закрепление нового материала | |||||
Цель педагога: Цель педагога: закрепление понятия электромагнитная индукция, ее практическое применение Цель для уч-ся: совершенствование навыков самооценки и анализа своей деятельности |
тест достижений. Предлагается выполнить тест. Ученики выполняют тест, сравнивают свои ответы с эталоном. Самооценка. Приложение1 | Самопроверка | Самопроверка теста через эталон ответов и выставить себе оценку 1 ош - "4"; 2 ош.- "3" более - ничего, либо бонус (зависит от подготовленности класса) | Проверить каждого ученика по закреплению материала. | |
Задание на дом | |||||
Параграф 49, нарисовать схему и описать наиболее понравившийся вам способ получения индукционного тока (письменно) | |||||